Басня о стрекозе, муравье: нравоучение о временах года

Басня «Стрекоза и Муравей» - одно из самых известных произведений И.А. Крылова. Сюжет заимствован у Лафонтена, который в свою очередь взял его у древнегреческого баснописца Эзопа. В центре повествования - разговор Стрекозы и Муравья, символизирующих соответственно беззаботность и трудолюбие. Стихотворение учит беречь время и готовиться к холодам.

Мораль проста - кто летом поет и веселится, зимой может оказаться в беде. Финал показывает, что Муравей не собирается помогать легкомысленной соседке. Образы насекомых противопоставлены как добродетель и порок.

История создания басни “Стрекоза и Муравей”

Басня «Стрекоза и Муравей» была написана русским баснописцем Иваном Андреевичем Крыловым в 1808 году. Сюжет басни заимствован у французского поэта Жана де Лафонтена, который в свою очередь взял его у древнегреческого баснописца Эзопа. Таким образом, сюжет этой басни имеет давнюю историю.

При переложении французской басни «Цикада и Муравей» Крылову пришлось столкнуться с некоторыми трудностями. У Лафонтена два персонажа – Цикада и Муравей – женского рода и обращаются друг к другу «кумушками». Однако в русском фольклоре и языке образ муравья традиционно мужской, поэтому Крылов сделал своего героя Муравьем. А вместо Цикады взял другое летающее существо – Стрекозу, которая более понятна русскому читателю.

Тем не менее, мораль французской басни и русской одна и та же – нужно запасаться на зиму, пока идет благоприятное время года. Две басни очень похожи, но Крылов изменил образы и диалог между ними, сделав его более соответствующим традиции русского фольклора. Таким образом русский читатель легко воспринимает и понимает нравоучение басни.

Басня Крылова продолжает традицию двух великих баснописцев – Эзопа и Лафонтена, адаптируя сюжет для русского читателя. Поэтому басня выдержана в стиле традиционного русского фольклора, имеет понятные образы и знакомую мораль. Это помогло ей стать одной из наиболее любимых и известных басен в России.

Басня Лафонтена «Цикада и Муравей» в старой иллюстрированной книге

Разбор сюжета и морали басни

Басня «Стрекоза и Муравей» имеет простой и понятный сюжет. Главные герои – легкомысленная Стрекоза, которая все лето резвилась и пела, не думая о завтрашнем дне, и трудолюбивый Муравей, запасшийся впрок на зиму.

Когда наступает зима, веселая жизнь Стрекозы заканчивается – ей негде жить и нечего есть. Она идет к Муравью с просьбой о помощи, но тот ей отказывает. В ответ на ее жалобы на судьбу Муравей сурово отчитывает Стрекозу – мол, надо было летом работать, а не петь без умолку. И добавляет язвительную фразу «Так поди же, попляши!», давая понять, что теперь уже поздно просить о помощи.

Басня Крылова имеет традиционный сюжет – столкновение двух противоположных персонажей, один из которых олицетворяет добродетель, а другой – порок. В данном случае это трудолюбие Муравья и легкомыслие Стрекозы. Сталкивая их, автор показывает превосходство первого качества над вторым.

Финал басни может показаться жестоким и несправедливым по отношению к Стрекозе – ведь Муравей мог бы ей помочь, поделившись припасами. Но автор нарочно заостряет конфликт, чтобы мораль басни лучше запомнилась. Стрекоза наказана за беззаботность, а Муравей вознагражден за предусмотрительность.

Таково традиционное прочтение этой басни – прославление труда и осуждение праздности. Но с течением времени появились и другие интерпретации. Считается, что Стрекоза олицетворяет творчество и красоту, а Муравей – обыденный труд. Тогда басня говорит о противостоянии поэтической и практической сторон жизни. Многие читатели сочувствуют Стрекозе и видят в ней положительный образ.

Таковы основные варианты трактовки этой многозначной басни. В любом случае, ее поучительный смысл состоит в том, что все поступки имеют последствия – хорошие за добро, и плохие за зло.

Значение образов Стрекозы и Муравья

Главные герои басни «Стрекоза и Муравей» олицетворяют определенные человеческие качества и типы поведения. Рассмотрим подробнее смысл каждого из этих образов.

Стрекоза предстает перед нами как воплощение легкомыслия, беззаботности и стремления к удовольствиям. Она веселится и поет все лето, не думая о будущем. Крылов подчеркивает ее резвость эпитетами «попрыгунья», «красавица-попрыгунья». Такое поведение и отношение к жизни свойственно многим людям, которые живут одним днем, не планируя вперед и не думая о последствиях своих поступков.

Когда приходят холода, Стрекоза оказывается абсолютно не готовой к ним. У нее нет ни еды, ни жилища, и она вынуждена идти просить о помощи к Муравью. Так автор показывает, к чему приводит беспечность – к страданиям и унижению от нужды в чужой поддержке.

В противовес легкомысленной Стрекозе выступает Муравей – олицетворение рассудительности и предусмотрительности. В отличие от героини, он трудится все лето, собирая запасы на зиму. Тем самым Муравей демонстрирует мудрое отношение к жизни – заботливое, с продуманным планированием будущего.

Когда Стрекоза приходит к нему с жалобами и просьбами, Муравей строго отчитывает ее за безделье и легкомыслие. Этим он как бы говорит – видишь, к чему привели твои забавы и песни? На жизнь нужно смотреть серьезно и заранее готовиться к трудностям.

Если Стрекоза олицетворяет легкомысленное, беззаботное начало, то Муравей – рассудочное, рациональное. Первое ведет к страданиям, второе – к благополучию. Именно поэтому автор отдает предпочтение второму типу поведения, в чем и заключается главный смысл басни.

Однако с течением времени в обществе появились и иные трактовки этих образов. Многие читатели считают, что Стрекоза олицетворяет творчество, поэзию, красоту и радость бытия. А Муравей – обыденный труд, прагматизм и прозаическую сторону жизни. С этих позиций конфликт между героями приобретает более глубокий философский смысл.

С одной стороны, человек должен трудиться, чтобы выжить в этом мире, и запасаться на черный день. Но с другой – одним лишь трудом и прагматизмом душа не может быть сыта. Людям нужны радость, вдохновение, полет фантазии. Поэтому образ творческой Стрекозы вызывает сочувствие – ведь она приносит в мир красоту.

При традиционном подходе акцент делается на практической морали басни – нужно трудиться и запасаться впрок. При альтернативном – на философском смысле противостояния поэтического и прозаического начал.

Иллюстрация к басне со стрекозой и муравьем и поучительным смыслом о трудолюбии

Возможные трактовки финала басни

Заключительная фраза басни «Так поди же, попляши!», которой Муравей как бы насмехается над просьбами Стрекозы, звучит достаточно жестоко. Но таков уж сатирический характер басенного жанра – пороки и слабости высмеиваются в полный голос. Рассмотрим основные трактовки этого финала.

С точки зрения традиционного морализаторского подхода, такая концовка вполне справедлива и заслуженна. Стрекоза проявила беззаботность и легкомыслие, проведя лето в праздности и удовольствиях. За это она и поплатилась – Муравей отказывает ей в помощи. Это своего рода кара за ее беспечность, которой нет оправдания.

С другой стороны, многие читатели считают поведение Муравья чрезмерно суровым и бессердечным. Ведь можно было проявить милосердие и помочь Стрекозе хотя бы немного. Тем более, если видеть в ней олицетворение творческого, поэтического начала. Тогда финал воспринимается трагически – поэзия умирает от руки практичного мещанства.

Как видно, все зависит от того, как именно мы понимаем и оцениваем персонажей басни. Но в любом случае, ее финал заостряет противопоставление двух жизненных позиций и заставляет читателя задуматься над их ценностью.

Можно привести еще одну любопытную трактовку. Стрекозу иногда воспринимают как олицетворение искусства, а Муравья – как власть и государство. Тогда басня говорит о том, что власти всегда были склонны пренебрегать интересами искусства, не считая его чем-то важным и необходимым. Отсюда и такая бессердечная концовка – искусству не находится места в прагматичном мире.

Как бы то ни было, многозначность финала этой басни дает богатую пищу для размышлений, заставляя по-новому взглянуть на казалось бы привычные и понятные образы.

Статья закончилась. Вопросы остались?
Комментарии 0
Подписаться
Я хочу получать
Правила публикации
Редактирование комментария возможно в течении пяти минут после его создания, либо до момента появления ответа на данный комментарий.