Подключение электродвигателя на три фазы

С полным правом можно сказать, что электрические двигатели являются основой современной цивилизации. При существующем уровне прогресса они представляют собой один из наиболее эффективных решений для преобразования одного вида энергии в другой.

подключение электродвигателя
Электродвигатели настолько широко распространены, что иногда, глядя на то или иное устройство, невозможно даже предположить, что в нем используется какая-либо разновидность электромотора. Например, мало кто знает, что в некоторых мобильных телефонах режим вибрации реализуется благодаря вращению вала компактного двигателя с установленным на нем эксцентриком. Неудивительно, что еще меньшее число людей знает, как выполняется подключение электродвигателя. Хотя, откровенно говоря, ничего сложного в этом нет. Чтобы разобраться, как производится подключение электродвигателя, нет необходимости оканчивать электротехнические курсы или вникать в особенности взаимодействия магнитных полей внутри корпуса устройства.

Засучим рукава…

Подключение электродвигателя начинается вовсе не с подачи напряжения на выводы, а с осмотра спецификации устройства. На любом электромоторе (если, конечно, он не побывал в руках вандалов и не эксплуатировался в агрессивной среде) всегда присутствует небольшая табличка, в которой указаны тип, КПД, величина напряжения и тока, номинальная скорость вращения вала и пр.

схема электродвигателя
Если проигнорировать эти данные и выполнить подключение электродвигателя, то вполне возможно повреждение источника питания, проводников или самого мотора.

Один из ключевых моментов – мощность (в киловаттах). Ее величина влияет на сечение жилы провода, которым будет подводиться напряжение. Зависимость сечения проводника от тока и мощности приводится в специальной таблице (можно найти в ПУЭ).

Решения для переменного тока

Так как более широко распространены асинхронные двигатели, то дальше мы рассмотрим именно их. Открыв крышку борна (клеммная коробка), можно увидеть диэлектрическую колодку с рядом выводов. У двигателей, рассчитанных на трехфазные сети, контактов может быть 3 или 6. В первом случае подключение простое: на каждый вывод подводится фаза (380 В), а при необходимости изменить вращение две любые из них нужно поменять местами.

ремонт электродвигателя
Схема электродвигателя с 6 выводами более гибкая. Обычно на табличке в колонке «Напряжение» указано сразу два значения: 220 и 380 Вольт (или 380 и 660). Это означает, что в зависимости от способа подвода питания потенциал на обмотках будет различным. Их существует два варианта: «треугольником» и «звездой». Внутри двигателя три обмотки, начала и концы которых, соответственно, обозначаются С1-с4, С2-с5, С3-с6. На табличке всегда указано соответствие подключения напряжению, то есть, 220/380 при «треугольник/звезда» означает, что схема соединения внутренних обмоток, например, в звезду, применяется для сети 380 В. Путать это не следует, если, конечно, не хочется проводить внеплановый ремонт электродвигателя.

Соединяем выводы

Предположим, что нужное напряжение выбрано. По табличке определяем схему соединения. Остается правильно установить перемычки между выводами и подвести напряжение. Для звезды следует установить мостики между контактами С4-С5-С6, а к С1, С2 и С3 подключить разноименные фазы. Для треугольника схема иная: перемычки ставятся между С3-С5, С2-С4 и С1-С6. В двухпроводной сети третью «фазу» можно получить с помощью включения вспомогательного конденсатора. Эта схема широкодоступна, поэтому здесь не рассматривается.

Каждый из способов соединение внутренних обмоток обладает своими особенностями: на одной большие токи и мощность, а на другой плавная работа. Выбирать нужную схему следует, исходя из возможностей сети и задач, решаемых с помощью электропривода.

Статья закончилась. Вопросы остались?
Комментарии 0
Подписаться
Я хочу получать
Правила публикации
Редактирование комментария возможно в течении пяти минут после его создания, либо до момента появления ответа на данный комментарий.