Калининская линия-метро, станции и история

Калининская линия является одной из старейших линий Московского метрополитена. Она была открыта 30 декабря 1979 года, к Олимпиаде 1980 года в Москве. Изначально линия называлась Калининским радиусом по названию одного из московских районов. Линия связала центр города с восточными районами Москвы. Она прошла по территории четырех районов: Пролетарского, Ждановского, Калининского и Перовского. Отсюда и название линии. В настоящее время Калининская линия насчитывает 8 станций и имеет протяженность более 16 км. Она обслуживает несколько сотен тысяч пассажиров ежедневно.

Строительство

Строительство Калининской линии метро началось в 1975 году. Первый участок длиной 12,2 км от станции «Марксистская» до станции «Новогиреево» планировалось открыть к Олимпиаде 1980 года в Москве. Линия прошла по территории четырех районов столицы - Пролетарского, Ждановского, Калининского и Перовского, получив свое название по наименованию Калининского района.

Строительные работы велись в сложных геологических условиях с использованием щитовой проходки. Участок «Третьяковская» - «Шоссе Энтузиастов» сооружался глубокого заложения, а участок «Перово» - «Новокосино» - мелкого. Было возведено 8 станций, включая пересадочные узлы «Марксистская» и «Третьяковская».

Участок Количество станций
«Марксистская» - «Новогиреево» 6
«Марксистская» - «Третьяковская» 2
«Новогиреево» - «Новокосино» 3

Таким образом, на конец 2023 года протяженность Калининской линии метро «метро москвы калининская линия» составила 16,3 км с 8 действующими станциями.

Зал станции метро во время Олимпиады 1980 года в Москве

Открытие линии к Олимпиаде 1980 года

В преддверии Олимпиады 1980 года в Москве активизировалось строительство инфраструктуры, в том числе и метрополитена. 30 декабря 1979 года, в канун Нового года, был торжественно открыт первый участок Калининской линии метро «калининская линия метро» протяженностью 12,2 км со станциями «Марксистская», «Площадь Ильича», «Авиамоторная», «Шоссе Энтузиастов», «Перово» и «Новогиреево».

На торжественной церемонии присутствовали руководители города и метростроя. Первый пробный поезд из шести вагонов с пассажирами-строителями прошел по линии 16 декабря 1979 года. Расчетное время поездки по новой линии составляло 14 минут. В первый день было перевезено более 150 тысяч пассажиров.

С вводом в эксплуатацию Калининского радиуса метрополитена значительно улучшилась транспортная ситуация в восточных районах Москвы. Жители получили быстрое и комфортное сообщение с центром города. Новая линия разгрузила участки Кольцевой и Таганско-Краснопресненской линий. Благодаря открытию Калининского радиуса к Олимпиаде 1980 года, Москва смогла принять большое количество гостей соревнований. Транспортная инфраструктура выдержала нагрузку и обеспечила удобство передвижения по городу.

Первые станции Калининской линии метро

Первый пусковой участок Калининской линии метро «калининская линия метро» включал 6 станций. Станция «Марксистская» была организована как пересадочный узел на Таганско-Краснопресненскую и Кольцевую линии. «Площадь Ильича», «Авиамоторная» и «Перово» имели один выход на поверхность.

Особенностью станции «Шоссе Энтузиастов» стало наличие трех выходов, что позволило разгрузить прилегающие транспортные магистрали и пешеходные потоки. Станция «Новогиреево» изначально проектировалась как конечная с двумя путями для оборота и отстоя составов. Оформление первых станций выдержано в едином стиле, для отделки использованы мрамор, гранит, металл. Цветовая гамма различается для каждой станции. Например, на станции «Авиамоторная» преобладают красные и коричневые тона. В отделке станции «Перово» задействованы синие и зеленые цвета.

Прибытие поезда на станцию метро во время открытия Олимпиады 1980 года

Дальнейшее развитие Калининской линии метро

После открытия первого пускового участка продолжилось поэтапное развитие Калининской линии метро «калининская линия метро». В 1986 году введен в эксплуатацию 1,7 км участок «Марксистская» - «Третьяковская» с одноименной станцией, которая стала важным пересадочным узлом. Долгое время дальнейшее продление линии откладывалось. Лишь в 2012 году после завершения реконструкции был открыт 3,23 км участок «Новогиреево» - «Новокосино» со станциями «Новокосино» и «Нижегородская», что улучшило транспортную доступность района.

Существует проект дальнейшего развития линии в восточном направлении с новыми станциями, однако строительство отложено на неопределенный срок в пользу других инфраструктурных решений. В перспективе также рассматривается вариант соединения линии с Солнцевской. Таким образом, на данный момент Калининская линия включает 8 станций и 2 пересадочных узла. По итогам 2023 года ее протяженность составила 16,3 км, а среднее время поездки по линии - около 22 минут.

Пассажиропоток и статистика Калининской линии метро

Калининская линия метро «калининская линия метро» является одной из самых загруженных в Московском метрополитене. По итогам 2023 года среднесуточный пассажиропоток составил около 400 тысяч человек. Наиболее востребованными являются станции «Новокосино» (более 100 тысяч пассажиров в сутки), «Третьяковская» (более 90 тысяч) и «Марксистская» (более 80 тысяч). Наименьший пассажиропоток фиксируется на станции «Нижегородская» - около 25 тысяч человек.

В часы пик средняя загруженность вагонов достигает 6,5 человек на м2, что является вторым показателем после Таганско-Краснопресненской линии. Наиболее загружен перегон между станциями «Новокосино» и «Новогиреево» из-за большого пассажиропотока с районов за МКАД. С вводом в эксплуатацию Калининской линии существенно выросли объемы перевозок Московского метрополитена. За все годы работы линии ее услугами воспользовались более 15 миллиардов пассажиров.

Перспективы объединения Калининской и Солнцевской линий метро

В настоящее время Калининская линия метро «калининская линия метро» не имеет физического соединения с открытой в 2014 году Солнцевской линией. Однако на протяжении многих лет рассматривается проект их объединения в единую линию. Предлагаемый проект строительства участка «Деловой центр» - «Третьяковская» позволит связать две линии и создать новый пересадочный контур в центре Москвы. Кроме того, это позволит разгрузить Кольцевую и Таганско-Краснопресненскую линии.

Реализация проекта неоднократно откладывалась в пользу других инфраструктурных решений, например строительства Большой кольцевой линии. Тем не менее, в перспективе планируется вернуться к рассмотрению данного вопроса. Объединение двух линий в единую позволит оптимизировать маршрутную сеть метрополитена и снизить загруженность Таганско-Краснопресненской линии до 10%.

Статья закончилась. Вопросы остались?
Комментарии 0
Подписаться
Я хочу получать
Правила публикации
Редактирование комментария возможно в течении пяти минут после его создания, либо до момента появления ответа на данный комментарий.