Живопись Древнего Египта – это уникальное культурное явление

Древний Египет известен во всем мире благодаря сохранившимся памятникам своей культуры. Огромные пирамиды, сфинксы, храмы, гробницы фараонов притягивают миллионы туристов ежегодно. Но не менее впечатляют произведения древнеегипетского изобразительного искусства – рельефы, скульптуры, фрески, иллюстрированные свитки папируса. Живопись Древнего Египта – это уникальное культурное явление, которое оказало большое влияние на развитие искусства последующих цивилизаций.

Настенные росписи и миниатюры доносят до нас образ жизни древних египтян, их верования и представления об окружающем мире. Сохранность произведений объясняется особым сухим климатом Египта. Благодаря этому мы можем проследить эволюцию стиля на протяжении тысячелетий – от первых номов до правления Птолемеев.

Религиозное предназначение древнеегипетской живописи

Живопись Древнего Египта неразрывно связана с религиозными верованиями и представлениями египтян о загробной жизни. Вся культура Древнего Египта была подчинена подготовке к смерти и обеспечению благополучия души в потустороннем мире. Искусство воспринималось как часть этого священного ритуала, необходимого для успешного перерождения.

Египетские художники работали исключительно на нужды культа смерти, создавая изображения для украшения храмов и гробниц. Эти росписи должны были рассказать богу загробного мира Анубису о деяниях умершего при жизни. Таким образом египтянин надеялся обеспечить себе вечное блаженство после смерти. Вне религиозного контекста изобразительное искусство практически не развивалось.

Художники Древнего Египта придерживались строгих правил, чтобы их творения как можно точнее выполняли сакральную функцию. Был разработан канон, регламентирующий изображение людей, богов, сюжетные сцены, использование цвета и другие аспекты. Этот канон передавался из поколения в поколение на протяжении тысячелетий. Такая неизменность объяснялась тесной связью искусства с религией и культом предков.

Древнеегипетская настенная роспись с изображением бога Осириса с жезлом и плетью. Она иллюстрирует

Канонические принципы изображения человека

Одной из главных особенностей древнеегипетской живописи было строгое следование канонам - установленным правилам изображения фигур людей и богов. Эти каноны формировались на протяжении столетий и оставались практически неизменными на всем протяжении развития египетского искусства.

Согласно канону, разные части тела человека изображались в разных ракурсах одновременно. Голова писалась в профиль, плечи анфас, а ноги и руки снова в профиль. Таким образом достигалась максимальная узнаваемость и выразительность образа. При этом лица людей почти не различались между собой - египетские художники не ставили целью передать портретное сходство.

Другим важным принципом было использование строгой цветовой символики. Каждый цвет имел определенное значение и мог использоваться только для соответствующих элементов изображения. Так, красный символизировал зло и опасность, поэтому им рисовали врагов Египта. Желтый олицетворял вечную жизнь и божественное начало, зеленый - возрождение и плодородие.

Символика цвета в древнеегипетской живописи

Цвет играл важнейшую роль в искусстве Древнего Египта. Каждый оттенок имел сакральное, магическое значение и строго регламентировался. Художники использовали яркие и контрастные минеральные краски, практически не смешивая их.

Белый цвет символизировал свет, чистоту и радость. Им рисовали одежды богов, а также стены храмов и дворцов. Черным цветом обозначали плодородную почву, из которой произрастает жизнь, а также смерть и новое рождение. Поэтому черной краской писали изображения Осириса - бога плодородия и загробного мира.

Красный цвет ассоциировался с пустыней, засухой и хаосом. Им рисовали Сета - бога бесплодия и разрушения, а также вредоносных животных и врагов Египта. Зеленый символизировал растительность, возрождение и юность - им писали лик Осириса после его воскрешения Исидой.

Голубой и желтый были самыми популярными цветами у древнеегипетских художников. Голубой олицетворял воду, реку Нил и плодородие. Желтый символизировал вечную жизнь, бессмертие души и божественное начало. Именно желтым красили кожу фараонов и богов, обозначая их связь с вечностью и загробным миром.

Древнеегипетская гробничная роспись с использованием ярких минеральных пигментов - красного,

Эволюция стиля древнеегипетской живописи в разные периоды

На протяжении 3000 лет развития древнеегипетского искусства его стиль претерпевал определенную эволюцию. Однако основные каноны, такие как принципы изображения фигур и символика цвета, оставались практически неизменными. Изменения касались в основном тематики и композиции.

В период Древнего Царства преобладали монументальные рельефные изображения богов и фараонов. Композиция была простой и лаконичной, преобладали фигуры в фас или профиль. В Среднем Царстве появляются более динамичные сцены с участием простых людей - ремесленников, крестьян, охотников. Художники уделяют больше внимания деталям и полутонам при изображении животных и птиц.

Расцвет древнеегипетского искусства приходится на Новое Царство. Живопись этого периода отличается повышенной декоративностью, детализацией, богатством орнаментов и узоров. Сцены военных походов уступают место мирным сельскохозяйственным мотивам, что отражает экономический подъем Египта. На смену строгому стилю приходит более живописная, декоративная манера.

Искусство Додинастического периода

Додинастический период охватывает время с IV по III тысячелетия до н.э, когда на территории Египта существовали независимые города-государства номы. От этой эпохи сохранилось очень мало памятников живописи, но даже они демонстрируют довольно высокий уровень развития искусства.

Ярким примером служит фреска из Гробницы 100, найденная в Иераконполе. На ней изображен охотничий поход в болотистую местность. Люди передвигаются на лодках, стреляют из луков в птиц. Для передачи глубины пространства используется прием загораживания - одни фигуры частично скрыты другими. Также применяется разный масштаб фигур для обозначения их значимости.

В росписях часто встречаются символические мотивы, отражающие культ плодородия и воспроизводства. Это стилизованные женские фигуры, танцующие сцены, изображения животных. Уже в Додинастический период складываются основы канонов изображения человека и принципов декоративного оформления.

Таким образом, искусство Додинастического Египта демонстрирует довольно высокий уровень развития живописи. Были выработаны изобразительные приемы, позволявшие передавать пространственные планы, движение, значимость персонажей. Сформировались и религиозно-мифологические сюжеты, получившие развитие в последующие эпохи.

Величественный стиль Древнего царства

Период Древнего царства (XXVII - XXII века до н.э.) связан с установлением единой централизованной власти и активным строительством. В это время создаются величественные пирамиды, храмы и гробницы. Для росписей характерен монументальный стиль с преобладанием крупных фигур фараонов и божеств.

Типичная композиция включает центральную фигуру во весь рост анфас или профиль, обращенную лицом к зрителю. По сторонам располагаются более мелкие фигуры жрецов, приносящих дары и совершающих обряды. Фон заполняется иероглифическими надписями или геометрическим орнаментом.

Для передачи значимости персонажей использовался прием иерархической перспективы: наиболее важные фигуры изображались больше остальных. Лица и фигуры выполнялись согласно строгим канонам, несли скорее символическую нагрузку. Целью было подчеркнуть божественную власть фараонов и вечный порядок мироздания.

Расцвет живописи в эпоху Среднего царства

Период Среднего царства (XXI – XVIII века до н.э.) ознаменовался подъемом экономики и культуры после временного упадка. В искусстве этого времени наблюдается оживление, появляются новые сюжеты, более динамичные композиции.

Художники как будто обращают пристальное внимание на окружающий мир. В росписях гробниц и храмов появляются жанровые сцены с участием простых людей – ремесленников за работой, крестьян, собирающих урожай, охотников и рыболовов.

При изображении животных и птиц художники больше внимания уделяют деталям и натуралистичности, отступая от жестких канонов. Например, в гробнице Хнумхотепа II сохранилась композиция с деревом, на ветвях которого сидит множество разнообразных птиц, выписанных с большой тщательностью и динамизмом.

Новое царство - золотой век египетского искусства

Период Нового царства (XVI – XI века до н.э.) считается золотым веком древнеегипетской культуры и искусства. Это время активной внешней политики, военных походов и территориальных завоеваний, что принесло Египту значительное богатство.

Процветание страны позволило вкладывать огромные средства в строительство грандиозных храмовых комплексов, которые украшались роскошными полихромными рельефами и росписями. Художники достигают высочайшего мастерства в передаче форм, движений, пространственных планов.

Для живописи Нового Царства характерно сочетание традиционных канонов с новаторскими приемами. С одной стороны, мы видим те же вытянутые фигуры людей и богов, четкое следование правилам изображения. С другой – более свободная, живописная трактовка образов, виртуозная передача фактур и материалов.

Тематически в искусстве преобладают мирные сюжеты, связанные с природой и сельским хозяйством. Излюбленные мотивы – сцены сбора винограда, рыбной ловли, охоты на птиц. Особое внимание уделяется декоративному оформлению с применением орнаментов и узоров.

Упадок классических традиций в Поздний период

Поздний период в истории Древнего Египта охватывает время с XI по IV века до н.э. Это было время упадка классических традиций в искусстве и культуре под влиянием завоевателей.

В 332 году до н.э. Египет был завоеван Александром Македонским и вошел в состав его огромной державы. После смерти Александра страной правили Птолемеи - эллинистическая династия греческого происхождения. Греки принесли в Египет свою культуру и искусство. Это сказалось и на древнеегипетской живописи.

Хотя египтяне по-прежнему создавали росписи в храмах и гробницах по канонам Древнего и Среднего царств, их работы утратили былую одухотворенность и гармонию. Появилось много заимствованных мотивов, например, изображение Диониса вместо Осириса.

Однако самым ярким нововведением Птолемеевского периода стало распространение техники энкаустики. Это роспись по штукатурке разогретым воском с добавлением пигментов. Такая живопись отличалась богатством красок, но не обладала долговечностью фресок.

В I веке до н.э. Египет вошел в состав Римской империи. Римляне также внесли свои традиции в местную культуру. Одним из ярких примеров смешения культур стали фаюмские портреты I-III веков н.э. Это реалистичные изображения умерших, выполненные темперой на дереве. Фаюмские портреты соединили древнеегипетские погребальные традиции и римскую технику.

Таким образом, в Поздний период классические каноны древнеегипетской живописи постепенно разрушались под влиянием завоевателей. Хотя египтяне продолжали создавать традиционные росписи, их работы утратили былую гармонию и совершенство форм.

Фаюмские портреты - новый стиль погребального искусства

Фаюмские портреты - уникальное явление в искусстве позднего периода Древнего Египта. Это реалистичные изображения умерших, выполненные в технике энкаустики - росписи разогретым воском.

Традиция создания фаюмских портретов зародилась в Египте в I веке н.э. и просуществовала около 200 лет. Центром производства портретов был город Фаюм, расположенный к юго-западу от Каира. Отсюда и название этого вида искусства.

Фаюмские портреты создавались при жизни человека, а затем помещались на его мумию после смерти. Это было продолжение традиции сопровождать умершего изображением для переселения души. Однако прежде портретное сходство не считалось важным.

В фаюмских портретах впервые появилось стремление как можно точнее передать облик конкретного человека, сохранить память о его чертах. Художники добивались реалистичности, писали полутонами, уделяли внимание мимике и взгляду.

При этом фаюмские портреты сохраняли и традиционные черты египетского искусства. Фигуры часто изображались на темном однотонном фоне, композиция была лаконичной, позы - условными.

Техника энкаустики позволяла добиться особой выразительности, благодаря богатству оттенков. Но эти произведения были менее долговечны, чем фрески Древнего Египта, поэтому до наших дней их сохранилось сравнительно немного.

Таким образом, фаюмские портреты стали новой вехой в искусстве Древнего Египта. Они сочетали традиционное погребальное предназначение с реалистичным подходом к изображению человека, характерным для эллинистического и римского искусства того времени.

Влияние древнеегипетской живописи на мировую культуру

Живопись Древнего Египта оказала огромное влияние на развитие мировой культуры и искусства. Уникальный стиль египетских фресок и росписей вдохновлял художников на протяжении тысячелетий.

Во-первых, древнеегипетская живопись заложила основы монументального искусства. Изображения в гробницах и храмах отличались внушительными размерами, торжественностью, строгим следованием канонам. Эти традиции переняло искусство Древней Греции, а затем и Древнего Рима.

Во-вторых, египетские росписи демонстрировали гармоничное сочетание изобразительного искусства с архитектурой. Фигуры и орнаменты органично вписывались в пространство храмов и гробниц, дополняли их образ.

В-третьих, древнеегипетская живопись разработала систему условных обозначений, которая легла в основу иероглифического письма. Изображение предметов и понятий приобрело знаковый характер, что оказало влияние на развитие письменности.

В-четвертых, традиции египетского искусства сказались на европейской живописи эпохи Возрождения. Художники обратились к образцам античного искусства, переняв многие приемы древних мастеров.

В-пятых, интерес к Древнему Египту в XIX веке вызвал всплеск «египтомании» в европейской культуре. Это выразилось в моде на египетские мотивы в архитектуре, моде, живописи, прикладном искусстве того времени.

Таким образом, уникальный стиль древнеегипетской живописи оказал огромное влияние на развитие мирового искусства и культуры на протяжении тысячелетий, вдохновляя художников разных эпох и стран.

Статья закончилась. Вопросы остались?
Комментарии 0
Подписаться
Я хочу получать
Правила публикации
Редактирование комментария возможно в течении пяти минут после его создания, либо до момента появления ответа на данный комментарий.