Какие обязанности у менеджера по персоналу?

Сейчас сложно представить современную компанию без должности менеджера по персоналу, или HR-менеджера. Чем же занимается такой работник? На ум приходит сравнение с футболом. Сильных игроков переманивают из одного футбольного клуба в другой, потому что известно, что хороший игрок может вывести команду на первые позиции футбольного рейтинга. «Кадры решают все» - это известное утверждение не потеряло своей актуальности и в наше время. Описанный в примере прием называется хедхантинг, что дословно переводится как «охота за головами». Но поиск и подбор персонала - это не единственная задача HR-менеджера. Чем еще занимается специалист по персоналу, узнаете из статьи.

Общие сведения о профессии

Сначала познакомимся поближе с этой профессией. Менеджер по персоналу считается молодой специальностью. Появление ее связано с переходом страны на рыночную экономику в 90-х годах прошлого века. При плановом подходе в экономике СССР все ресурсы, в том числе и человеческие, планировались заранее. Государственная система образования снабжала предприятия готовыми специалистами в необходимом количестве. В новой экономической ситуации возникла потребность в специалисте, который бы обеспечивал предприятие человеческими ресурсами и управлял ими. Так с Запада пришла к нам профессия HR-менеджера.

Наем персонала

В зависимости от количества сотрудников в компании может быть только один человек - специалист по персоналу либо целое подразделение - HR-отдел или департамент. В первом случае один человек будет отвечать за все потребности компании, связанные с персоналом. Во втором - обязанности будут распределены между различными сотрудниками. Одни будут заниматься поиском работников, другие - вопросами обучения и адаптации, третьи - разработкой мотивационных программ и т. д. Некоторые компании предпочитают пользоваться услугами аутсорсинговых фирм и не содержать штат HR-Департамента.

Кто может стать HR-менеджером?

Типичная вакансия менеджера по персоналу будет включать следующие требования к кандидату:

  1. Высшее образование в области менеджмента.
  2. Опыт работы на аналогичной должности от 1-2 лет.
  3. Знание трудового законодательства, основ экономики и бизнеса.
  4. Знание технологии поиска кандидатов и методов проведения собеседований.
  5. Знание и умение пользоваться информационными базами данных рынка труда.
  6. Умение составлять тесты на соответствие должности.
  7. Умение организовать кадровый документооборот.
  8. Знание основ общей психологии, социологии и психологии труда.

Среди личных качеств работодателя интересуют следующие:

  • коммуникабельность;
  • активная жизненная позиция;
  • стрессоустойчивость;
  • этичность;
  • умение анализировать большой объем информации;
  • эмпатия к людям;
  • креативность и гибкость.

Теперь подробнее рассмотрим основные обязанности специалиста по персоналу.

Поиск и подбор персонала

Эта, пожалуй, основная обязанность HR-специалиста, называется также рекрутинг. В крупных компаниях, где есть разделение обязанностей внутри HR-департамента, эту функцию выполняет менеджер по подбору персонала. Из названия понятно, что такой менеджер будет заниматься подбором подходящих кандидатов на ту или иную позицию. Эта функция включает следующие задачи:

  1. Составлять требования к кандидату совместно с руководителем структурного подразделения, в которое требуется сотрудник.
  2. Размещать объявления о вакансии на рекрутинговых сайтах, в газетах, на телевидении.
  3. Проводить предварительное собеседование по телефону.
  4. Приглашать кандидатов в офис и проводить собеседования.
  5. Тестировать кандидатов в случае необходимости.
Подбор пресонала

Это интересная сфера деятельности, которая позволяет общаться с большим количеством интересных людей, проявлять аналитические способности и интуицию. Если вы хотите развиваться именно в этом направлении, ищите объявления о вакансии менеджера по подбору персонала.

Аттестация и измерение эффективности сотрудников

Для поддержания высокого качества выполнения обязанностей и выявления слабых мест работники компании проходят обязательную аттестацию. В задачи HR-менеджера будет входить следующее:

  1. Выявить критерии оценки работников компании. Это делается совместно с руководителями структурных подразделений.
  2. Организовать аттестационное тестирование.
  3. Контролировать прохождение аттестации всеми сотрудниками.
  4. Предоставлять отчет по итогам аттестации.
Аттестация персонала

Аттестацию зачастую используют в качестве одной из форм мотивации сотрудников. О ней наш следующий пункт.

Мотивация персонала

Эта еще одна важная обязанность менеджера по персоналу, где особенно актуален творческий подход и креативность. Результаты опросов социологов показали, что повышение заработной платы - не единственный фактор, который влияет на желание работников качественно выполнять свои обязанности. Помимо материальных поощрений, существуют и нематериальные, которые ничуть не уступают первым в эффективности.

Так, во времена финансового кризиса, когда не было возможности ни повысить заработную плату сотрудникам, ни продвинуть по карьерной лестнице, сработал прием с линейной ротацией работников. Суть ее заключалась в том, что сотрудников переводили на другие смежные должности, находящиеся на одной ступеньке карьерной лестницы. При этом оклад оставался прежним. Благодаря получению новых знаний и навыков самооценка работников повышалась, что положительно сказывалось на отношении к работе. Этот пример показывает, что профессия HR-менеджера полна нестандартных ситуаций, где требуется гибкость и креативность.

Мотивация персонала

Организация обучения персонала

Обучение - неотъемлемая часть рабочего процесса. Курсы повышения квалификации, тренинги и семинары - за все эти мероприятия отвечает менеджер по персоналу. Обучение осуществляют как сотрудники компании, так и привлеченные специалисты. Предварительно сотрудники HR-отдела выявляют потребность подразделений компании в обучении, формируют план и стратегию образования. После прохождения курсов проводится тестирование сотрудников с целью определить эффективность обучения.

Развитие корпоративной культуры

Найти тонкий баланс между требованиями руководства и потребностями сотрудников - задача, в которой проявляется мастерство менеджера по персоналу. В должностной инструкции вы, скорее всего, не увидите пункта о продвижении корпоративной культуры компании среди ее сотрудников. Руководству кажется, что раз человек устроился на работу в его компанию, то он полностью понимает и разделяет ее ценности и интересы. На деле это не всегда так. Кандидата могла привлечь достойная заработная плата, возможность карьерного роста, реализация своего потенциала. Чтобы новый сотрудник проникся целями компании, ему нужно дать почувствовать ее атмосферу и культуру.

На эту тему есть поучительная история. Строителей на одном объекте спросили, что они делают. Один ответил: «кладу кирпич», другой сказал: «строю стену», третий ответил: «возвожу храм». Чтобы каждый сотрудник в своей ежедневной деятельности «возводил храм», нужно погрузить его в корпоративную культуру компании. И здесь фантазия менеджера по персоналу ограничивается только бюджетом организации на корпоративные мероприятия.

Корпоративная культура

Документооборот и делопроизводство

Эта обязанность включает следующие пункты:

  1. Ведение личных дел сотрудников.
  2. Оформление приема, перевода, увольнения сотрудников.
  3. Заполнение трудовых книжек.
  4. Оформление и подписание приказов, распоряжений, нормативных актов и т. д.
  5. Ведение табеля рабочего времени работников.

Управление персоналом

Вся работа HR-подразделения компании зависит от потребности в человеческих ресурсах. В кадровой политике прописываются количественные и качественные потребности организации в персонале. Кроме того, менеджер по персоналу совместно с руководством компании определяет стратегию кадрового развития, прописывает, каким образом она будет реализовываться. Совместно с руководителями подразделений составляется штатное расписание.

На плечи HR-менеджера ложится контролирующая функция. Чтобы приказы, инструкции и распоряжения не оставались исполненными только на бумаге, проводятся мероприятия по контролю их соблюдения всеми сотрудниками компании.

Управление персоналом

Что нужно знать, выбирая профессию HR-менеджера?

Нужно понимать, что эта специальность связана с постоянным общением, в том числе с людьми, находящимися в состоянии конфликта. Чтобы сглаживать такие ситуации, HR-менеджер должен быть хорошим психологом. Чтобы понимать мотивы и потребности людей, нужно быть наблюдательным и чутким человеком. К тому же не всегда у вас будет возможность поступить так, как подсказывает сердце, нужно учитывать и интересы компании.

Решение конфликтных ситуаций

Что касается образования, то в вузах можно пройти обучение по специальности ”управление персоналом”. Если у вас уже есть образование по специальностям ”психология”, ”педагогика” или ”менеджмент”, то вы вполне можете рассчитывать на данную позицию. Если ваша первая специальность далека от этих направлений, на помощь придут курсы дополнительного образования по этой профессии.

Зарплата HR-менеджера

Уровень зарплат в HR-области довольно высокий, как и потребность в хороших специалистах. В начале карьеры можно рассчитывать на 25-30 тыс. рублей. Средний же оклад составляет - 35-40 тыс. рублей. Зарплата менеджера по персоналу в Москве начинается от 40 тыс. рублей.

Статья закончилась. Вопросы остались?
Комментарии 0
Подписаться
Я хочу получать
Правила публикации
Редактирование комментария возможно в течении пяти минут после его создания, либо до момента появления ответа на данный комментарий.