Биография-Ивана Сусанина: легендарный крестьянин, спасший царя

Иван Сусанин был простым крестьянином из села Домнино Костромской губернии. Он прославился своим героическим поступком - спасением юного Михаила Романова во время Смуты в России в начале XVII века. Подвиг Сусанина описан в исторических документах того времени, а также в преданиях, которые передавались из поколения в поколение. Сусанин стал символом народного патриотизма и самопожертвования. Но биография Ивана Сусанина сегодня стала забываться.

Происхождение Ивана Сусанина

Согласно преданиям, Иван Сусанин был родом из находившейся неподалеку от села Домнино деревни Деревеньки. Он был крепостным крестьянином дворян Шестовых, проживавших в Домнине, в центре довольно крупной вотчины, находившейся примерно в 60 верстах к северу от Костромы.

Будучи вдовцом в зрелом возрасте, Сусанин, по всей видимости, занимал должность вотчинного старосты – управляющего домнинской вотчиной Шестовых. О его семье известно, что дочь Антонида была замужем и имела детей.

Таким образом, Сусанин не был простым крестьянином, а исполнял административные функции на вотчине своих помещиков. Это косвенно подтверждает его авторитет и доверие со стороны владельцев имения.

Старая русская деревня с традиционными деревянными домами

Подвиг Сусанина по спасению Михаила Романова

Согласно царской грамоте от 30 ноября 1619 года, зимой 1613 года Михаил Романов и его мать находились в Костроме. Узнав об этом, польско-литовский отряд решил захватить юного Романова. Неподалеку от деревни Домнино они встретили крестьянина Ивана Сусанина и пытались выведать у него местонахождение царя. Сусанин под пытками не выдал убежище Михаила Романова и был замучен поляками.

Существует версия, что Сусанин согласился стать проводником отряда, но завел их в лесную чащу к болотам, тем самым спасая юного царя. Доказательством реальности подвига Сусанина является царская грамота 1619 года о пожаловании зятю Сусанина Богдану Собинину деревни за «кровь и терпение». Последующие грамоты 1633, 1644, 1691 годов также говорят о награждении потомков Сусанина за его подвиг.

Таким образом, согласно историческим документам, в 1613 году Иван Сусанин пожертвовал своей жизнью, чтобы спасти избранного Земским собором юного царя Михаила Романова. Этот подвиг положил начало почитанию Сусанина как национального героя России, отдавшего жизнь за веру, царя и Отечество.

Увековечение памяти Ивана Сусанина в России

Подвиг Ивана Сусанина получил широкую известность в России. Уже при Михаиле Романове власти отмечали заслуги Сусанина царскими грамотами его потомкам. Особенно почитание героя усилилось в царствование Николая I, когда прославление Сусанина стало частью государственной политики.

В 1838 году указом Николая I центральная площадь Костромы была названа Сусанинской, а в 1851 году там установили памятник Сусанину работы академика В.И. Демут-Малиновского. Монумент из гранита был увенчан бюстом Михаила Романова и фигурой коленопреклоненного Сусанина. В советское время памятник был уничтожен.

Новый памятник по проекту Н.А. Лавинского появился в Костроме в 1967 году. Он представляет фигуру Сусанина в крестьянской одежде на постаменте с надписью «Ивану Сусанину — патриоту земли русской». Образ героя вошел в скульптурные композиции ряда монументов.

Именем Сусанина названы Сусанинская площадь в Костроме, улицы в городах России, село Сусанино и район в Ярославской области. Там действует музей Ивана Сусанина. Так увековечена память о крестьянине, отдавшем жизнь за Отечество в Смутное время.

Памятник Ивану Сусанину в Костроме

Образ Сусанина в произведениях искусства

Подвиг Ивана Сусанина нашел отражение во многих произведениях русской культуры. В 1836 году М.И. Глинка создал оперу «Жизнь за царя», прославившую Сусанина. В советское время она была переименована в «Иван Сусанин».

Образ героя вдохновил К.Ф. Рылеева на создание поэмы «Иван Сусанин», Н.А. Полевого - на драму «Костромские леса». Сусанин стал персонажем картин М.И. Скотти «Подвиг Ивана Сусанина» и М.В. Нестерова «Видение Ивану Сусанину образа Михаила Федоровича».

Фигура Сусанина присутствует в монументальных скульптурных композициях «Тысячелетие России» в Великом Новгороде и «300-летие дома Романовых» в Костроме. Так искусство увековечило память о подвиге простого крестьянина ради спасения Отечества в Смутное время.

Образ Сусанина как национального героя России вошел в сокровищницу отечественной истории и культуры, вдохновляя новые поколения на самоотверженное служение Родине.

Исторические документы о подвиге Сусанина

Основным историческим источником, подтверждающим реальность подвига Ивана Сусанина, является царская жалованная грамота от 30 ноября 1619 года. В ней говорится о награждении зятя Сусанина Богдана Собинина за «кровь и терпение» Сусанина, который «на Москве и в Костроме бысть мучим и убит от литовских людей до смерти».

Грамоты 1633 и 1644 годов также подтверждают награждение вдовы и детей Сусанина за его подвиг. Грамота 1691 года распространила эти льготы на всех потомков Сусанина «в род их во веки неподвижно». Последующие подтверждающие грамоты 1741 и 1767 годов свидетельствуют о сохранении памяти о подвиге Сусанина.

Таким образом, комплекс официальных документов XVII-XVIII веков, исходивших от царской власти, неопровержимо доказывает историческую достоверность самопожертвования Ивана Сусанина во имя спасения жизни юного Михаила Романова и сохранения преемственности русской государственности в Смутное время.

Предания о Сусанине в фольклоре

Помимо официальных документов, память о подвиге Ивана Сусанина сохранялась в устных преданиях, бытовавших среди крестьян Костромского края. Эти предания передавались из поколения в поколение и обогащали народное сознание образом национального героя.

Согласно преданиям, Сусанин был уроженцем деревни Деревеньки близ Домнина. Он занимал должность вотчинного старосты и управлял имением бояр Шестовых в Домнине. Когда польский отряд оказался в окрестностях Домнина, Сусанин был схвачен как староста. Его пытали, требуя указать местонахождение Михаила Романова, но Сусанин молчал. Тогда он согласился стать проводником, но завел отряд в чащу леса, где и был замучен.

Таким образом, фольклор сохранил и передал потомкам представление о Сусанине как о простом крестьянине, совершившем великий подвиг во имя веры и Отечества. Эти предания легли в основу последующего официального почитания Сусанина как национального героя России.

Споры об историчности Сусанина в XIX веке

Несмотря на наличие официальных документов и фольклорных преданий, в XIX веке разгорелись споры об историчности Ивана Сусанина. Особенно острой критике культ героя подвергся после публикации в 1862 году статьи Н.И. Костомарова «Иван Сусанин».

Костомаров считал, что реальный Сусанин мог стать жертвой произвола казаков-разбойников в Смутное время, а легенда о его подвиге возникла позднее и была мифологизирована. Другие историки, как С.М. Соловьев и М.П. Погодин, оппонировали Костомарову, настаивая на подлинности сусанинского подвига.

Так в российской историографии XIX века шла полемика о реальности личности Ивана Сусанина и его роли в спасении Михаила Романова. Однако в целом образ Сусанина как народного героя сохранил свое значение для русского самосознания.

Изображение Сусанина на памятниках

Образ Ивана Сусанина запечатлен в ряде памятников, установленных в его честь. В 1851 году в центре Костромы был сооружен монумент работы В.И. Демут-Малиновского. Гранитная колонна была увенчана бюстом Михаила Романова, у подножия находилась фигура коленопреклоненного Сусанина.

В советское время этот памятник был разрушен. Новый монумент появился в Костроме в 1967 году — фигура Сусанина в крестьянской одежде на высоком постаменте работы Н.А. Лавинского.

Изображения Сусанина присутствуют в монументальных ансамблях «Тысячелетие России» в Великом Новгороде, «300-летие дома Романовых» в Костроме. Так облик народного героя увековечен в камне как символ самоотверженного служения Родине.

Памятники Сусанину отражают как эволюцию его образа в истории, так и непреходящее значение подвига простого крестьянина для национального самосознания России.

Переименование топонимов в честь Сусанина

27 августа 1939 года вышел указ Президиума Верховного Совета РСФСР о переименовании Молвитинского района Ярославской области в Сусанинский район и его центра, села Молвитино, в село Сусанино. Таким образом, топонимы населенных пунктов стали увековечивать память Ивана Сусанина.

В настоящее время имя Ивана Сусанина носят Сусанинский район и его административный центр село Сусанино в Костромской области. Центральная площадь города Костромы также носит имя Сусанина (с 1835 года, за исключением периода 1918-1992 годов).

Кроме того, улицы Ивана Сусанина есть во многих городах России, в частности в Москве, Санкт-Петербурге, Нижнем Новгороде, Ярославле, Костроме, Иваново и других. Также имя Сусанина носили различные российские суда.

Музей Ивана Сусанина в селе Сусанино

В селе Сусанино Костромской области, носящем имя легендарного крестьянина, в здании Воскресенской церкви располагается музей Ивана Сусанина. Экспозиция музея посвящена жизни и подвигу Ивана Сусанина, а также истории села Сусанино и одноименного района.

В музее представлены архивные документы о Сусанине и его потомках, в том числе подлинная царская жалованная грамота 1619 года семье Сусанина. Также в экспозиции находится богатый иллюстративный материал: портреты, фотографии, репродукции картин на тему подвига. Отдельный раздел посвящен книгам, брошюрам и журнальным публикациям об Иване Сусанине.

Значительная часть музейного фонда состоит из предметов крестьянского быта XVII-XIX веков: утварь, одежда, орудия труда. Эти экспонаты рассказывают о жизни и традициях крестьян вотчины Шестовых, к которым принадлежал Сусанин. Также в музее хранятся личные вещи потомков Сусанина, переданные в дар музею.

Значение образа Сусанина для русской культуры

Образ Ивана Сусанина, простого крестьянина, отдавшего жизнь ради спасения государя и Отечества, приобрел огромное культурное и символическое значение в России. Сусанин стал воплощением высшего патриотического подвига, самопожертвования во имя Родины.

Уже при Николае I культ Сусанина активно поддерживался властями, ему посвящались произведения литературы, живописи, музыки. Образ символизировал единство царя и народа. В советское время акцент делался на Сусанине как патриоте земли русской, защитнике отечества от иноземных захватчиков.

До сих пор Сусанин остается одним из главных национальных героев России. Его подвиг вдохновлял многих деятелей культуры. О нем сложены легенды и предания, ему посвящены полотна известных художников. Образ Ивана Сусанина навсегда вписан в историю и культурную память России.

Статья закончилась. Вопросы остались?
Комментариев 1
Подписаться
Я хочу получать
Правила публикации
3
Похоже , поляки с литовцами до сих пор помнят Ивана Сусанина , да и Минина с Пожарским , вот и исходят до измождения в злобе к России .
Копировать ссылку
Редактирование комментария возможно в течении пяти минут после его создания, либо до момента появления ответа на данный комментарий.