Гидроудар двигателя: причины и последствия. Как избежать гидроудара двигателя

Двигатель внутреннего сгорания - это сердце автомобиля. От того, в каких условиях эксплуатируется агрегат, и зависит его срок службы. Но бывают поломки, которые никак не связаны с текущим состоянием мотора. Речь в данной статье пойдет о том, что такое гидроудар двигателя, почему он случается и как избежать такого рода поломки. Но обо всем по порядку.

авто в воде

Что такое гидроудар?

Нормальная работа силового агрегата автомобиля не подразумевает наличия воды в последнем. Гидроудар - это возрастание внутрипоршневого давления в сотни раз. Это происходит из-за попадания влаги в цилиндры. Если учесть, что вода практически несжимаемая жидкость, то происходит примерно следующее. Во время такта сжатия поршень движется до своей крайней точки, но встречает на своем пути преграду в виде воды. Закончить цикл он не может, поэтому и происходит гидравлический удар.

Для того чтобы это произошло, вовсе не нужно много воды в цилиндрах, достаточно ее небольшого количества. Так как поршень пытается закончить цикл сжатия, то ломаются шпильки и разрывает блок ГБЦ, гнутся шатуны и т. п. Разрыв блока - наиболее серьезная проблема, при которой ремонт двигателя внутреннего сгорания нецелесообразен, проще купить новый или контрактный мотор.

Как происходит гидроудар двигателя?

Что это такое, мы уже разобрались, а сейчас поговорим немного о другом. Как же попадает влага в мотор? Этот вопрос интересует многих, но на самом деле все предельно просто. В 80 % случаев происходит забор воды извне. К примеру, через впускной коллектор при проезде глубоких луж. "Утопленники" тоже практически все получают гидроудар, если, конечно, не выполнить некоторые действия перед запуском.

внедорожник со шноркелем

Но остается еще 20 %, о которых знают далеко не все. Дело в том, что автомобиль - это довольно сложная система, состоящая из множества узлов и агрегатов. В двигателе предусмотрено жидкостное охлаждение. Антифриз циркулирует по специальным каналам в ГБЦ. Если прокладка прогорает, то жидкость попадает в цилиндры. Иногда гидроудар происходит из-за перелива топлива в камеру сгорания. Случается это крайне редко, но такую вероятность исключать не стоит. Именно поэтому необходимо периодически обслуживать топливную и инжектор.

Последствия гидроудара двигателя

Подобная проблема может случиться с каждым из нас. К счастью, далеко не всегда требуется капитальный ремонт двигателя. В зависимости от ситуации, при которой произошла поломка, потребуются соответствующие меры. К примеру:

  • Гидроудар на холодном ходу и малых оборотах. В этом случае зачастую удается избежать последствий.
  • При ударе на высоких оборотах коленчатого вала силовой агрегат получает серьезные повреждения. Выходят из строя шатуны и поршни, а также сам коленчатый вал и его вкладыши.
  • На среднем ходу - для этого случая характерно небольшое искривление шатуна. При работе он будет задевать противовес коленвала. Чем дольше так ездить, тем серьезнее будут последствия.
    последствия гидравлического удара

Стоит отметить, что капитальный ремонт двигателя невозможен, если поршень пробил стенки цилиндров. Стоит понимать, что после возникновения проблемы мотор зачастую продолжает работать, то его лучше сразу отправить на ремонт. В этом случае есть большая вероятность обойтись малой кровью. Практически всегда коленчатый вал не получает повреждений. Он выходит из строя при работе силового агрегата после гидравлического удара, если погнуло шатуны и имеются другие деформации.

Предупреждение поломки

Мы уже разобрались с тем, как происходит гидроудар двигателя. Исходя из этого можно предпринять определенные меры. К примеру, не рекомендуется заезжать в глубокие лужи более середины колес, особенно на высокой скорости. Ведь попадание воды под давлением в воздухозаборник неминуемо приведет к гидравлическому удару. Некоторые современные внедорожники оснащаются так называемыми шноркелями. Это двухканальные устройства, устанавливаемые в вертикальном положении. Один канал для подвода воздуха, а второй - отвода картерных газов.

Легковые автомобили практически никогда не оснащаются шноркелями, владельцы вынуждены устанавливать их самостоятельно. Ставят их под крылья на максимальной высоте. Оптимально - 80-100 сантиметров от земли. Также рекомендуется периодически проверять воздуховод на наличие механических повреждений. Иногда трещины и пробои в корпусе воздушного фильтра приводят к попаданию влаги в двигатель даже во время сильного дождя.

восстановление после гидроудара

Если гидроудар все же случился

Первым делом необходимо осмотреть воздуховод. Для этого снимаем короб воздушного фильтра и ищем наличие влаги. Ее нужно удалить и просушить фильтр. Второе действие - выкручивание свечей, это касается бензиновых силовых агрегатов. Можно попробовать прокрутить коленчатый вал вручную. Если слышны или заметны зацепы во время цикла, то вызываем эвакуатор и едем на СТО. В случае, когда деформации незначительны или вовсе отсутствуют, можно попробовать прокрутить мотор стартером. Если в процессе слышны стуки и другие посторонние металлические звуки, то лучше мотор больше не насиловать. Ну а когда все в порядке, заводимся и едем на СТО. Автосервис после любого, даже самого слабого гидроудара, все же стоит посетить, ведь если вода попала в двигатель, то ее нужно оттуда удалить и провести дефектовку цилиндро-поршневой группы.

Еще один интересный момент заключается в том, что от гидравлического удара сильнее страдают дизельные моторы. Обусловлено это тем, что камера сгорания у них меньше, а давление на порядок больше. Поэтому при достаточном количестве воды в цилиндре может с легкостью разорвать блок.

деформация шатуна

Основные симптомы

С причинами возникновения гидроудара мы разобрались, поэтому хотелось бы сказать несколько слов о том, как понять, что произошла именно такая поломка. Ведь стук в моторе может быть и не из-за влаги. Первым делом необходимо осмотреть впускной коллектор и воздушный фильтр. Последний из-за наличия влаги очень часто деформируется. Стоит отметить, что вода быстро высыхает, поэтому искать ее необходимо сразу после появления неисправности.

Дальше придется снимать ГБЦ. В каком именно цилиндре был гидроудар, заметно сразу по увеличенной полосе нагара. Обусловлено это тем, что поршень на погнутом шатуне не может закончить такт сжатия, и растет полоса нагара. Если гнется шатун, то поршень незначительно смещается к одной из стенок цилиндра. Это приводит к смещению и полосы нагара на стенке, что довольно сложно не заметить.

Еще несколько симптомов

Как было отмечено выше, далеко не всегда мотор получает критические повреждения. В некоторых случаях шатун может и вовсе оторвать от поршня, а может незначительно деформировать его у основания. Поэтому осмотр шатуна необходимо проводить максимально тщательно. Рекомендуется обратить внимание на стенки цилиндров. Скорее всего, они будут иметь характерные потертости и царапины, что является свидетельством погнутого шатуна.

просушка фильтра

Когда поршень работает неправильно, это способствует повышенному износу одного из подшипников коленчатого вала. Но видно это только в случае полной переборки силового агрегата. Если случился удар, то в залитом цилиндре обычно больше нагара, чем во всех остальных. Все эти признаки гидроудара двигателя по отдельности практически не встречаются. Их совокупность говорит о том, что ДВС нуждается в ремонте.

Капремонт силового агрегата автомобиля

В 80 % случаев таковой ремонт все же понадобится. Но его стоимость будет зависеть от характера повреждений. Если погнуло только шатуны, то под замену идет поршнево-шатунная группа. Даже такие работы обойдутся совсем не дешево. Многое зависит еще и от мотора. Если это какой-то редкий в вашем городе или регионе силовой агрегат, то стоит морально подготовиться к большим затратам.

Но такого плана поломка - это полбеды. Очень часто капитальный ремонт двигателя не ограничивается заменой шатунов и поршней. Если разорвало блок, то ценник на ремонт возрастает в несколько раз. Понадобится снять силовой агрегат с автомобиля, перебрать его. Заменить поршневую и купить новый блок. В большинстве случаев цена подобного ремонта приравнивается к покупке контрактного силового агрегата. Что лучше, решает для себя каждый. Ведь многие водители способны свой мотор перебрать самостоятельно. В этом случае целесообразно выполнить ремонт, предварительно закупив необходимые запасные части.

мотор после гидроудара

Подведем итоги

Как избежать гидроудара двигателя? Тут все просто - глубокие лужи необходимо проезжать максимально медленно. Оптимальная скорость - не более 7 километров в час. Особенно это актуально для заниженных автомобилей. Не стоит пытаться переплывать на машине глубокие лужи, полностью покрывающие шины. Это в любом случае негативно скажется на работоспособности транспортного средства, ну а заклинит мотор или нет, тут как повезет.

Гидроудар - это одна из самых серьезных поломок силового агрегата наряду с недостаточным количеством смазочных материалов и перегревом. Чтобы двигатель долго и исправно работал, его необходимо эксплуатировать в щадящем режиме, не давать высоких оборотов на холодную, не ездить долго на высокой скорости и не заезжать в глубокие лужи и ямы. Следите за количеством масла и своевременно его меняйте, а если вы любите поездки по пересеченной местности, то обязательно нужно установить шноркель.

Статья закончилась. Вопросы остались?
Комментарии 0
Подписаться
Я хочу получать
Правила публикации
Редактирование комментария возможно в течении пяти минут после его создания, либо до момента появления ответа на данный комментарий.