Биография Моцарта кратко: жизнь Великого Композитора в нескольких строках

Вольфганг Амадей Моцарт по праву считается одним из величайших композиторов в истории мировой музыкальной культуры. Его имя хорошо известно даже тем, кто далек от академической музыки. Моцарт прославился прежде всего как автор опер, создатель нового оперного жанра - зингшпиля.

Также его перу принадлежат гениальные произведения других жанров: симфонии, инструментальные концерты, камерно-инструментальная музыка. Моцарт обладал удивительным даром с детства, его талант раскрылся очень рано. В 6 лет он уже сочинял и исполнял сложные для своего возраста произведения.

Благодаря поддержке отца, Моцарт получил прекрасную музыкальную подготовку и много гастролировал, как вундеркинд. В дальнейшем гениальный композитор создал настоящие шедевры, вошедшие в золотой фонд мировой музыкальной культуры.

Несмотря на свой короткий жизненный путь, Моцарт оказал огромное влияние на развитие европейской музыки. Его произведения отличаются глубиной, драматизмом, яркой образностью.

Моцарт синтезировал достижения предшественников и заложил основы нового музыкального языка. Его наследие по праву входит в золотой фонд мировой культуры.

Детство и юность

Биография Моцарта кратко. Вольфганг Амадей Моцарт родился 27 января 1756 года в австрийском городе Зальцбург в семье музыканта Леопольда Моцарта. Его отец был придворным скрипачом и вице-капельмейстером архиепископа Зальцбурга. Мать - Анна Мария Моцарт (в девичестве Пертль), также обладала музыкальным талантом.

Уже в три года маленький Вольфганг начал показывать незаурядные музыкальные способности - на слух подбирал мелодии на клавикордах, а в четыре года сам сочинил первую пьесу для клавира. В пять лет он уже играл на скрипке и фортепиано, а также сочинял музыку. Его отец, разглядев талант сына, начал обучать его игре на клавесине и скрипке.

В 1762 году семья Моцартов предприняла большое концертное турне по Европе, во время которого юный Вольфганг и его сестра Мария Анна блестяще выступали при дворах Мюнхена, Вены, Праги, Братиславы, Прессбурга, Линца.

Везде их принимали с восторгом, как вундеркиндов. В 1763 году отец начал обучать шестилетнего Моцарта игре на органе, а также теории музыки. К десяти годам Моцарт уже сочинил симфонии, сонаты, мессы.

Картина, изображающая юного Моцарта, исполняющего музыку при дворе императрицы Марии Терезии в Вене

Начало творческого пути

Музыкальный талант Моцарта проявился в раннем детстве. Его отец, Леопольд Моцарт, был известным скрипачом и композитором, который сразу разглядел необычные способности сына. Уже в три года Моцарт брал уроки игры на клавесине, в четыре года сочинил свои первые пьесы.

В 1762 году, когда Вольфгангу было всего шесть лет, семья предприняла большое концертное турне по Европе. Они побывали в Мюнхене, Вене, Праге, Прессбурге (ныне Братислава), давая выступления при дворах знати. Выдающийся талант юного музыканта произвел фурор в аристократических кругах.

С 1763 по 1766 год Моцарты объехали с концертами множество городов Германии, Франции, Англии, Голландии и Швейцарии. Повсюду маленький Вольфганг вызывал восхищение публики своей виртуозной игрой на клавире и скрипке. Кроме того, он уже активно сочинял — к концу турне в его списке было более 60 произведений, в основном клавирные пьесы и симфонии.

Вернувшись на родину в 1766 году, Моцарт окончательно определился в своем призвании стать профессиональным композитором. Он много занимался, совершенствовал мастерство, изучал труды великих предшественников — И.С. Баха, Г.Ф. Генделя и др. Уже к 1770 году список его сочинений пополнился множеством новых произведений в самых разных жанрах.

Гастрольные поездки по Европе

В 1769 году отец взял Моцарта с собой в Италию - центр музыкальной жизни того времени. Эта поездка открыла новую страницу в биографии юного композитора. В Милане с успехом прошла премьера его первой оперы-сериа «Митридат, царь Понтийский». В Риме 13-летний Моцарт был избран капельмейстером Академии филармоников.

В 1771 году Моцарт вернулся в родной Зальцбург, где был назначен концертмейстером архиепископа. Однако вскоре вновь отправился путешествовать по Европе. В 1773 году предпринял большое турне, давая концерты в Венеции, Милане, Мюнхене и Вене. В этот период появились его лучшие произведения в жанре симфонии.

Дальнейшая биография Моцарта была тесно связана с постоянными разъездами. Он искал место придворного музыканта, которое обеспечило бы ему стабильность. Однако повсюду сталкивался с интригами и завистью. Так, несмотря на успех в Париже, Моцарт не смог закрепиться при дворе французского короля.

Гравюра, изображающая выступление Моцарта, играющего на клавесине в сопровождении своей сестры

Расцвет творчества в Вене

В 1777 году Моцарт перебрался в Вену, где провел оставшиеся 15 лет своей недолгой жизни. Здесь его талант раскрылся в полной мере. В Вене Моцарт создал целую плеяду бессмертных произведений в оперных и инструментальных жанрах.

Уже в 1778 году по заказу императора Иосифа II Моцарт написал оперу «Похищение из сераля», принесшую ему громкую славу. Это произведение в стиле «зингшпиль» (немецкая комическая опера) было восторженно принято венской публикой. Моцарт решительно порвал с итальянскими оперными канонами, внеся в оперу элементы турецкой музыки.

Дальнейший творческий путь композитора в Вене был связан с либреттистом Лоренцо Да Понте, с которым Моцарт создал такие всемирно известные оперные шедевры как «Свадьба Фигаро» (1786) и «Дон Жуан» (1787). В этих произведениях ярко проявилось новаторство Моцарта-драматурга, умение создавать сложные характеры и захватывающие сюжетные линии.

Наряду с работой в театре, в венский период Моцарт продолжал активно сочинять инструментальную музыку. Особенно плодотворными для него оказались 1780-е годы, которые увенчались созданием сорока симфоний, десятков фортепианных сонат и концертов. Творчество Моцарта достигло невероятных высот, снискав ему славу величайшего композитора Европы при жизни.

Биография Моцарта в последнее десятилетие была омрачена материальными трудностями и непризнанностью со стороны венской знати. Несмотря на это, Моцарт продолжал экспериментировать и удивлять музыкальный мир своими произведениями – такими как «Волшебная флейта», «Реквием» и многими другими шедеврами

Создание опер

Оперное творчество занимает особое место в биографии Моцарта. В этом жанре наиболее полно раскрылся его драматургический талант и новаторский подход. Всего им было создано 22 оперы, большая часть которых вошла в золотой фонд мировой музыкальной культуры.

Первой оперой Моцарта стала «Аполлон и Гиацинт», написанная в 1767 году, когда композитору было всего 11 лет. В дальнейшем он обращался преимущественно к жанру оперы-сериа на итальянские либретто. Первым крупным успехом стала опера «Митридат, царь Понтийский», премьера которой состоялась в Милане в 1770 году.

Наибольшего расцвета оперное творчество Моцарта достигло в Вене в конце 1780-х годов в содружестве с выдающимся либреттистом Лоренцо Да Понте. Именно тогда были созданы такие шедевры жанра как «Свадьба Фигаро» (1786), «Дон Жуан» (1787) и «Так поступают все» (1790). В этих операх Моцарт реализовал смелые эксперименты в области музыкального языка и драматургии.

Другим ярким периодом в биографии Моцарта как оперного композитора стали последние годы его жизни. За эти несколько лет им были написаны такие выдающиеся произведения как «Похищение из сераля», «Волшебная флейта», «Милосердие Тита». Особо стоит отметить последнюю оперу «Волшебная флейта» - символичное и мистическое произведение, которое вобрало в себя весь гений композитора.

Произведения в жанре симфонии

За свою недолгую жизнь Моцарт создал более 50 симфоний, многие из которых вошли в золотой фонд мировой музыки. Он поднял этот классический жанр на новую высоту, значительно обогатив и расширив его выразительные возможности.

Ранние симфонии Моцарта носили ярко выраженный итальянский характер, отличались пышностью оркестровки и декоративностью. Со временем в них все отчетливее стали проявляться черты «венского классицизма» - стройность формы, изящество мелодики, прозрачность фактуры.

Особняком стоят последние симфонии Моцарта, написанные в 1788 году - NoNo 39-41. Это наиболее глубокие и совершенные его произведения в данном жанре. В них композитор выходит далеко за рамки привычных симфонических канонов, демонстрируя новаторское мышление и высочайшее мастерство во всей полноте.

Симфония No40 с минорным ладом первой части полна трагедийных интонаций и драматических контрастов. Это одно из самых личностных и проникновенных сочинений Моцарта. Симфония No41, напротив, пронизана жизнеутверждающим пафосом – ее финал народно-плясового характера снискал прозвище «Юпитер».

Творчество Моцарта внесло огромный вклад в развитие и обогащение жанра симфонии. Его симфонии до сих пор составляют основу концертного репертуара лучших оркестров мира и продолжают вдохновлять последующие поколения композиторов.

Камерно-инструментальное творчество

Наряду с работой в крупных жанрах – опере и симфонии, Моцарт внес огромный вклад в развитие камерно-инструментальной музыки. Его перу принадлежат десятки произведений для разных составов – от сонат для скрипки и фортепиано до струнных квинтетов и квартетов.

Особое место в творчестве композитора занимают фортепианные сонаты, числом 27. Наиболее известные из них – это сонаты последних лет жизни Моцарта, в которых он выходит далеко за рамки привычных жанровых канонов, добиваясь небывалой глубины в раскрытии образного строя.

Ярким примером является Соната No14 до минор, получившая название «Фантазия». Это произведение потрясает трагедийным пафосом, обнаженностью чувств и смелым новаторством. Другим шедевром стала Соната No11 ля мажор, отличающаяся жизнеутверждающим характером и виртуозным блеском.

Еще одной вершиной камерного наследия Моцарта считаются Кларнетовый квинтет ля мажор и Кларнетовый концерт ля мажор. Эти сочинения, написанные в последний год жизни, демонстрируют блестящее владение композитором тембровыми возможностями инструмента и непревзойденное мастерство камерного письма.

Камерно-инструментальное творчество составляет значительную и во многом новаторскую страницу в биографии Моцарта. Здесь раскрылся его талант создавать многослойные глубокие образы при помощи небольшого круга выразительных средств, оказавший огромное влияние на развитие жанра.

Последние годы жизни

В последние годы жизни биография Моцарта была омрачена нуждой и болезнями. Несмотря на выдающиеся творческие достижения, он не получал достойного признания и не имел постоянного заработка для содержания семьи.

В 1791 году по заказу неизвестного комитента Моцарт приступил к работе над масштабным произведением - Реквиемом. Он успел полностью оркестровать лишь фрагменты этого сочинения - некоторые части хорового цикла и лаконичный оркестровый вступление.

Параллельно Моцарт продолжал работу над оперой «Волшебная флейта» - символическим произведением, которое можно рассматривать как его прощальное напутствие потомкам. Премьера этой оперы состоялась за два месяца до смерти композитора и имела большой успех.

С ноября 1791 года здоровье Моцарта стремительно ухудшилось. Мучимый болями, он был прикован к постели и не мог нормально работать. Скончался композитор 5 декабря 1791 года в возрасте 35 лет от острой почечной недостаточности на руках у жены Констанции.

Моцарт был похоронен в безымянной могиле на Венском кладбище Святого Марка. Так трагически оборвалась жизнь великого композитора, чье новаторское наследие навсегда изменило развитие европейской музыки.

Наследие Моцарта

Моцарт оставил после себя более 600 музыкальных произведений. Это симфонии, концерты, камерно-инструментальные произведения, оперы, мессы и другие сочинения. Некоторые из них вошли в золотой фонд мировой музыкальной классики.

Биография Моцарта позволяет оценить масштаб его наследия. За 35 лет жизни композитор создал целую вселенную прекрасной музыки. До сих пор произведения Моцарта исполняются по всему миру, а некоторые его мелодии стали поистине всенародными.

Среди самых известных сочинений Моцарта: оперы «Свадьба Фигаро», «Дон Жуан», «Волшебная флейта», «Похищение из сераля», симфонии No40 и No41, Реквием, концерты для фортепиано и оркестра, многочисленные сонаты и другие камерные ансамбли. Это лишь малая часть его огромного наследия, которое будет жить в веках.

Значение творчества Моцарта

Биография Моцарта показывает, насколько значимо его творческое наследие. Он внес огромный вклад в развитие европейской музыкальной культуры конца XVIII века. Его произведения и сегодня считаются эталоном музыкального совершенства.

Моцарт синтезировал достижения предшественников, соединив в своем творчестве лучшие традиции итальянской, немецкой и австрийской музыкальных школ. Он вывел симфоническую музыку на новый уровень, создав яркие образцы классической симфонии. Моцарт оказал огромное влияние на последующие поколения композиторов.

Величие Моцарта заключается в универсальности его дара. Он блистательно проявил себя в разных жанрах – опере, инструментальной, церковной музыке. Моцарт обогатил музыкальный язык, гармонию, полифонию. Его произведения отличаются изяществом, ясностью формы, глубоким психологизмом.

Перечислим основные достижения Моцарта:

  • внес значительный вклад в развитие жанров симфонии, концерта, камерно-инструментальной и оперной музыки;
  • довел до совершенства классические музыкальные формы - сонатную форму, рондо, вариации;
  • расширил выразительные возможности оркестра;
  • синтезировал достижения разных национальных школ в единый музыкальный стиль.

Творчество Моцарта – эталон гармоничности, ясности, изящества музыкального языка классицизма. Он навсегда вошел в пантеон величайших композиторов, а его музыка будет жить в веках.

Статья закончилась. Вопросы остались?
Комментариев 3
Подписаться
Я хочу получать
Правила публикации
0
кто такой Моцарт
Копировать ссылку
это композитор
Копировать ссылку
0
нам в школе задали это по музыке мне очень понравился сайт всё кратко но главная суть ясна чтобы было удобней рассказывать в школе (не списывая на листок) я добавила к себе на страничку вконтакте и в школе смогла легко зайти через телефон и получить 5
Копировать ссылку
Редактирование комментария возможно в течении пяти минут после его создания, либо до момента появления ответа на данный комментарий.