Принципы построения бюджетной системы и их содержание

В РФ, как и в любой стране, формирование бюджетной системы основывается на определенных принципах. Принципы – это наиболее общие и существенные положения, определяющие структуру, содержание и характер взаимодействия всех аспектов, касающихся работы бюджетной системы. Такие принципы в РФ закрепляются и детально рассматриваются в специальном законодательном акте – Бюджетном Кодексе. Непосредственно принципы построения бюджетной системы государства изложены в пятой главе настоящего Кодекса.

Наиболее важные принципы функционирования бюджетной системы будут рассмотрены ниже.

1. Принцип уровневого разграничения баланса бюджета предусматривает, что конкретные виды бюджетных ресурсов формируются их строго оговоренных источников налоговых поступлений. Кроме того, здесь учитывается и уровневый фактор, т.е. разграничение налоговых и бюджетных структур на федеральные и региональные.

2.  Установленные принципы единства бюджетной системы предусматривают сохранение и ее работу как единого целого системного образования, функционирующего на основе общей денежной системы и унифицированных видов бюджетной документации и общих законах.

3. Принцип самостоятельности заключается в:

- предоставлении права осуществления бюджетного процесса местным (региональным) органам законодательной власти;

- наличии у каждого субъекта бюджетного процесса своей базы для его формирования;

- законодательном распределении полномочий по формированию бюджетов;

- праве властных институтов распределять статьи расходования бюджетных средств и источников их пополнения.

4. Принципы построения бюджетной системы, предусматривающие полноту отражения всех бюджетных ресурсов, аккумулированных в системе страны и их полное использование для финансирования программ, предусмотренных бюджетным законодательством.

5. Принципы сбалансированности бюджетов предполагают соответствия количества средств расходной части бюджета возможностям источников по его пополнению. Минимизация его дефицита является основным правилом, которое обеспечивает выполнение этого принципа.

6. Принцип эффективности предполагает экономное расходование бюджетных ресурсов, которое обязывает органы власти добиваться решения стоящих хозяйственных задач при наименьших затратах.

7. Принцип гласности устанавливает, что все сведения, касающиеся протекания бюджетного процесса, подлежат опубликованию в СМИ. Помимо этого, этот принцип устанавливает, что все процедуры утверждения бюджетных планов должны быть открытыми. Секретные статьи рассматриваются и утверждаются только на федеральном уровне.

8. Принцип достоверности означает высокую степень достоверности и надежности информации о содержании бюджетной деятельности, реалистичности прогнозирования бюджетного процесса и его исполнения.

9. Принципы построения бюджетной системы на основе адресности и строгого целевого использования ресурсов предполагают такое их распределение, при котором получатель может ими располагать только после убедительного обоснования целей финансирования.

В соответствии с дополнениями в Кодекс, не допускается перераспределение бюджетов между их уровнями, за исключением федерального, в котором создаются специальные фонды для адресного финансирования срочных государственных или социальных программ.

Федеральные акты, которые имеют отношение к регулированию бюджетного процесса, устанавливают и ответственность, которую могут нести должностные лица, совершившие нарушения в этой области. Такое санкционирование можно также рассматривать как дополнительный и необходимый принцип работы бюджетной системы. принципы построения бюджетной системы являются содержательной основой для созидания правовой базы регулирования бюджетных процессов.

Статья закончилась. Вопросы остались?
Комментарии 0
Подписаться
Я хочу получать
Правила публикации
Редактирование комментария возможно в течении пяти минут после его создания, либо до момента появления ответа на данный комментарий.