Полтавская битва - инструмент национального воспитания

Полтавская битва стала одной из самых горячих тем украинско-российских взаимоотношений и дискуссий относительно общей истории. Длительное время имя Ивана Мазепы (одного из ключевых действующих лиц данного исторического эпизода) олицетворяло отступничество и предательство. Однозначная негативная оценка этого персонажа едва ли подвергалась сомнению как в царское, так и в советское время. Разве что со стороны совсем уж небольших

полтавская битва
групп, не имевших общественных симпатий. Однако распад СССР и рождение национальной государственности в Украине и России спровоцировало появление новых идеологических взглядов. Деятельность Богдана Хмельницкого, Полтавская битва, исторические портреты Симона Петлюры, Петра Скоропадского и других личностей были полностью переосмыслены в новой украинской историографии. Это вызвало и продолжает вызывать возражения российской стороны, где пересмотр такого рода посчитали искажением реальных событий.

Полтавская битва

Обычно деятельность Ивана Мазепы представляют как историю человека, пришедшего к власти благодаря снисхождению Алексея Михайловича. Считается, что укрепил он свое влияние посредством покровительства Петра Алексеевича. Однако во времена тяжелой для России Северной войны Мазепа перешел во вражеский стан Карла XII. В свою очередь, современные украинские исследователи привносят ряд значительных деталей 

полтавская битва
в картину этих взаимоотношений. Среди прочих имеются факты о планах Петра I сократить, а в будущем вовсе уничтожить гетманское самоуправление в Украине. При том, что для казацкой верхушки договор 1654 года представлялся как союз сюзерена и вассала с сохранением широких вольностей казачества, но никак не полное подчинение. Игнорирование интересов украинской стороны на переговорах с польским королем, которому была обещана часть утраченных не так давно земель, также не добавляло популярности царю.

Критическим моментом стал отказ Петра I от предоставления военной помощи украинцам в момент сражений, когда шведские части уже подходили к порогам Днепра. Можно приводить множество аргументов «за» и «против». Как бы то ни было, Полтавская битва (дата ее - 27 июня 1709 года) была проиграна шведами и Мазепой. А историю, как известно, пишут победители.

Значение национальной памяти

Многие люди перестали верить в национальную идею, потому что этот термин в последние годы стал очень часто и невпопад употребляться журналистами и общественными деятелями. Но Полтавская битва 1709 года не утратила своего значения и осталась очень важной для обретения украинцами самоидентичности и государственности. Потому что фундамент любой нации, кроме происхождения, общего языка и культуры, составляет еще и историческая память: единство взглядов членов национальной общности на события прошлого, трагедии и победы, народных героев. Центральные события этой коллективной памяти формируют модель формирования народной общности.

Например, среди современных евреев реализуется модель народа-жертвы. Центральными событиями их истории и залогом сплочения является холокост и ряд других негативных событий, которые были пережиты и преодолены иудеями. В свою очередь, в Советском государстве и отчасти в современной России

полтавская битва дата
одним из важнейших инструментов объединения нации становится героизация Великой Отечественной войны и победа в ней.

Для сегодняшних украинских идеологов и народных лидеров крайне важно найти единых для всей страны героев. Или создать их. Последнее тоже вполне приемлемо и часто используется. Например, Александр Невский - положительная фигура  для любого русского человека, даже если он не знаком с его деяниями.

Несмотря на выводы современных исследователей о том, что Ледовое побоище, очевидно, не имело такого значения, какое ему долгое время приписывала отечественная историография, для идентичности современной русской нации больше важен образ, чем действительные события, случившиеся в 1242 году. В конце концов, мы до сих пор празднуем 23 февраля, считая, в соответствии с общественным стереотипом, его днем славы Красной армии. Хотя по документам это не так.

Например, Богдан Хмельницкий - один из немногих героев, кого признают как Западная, так и Восточная Украина, имеющие разные идеологии. Вот только для первой он - борец с национальным угнетением, а для второй – с классовым, каким его сделала советская историография. Интересно, что для вышеупомянутых евреев он и вовсе антигерой, виновный в масштабных погромах и убийствах представителей их народа. Так и Полтавская битва, имеющая значение для обоих народов скорее в качестве символа, а не реального исторического события, что и порождает обоюдное непонимание.

Статья закончилась. Вопросы остались?
Комментарии 0
Подписаться
Я хочу получать
Правила публикации
Редактирование комментария возможно в течении пяти минут после его создания, либо до момента появления ответа на данный комментарий.