Картина Васнецова "Аленушка": история создания шедевра живописи

Картина «Аленушка» кисти выдающегося русского художника Виктора Михайловича Васнецова по праву считается одним из самых известных произведений отечественной живописи. Это полотно проникнуто глубокой печалью и лиризмом, в нем запечатлен образ одинокой деревенской девочки-сироты.

Созданная в 1881 году, эта знаменитая картина знаменитого живописца является образцом того, как талантливый мастер может передать внутренний мир человека и его неразрывную связь с окружающей природой.

Замысел полотна и работа над эскизами

Работу над картиной «Аленушка» Виктор Васнецов начал в 1880 году, находясь летом в селе Ахтырка под Москвой. Там он создавал эскизы и этюды для многих своих полотен, в том числе и для «Аленушки».

Как вспоминал сам художник, идея этой картины «как будто давно жила в моей голове, но реально я увидел ее в Ахтырке, когда встретил одну простоволосую девушку, поразившую мое воображение». Эта встреча вдохновила Васнецова на создание образа главной героини.

Для работы над картиной Васнецов создал множество этюдов и эскизов. Он писал пейзажные зарисовки на берегу реки Воря в Абрамцеве и у пруда в Ахтырке. Также сохранились этюды с натуры для образа Аленушки. Благодаря тщательной подготовительной работе художнику удалось с большой точностью передать в картине нужный ему образ и настроение.

Полотно «Картина Васнецова Аленушка» было закончено Васнецовым зимой 1881 года в Москве. После завершения работы художник отправил картину на Передвижную выставку в Петербург и Москву.

Картина Васнецова Аленушка изображает одинокую грустную девочку у пруда в лесу

Первая выставка картины в 1881 году

Законченная зимой 1881 года картина «Аленушка» была впервые показана публике на Передвижной выставке в Санкт-Петербурге и Москве. Полотно привлекло большое внимание зрителей и критиков. Так, искусствовед Игорь Грабарь назвал «Аленушку» одной из лучших картин русской школы того времени.

Однако наряду с положительными отзывами звучали и критические замечания. Некоторые считали, что название картины недостаточно конкретно. Историк Сергей Флеров писал: «Что это за девочка? Это Аленушка. В каталоге так-таки и написано “Аленушка” и более ничего. Это шарада». По его мнению, Васнецову следовало указать, что изображена «дурочка» или девочка из русских сказок.

Тем не менее, экспонирование «Аленушки» на Передвижной выставке 1881 года имело большой успех и принесло славу картине и ее автору. После Петербурга и Москвы полотно показывали в Киеве в рамках Передвижной выставки, а в 1882 году привезли на Всероссийскую художественную выставку в Москву.

Изменения в названии и колорите полотна

Изначально картина Васнецова называлась «Дурочка Аленушка». Под «дурочками» в то время подразумевались сироты или юродивые. Однако после первой выставки название трансформировалось в привычное нам «Аленушка». Это произошло благодаря ассоциациям зрителей с героиней одноименной русской народной сказки.

Перед Всероссийской художественно-промышленной выставкой 1882 года в Москве Васнецов внес изменения в свою картину «Аленушка». Были переделаны лицо, шея и плечо героини, в некоторых местах изменен пейзаж. Особенно сильные правки коснулись цветовой палитры полотна.

Эти изменения придали картине бóльшую выразительность и лиризм. По мнению искусствоведа Алексея Федорова-Давыдова, «Аленушка» заложила традицию выражения в живописи неразрывной связи человека и природы, единства их эмоционального состояния. Правки 1882 года сделали это полотно по-настоящему знаковым для русского искусства.

Картина Аленушка вызывает ассоциации с русским фольклором и сказками через образ одинокой девочки и

Значение картины «Аленушка» для русского искусства

Картина Васнецова «Аленушка» оказала большое влияние на развитие русской живописи. Это полотно стало ярким примером органического единства пейзажа и образа человека, передачи их общего эмоционального строя.

Благодаря лиризму и поэтичности образа Аленушки, картина приобрела необыкновенную популярность. Она стала узнаваемым символом русского искусства конца XIX века. Тоскливый взгляд девочки по-прежнему трогает зрителей, напоминая о судьбе бедных и обездоленных.

Помимо эмоционального воздействия, «Аленушка» оказала и чисто живописное влияние. После выставки 1882 года, когда Васнецов внес изменения в колорит полотна, картина задала новый тренд в пейзажной живописи – «пейзаж настроения». Эту традицию впоследствии продолжил Исаак Левитан в своих прославленных пейзажах.

Статья закончилась. Вопросы остались?
Комментарии 0
Подписаться
Я хочу получать
Правила публикации
Редактирование комментария возможно в течении пяти минут после его создания, либо до момента появления ответа на данный комментарий.