Как рассчитать и проанализировать рентабельность реализованной продукции?

В процессе своей деятельности большинство предприятий производит тот или иной вид продукции. Конечно, организация может выполнять работы или же оказывать услуги, но сути это не меняет. Работники предприятия используют определенное сырье, материалы или что-то подобное, осуществляют с ними определенные действия, в результате чего и получается эта самая продукция. Затем ее необходимо продать, чтобы вернуть затраты и получить прибыль. Конечно, такое описание весьма условно, но смысл предельно ясен. В ходе производственного процесса предприятие осуществляет затраты, а в результате хочет получать прибыль. Соотношение между этими величинами отражается при помощи показателей рентабельности, одним из которых является рентабельность реализованной продукции.

Итак, сначала определимся с тем, как найти рентабельность продукции, которая была продана фирмой. Для этого всего-навсего необходимо разделить прибыль на себестоимость. Но вся проблема как раз и состоит в том, какие именно виды прибыли и себестоимости должны быть включены в расчет. Начнем с числителя, то есть с прибыли. Конечно, подавляющее большинство показателей рентабельности рассчитываются на основе чистой прибыли. Рентабельность реализованной продукции вам тоже никто не помешает рассчитать подобным образом, но это будет не совсем верно. Дело в том, что на чистую прибыль влияют также прочие доходы и расходы, не имеющие к реализации продукции никакого отношения. В этой связи гораздо более верно будет использовать прибыль от продаж, которую вы без труда найдете в бухгалтерской отчетности.

Перейдем к знаменателю дроби, который представляет собой себестоимость. Раз уж мы оцениваем рентабельность реализованной продукции, то и использовать должны ее же себестоимость. Но не все так просто, ведь себестоимость может быть производственной или полной. Между ними сделать выбор тоже очень просто. Производственная себестоимость не включает в себя затраты, которые связаны с реализацией продукции, поэтому данная величина не может быть использована для наших целей. Таким образом в расчет следует включить именно полную себестоимость, которая состоит как из затрат на производство, так и на реализацию.

Определившись с методикой расчета, мы можем, наконец-то, перейти к экономическому смыслу данного показателя. Рентабельность реализованной продукции показывает то, сколько прибыли предприятие получает с каждого рубля, который был вложен в формирование полной себестоимости продукции. Данный показатель совмещает в себя эффективность не только производства, но и реализации. В этом и заключается ценность этого вида рентабельности.

Следует упомянуть еще несколько показателей, которые являются во многом похожими на уже рассмотренный. При использовании в расчете производственной себестоимости мы сможем оценить именно то, насколько эффективным является производственная деятельность фирмы. Очевидно, что данный показатель будет больше предыдущего, так как в знаменателе будут учтены не все затраты.

А если в знаменателе не только учесть все затраты, но и добавить в него прибыль, то мы получим там значение выручки. В результате расчетов мы определим значение рентабельности продаж, которое характеризует долю в выручке той прибыли, которую получает фирма, продавая свою продукцию.

Особенностью всех подобных показателей является то, что для их оценки не используются нормативные сравнения. Наиболее эффективными методами изучения рентабельности являются горизонтальный анализ, представляющий из себя анализ динамики, а также сравнение с показателями аналогичных предприятий и со средними значениями по отрасли, к которой относится рассматриваемая компания.

Статья закончилась. Вопросы остались?
Комментарии 0
Подписаться
Я хочу получать
Правила публикации
Редактирование комментария возможно в течении пяти минут после его создания, либо до момента появления ответа на данный комментарий.