Мумификация занимала особое место в культуре и верованиях Древнего Египта. Египтяне верили, что душа после смерти продолжает жить, переселяясь в мир мертвых - Дуат. Чтобы душа могла вернуться к своему телу, его старались максимально сохранить от разложения. Так появилась традиция бальзамирования тел умерших.
Особенности мировоззрения древних египтян
Процесс мумификации был очень сложным и длительным. Специально обученные жрецы тщательно выполняли все этапы обряда, стремясь как можно лучше подготовить умершего к загробной жизни. Кроме того, в гробницу вместе с телом помещали множество необходимых для того света предметов.
Древние египтяне верили в загробную жизнь и переселение души после смерти. Согласно их мифологии, после смерти душа покидала тело и отправлялась в царство мертвых, которым управлял бог Осирис. Там душа проходила суд, на котором боги взвешивали ее добрые и злые поступки. Если добрых оказывалось больше, то душа могла отправиться на вечный покой в поля Иалу. Но если человек при жизни совершал много зла, его душу пожирали чудовища.
Чтобы обеспечить благоприятный исход суда и дать душе шанс попасть в царство мертвых, древние египтяне прибегали к обряду «открытия уст». Жрец расписывал лицо усопшего, чтобы тот мог «ожить» и произнести магические формулы. Это помогало душе преодолеть препятствия в загробном мире.
Считалось также, что после смерти душа будет нуждаться в «доме» - теле усопшего. Поэтому так важно было сохранить это «жилище» с помощью мумификации. В Древнем Египте для этого использовали бальзамирование и заворачивание тела в льняные бинты:
- Мумификация позволяла телу умершего сохраняться тысячи лет.
- Тщательно забальзамированное тело становилось надежным «домом» для души в загробном мире.
Также египтяне верили, что в загробной жизни человеку потребуются земные блага и предметы быта. Поэтому в гробницы вместе с мумией клали еду, одежду, украшения, посуду.
Предметы для загробной жизни, которые клали в гробницу | Их значение |
Еда и напитки | Чтобы умерший не голодал в царстве мертвых |
Одежда и украшения | Для красоты и удобства |
Амулеты | Для защиты от злых духов |
Также для обустройства «дома» умершего в гробницу вносили необходимую мебель, например, кровать. Эта традиция со временем привела к возникновению особых погребальных камер со стенными росписями и изображением предметов обстановки.
Процесс мумификации в Древнем Египте
Процесс мумификации в Древнем Египте подразделялся на несколько этапов. Сначала тело доставляли в специальную погребальную мастерскую, где его омывали и очищали от грязи с помощью пальмового вина и ароматических масел.
Затем при помощи острого каменного ножа делали надрез в боку и извлекали внутренние органы (кроме сердца и почек). Их помещали в специальные канопы – сосуды с крышками в виде голов животных, олицетворявших четырех сыновей бога Гора.
Пустую полость живота заполняли солью, чтобы впитать остатки влаги, а разрез зашивали. Затем через ноздри железным крючком извлекали мозг. По некоторым данным, мозг иногда растворяли и удаляли через полость черепа:
- После этого тело опускали в раствор натрона на 70 дней.
- Натрон высушивал ткани и предотвращал разложение.
- За это время родственники умершего успевали подготовить гробницу и погребальную утварь для обустройства «дома» в загробном мире.
По завершении высушивания тело обмывали и умащали благовонными маслами для придания мягкости и эластичности. Затем его обертывали полосами льняных повязок, пропитанных смолой. Между слоями прокладывали амулеты для защиты в загробном мире.
Отдельно бинтовали конечности, затем все тело целиком. Иногда между бинтами помещали солому, чтобы сохранить форму тела. На голову надевали маску, а сверху тело заворачивали в ткань, образуя мумию – надежный «дом» для души усопшего.
Мумификация в Древнем Египте - это сложный ритуал бальзамирования и заворачивания тела, цель которого – обеспечить сохранность «дома» для души умершего в его путешествии в царство мертвых.
Погребальный инвентарь в захоронениях древних египтян
В гробницы наряду с мумией помещали обильный погребальный инвентарь. Согласно представлениям древних египтян, все эти предметы должны были пригодиться умершему в загробной жизни.
Ассортимент погребального инвентаря на протяжении истории Египта менялся. На раннем этапе в гробницы клали скромные украшения, нехитрую утварь, запасы еды и питья. Позже стали вкладывать более ценные вещи, отражавшие социальный статус умершего:
- Еда и напитки. Одной из важнейших категорий погребального инвентаря были продукты питания. Считалось, что без них душа в загробном мире будет голодать и даже вынуждена питаться собственными экскрементами. Поэтому в гробницы клали хлеб, фрукты, мясо, а также сосуды с пивом и вином.
- Одежда и украшения. В гробницу вместе с умершим клали предметы гардероба: туники, плащи, головные уборы, сандалии. Богато украшенную одежду хоронили вместе с знатными особами. Украшения из драгоценных металлов и камней также считались необходимыми атрибутами роскошной загробной жизни.
- Бытовые предметы. В захоронение вкладывали разнообразные предметы быта: посуду, мебель, туалетные принадлежности, косметику, игры. Набор зависел от пола и общественного положения умершего. Например, правитель мог «забрать с собой» целую колесницу.
Мумификация в Древнем Египте являлась лишь частью комплекса погребального ритуала. Тщательное бальзамирование в сочетании с обильным погребальным инвентарем должно было обеспечить достойную и обустроенную загробную жизнь усопшему.
Развитие традиции мумификации в истории Египта
Традиция мумификации в Древнем Египте зародилась в эпоху Раннего царства (III тысячелетие до н. э.). Первоначально она была привилегией правителей, а рядовых граждан хоронили в пустынном песке, где тела мумифицировались естественным путем.
Со временем мумификация получает широкое распространение. Уже при V династии ее стали применять не только к фараонам, но и к знати. А к Среднему царству (XXI-XVIII вв. до н. э.) этот обряд становится массовым.
Постепенно вырабатывались каноны и символика процесса бальзамирования. Сложились четкие представления о структуре тела, которые отразились в технологии. Так появились те самые этапы мумификации в Древнем Египте, которые подробно описаны Геродотом.
Упадок в Поздний период
В Поздний период после завоевания Египта Александром Македонским традиции мумификации приходят в упадок. Греки относились к египетским обычаям пренебрежительно, поэтому качество бальзамирования снижается.
Все чаще вместо тщательного высушивания и обертывания тело просто обкладывали веществами, предохраняющими от разложения на некоторое время. Мумии этого периода плохой сохранности.
Возрождение традиций при Птолемеях
Когда власть в Египте захватила династия Птолемеев, началось возрождение многих традиций. Бальзамирование вернуло себе былой статус, и его стали проводить по всем канонам древности.
Особенно преуспела в мумификации царица Клеопатра. Она изучила древние трактаты и восстановила утраченные секреты бальзамирования. Ее обернутая в золото мумия, увы, не сохранилась.
За более чем трехтысячелетнюю историю мумификация в Древнем Египте претерпела взлеты и падения. Этот погребальный ритуал был тесно связан с религиозными воззрениями древних египтян на загробную участь человека.