Преподавание в современной школе: приемы обучения русскому языку и литературе

Урок в современной школе часто напоминает некое действо, сценическое представление, а учитель похож или на фокусника с волшебной палочкой, или на дирижера, умело руководящего своим оркестром – классом.

приемы обучения

Основные моменты преподавательской методики

Приемы обучения, используемые учителем на уроке, зависят в первую очередь от тех задач и целей, которые ставятся на каждом конкретном занятии в частности и при прохождении определённых тем в целом. На выбор их влияют, помимо этого, возрастной контингент учащихся, степень их подготовленности и многие другие факторы. Так, исследовательские формы и методы работы чаще всего применяются в старших классах, а игровые – в младших и средних.

В то же время есть и такие приемы обучения, которые считаются универсальными. Возьмём словесное рисование. Оно одинаково эффективно как для русского языка, так и литературы, и может успешно использоваться с первого класса по последний. Речь идёт не только о специальных уроках развития речи, но и повседневных. Охарактеризовать героя произведения, объяснить конфликт или роль пейзажа, пересказать сюжет, проанализировать точку зрения автора – со всем этим ученик сталкивается практически на каждом занятии по литературе. И приемы обучения, связанные со словесным рисованием, помогают сконцентрироваться, выявить причинно-следственные связи, развивают логику мышления, умение говорить, точно формулировать и выражать свои мысли. На уроках русского языка эти же приёмы также способствуют формированию культуры речи, грамотному построению предложений.

Чтобы их выработать, учитель может задать упражнения, где нужно вставить подходящие по смыслу слова, соединить части предложений, расположить в смысловом порядке абзацы, смоделировать указанную речевую ситуацию и т. д. Подобные приемы обучения направлены на развитие коммуникативной компетенции учащихся, полноценное овладение всеми богатствами родного языка. Приведённый пример является одним из многих, т. к. педагогическая копилка каждого учителя изобилует разнообразными новаторскими и традиционными подходами к образовательному процессу.

методические приемы обучения

Современные технологии в образовании

Образовательный процесс не стоит на месте. Он представляет собой подвижную, гибкую систему, компоненты которой изменяются в зависимости от потребностей общества. В связи с этим новые методические приемы обучения регулярно включаются в традиционную структуру урока, создают эффективные виды учебной деятельности.

Например, очень интересны интегрированные уроки. Можно связать литературу с русским или иностранным языком, историей, музыкой, живописью (рисованием), географией. В результате у вас получится провести урок-путешествие, урок-исследование и т. д. В занятиях такого рода, и больше это относится к младшему и среднему звеньям, оптимальными будут игровые приемы обучения. Хороши они и в уроках соревновательного типа: КВН, «Что? Где? Когда?», лингвистических турнирах и боях, литературных интервью и репортажах. Такие занятия можно вести во всех звеньях образовательной цепочки.

игровые приемы обучения

Обязательным элементом современного урока является применение техсредств. Различного рода компьютерные презентации, схемы, графики, виртуальные путешествия и т. д., сделанные педагогом с привлечением школьников, придают учебному процессу большую информативность и эмоциональную насыщенность, познавательность, интерес. Уроки с применением новых технологий пробуждают в ученике исследователя, желающего знать больше, и учат добывать эти знания самостоятельно.

Таким образом, реализуется одна из главных задач школьного образования: воспитать не только грамотную, но и активную, ищущую, творческую личность.

Статья закончилась. Вопросы остались?
Добавить смайл
  • :smile:
  • :wink:
  • :frowning:
  • :stuck_out_tongue_winking_eye:
  • :smirk:
  • :open_mouth:
  • :grinning:
  • :pensive:
  • :relaxed:
  • :heart:
Подписаться
Я хочу получать
Правила публикации
Следят за новыми комментариями — 4
Редактирование комментария возможно в течении пяти минут после его создания, либо до момента появления ответа на данный комментарий.