Ледокол "Ленин" - первый в мире атомоход

Когда в 1959 году в СССР было завершено строительство первого атомного ледокола во всем мире, вся зарубежная пресса стала писать об этом великом научно-техническом достижении советских ученых. Это судно было названо именем первого советского вождя революции. Ледокол “Ленин” стал началом новой эры использования энергии атомов в мирных целях.

Ледокол “Ленин”

История строительства первого атомохода

В 1953 г. на съезде КПСС в Москве было решено приступить к строительству ледохода нового класса, который бы имел атомную энергетическую установку. Разработку атомохода поручили ученым из Центрального Конструкторского Бюро-15 (ныне называется ЦКБ “Айсберг”). В течение двух лет, с 1953 по 1955, разрабатывался проект номер 92 (кодовое название атомохода). Тогда же, осенью 1953 года Совмином СССР было принято решение о названии нового судна. Ледокол “Ленин” - вот как должен был называться первый атомоход на всей планете. Должность главконструктора доверили Василию Ивановичу Неганову. В ЦНИИ КМ «Прометей» для ледокола стали разрабатывать специальную корпусную сталь. Когда к концу 1955 года проектирование завершилось, строительство судна решили заложить на знаменитом ленинградском судостроительном заводе им. А.Марти, а главным строителем назначили В. Чернякова. Однако многие детали ледокола готовились в различных заводах страны. Так, например, судовые турбины производили на одном из заводов города Кирова, электрогенераторы – на Украине, на Харьковском электромеханическом заводе, а гребневые электродвигатели - на заводе “Электросила” (Ленинград) и т.д. Одним словом, строили его всей страной. В декабре 1957 года первый атомный ледокол “Ленин” был спущен на воды Невы. Это было гладкопалубное судно с двумя мачтами и взлетно-посадочной площадкой в кормовой части. У него были следующие параметры: ширина (максимальная) - 27.6 м, бортовая высота - 16.1 м, длина (максимальная) – 134 м, водоизмещение судна – 17810 тонн, мощность главной установки – 44000 лошадиных сил, максимальная скорость хода на ч. в. – 19.6 узла.

первый атомный ледокол “Ленин”

Первые испытания

Прошло еще 22 месяца. В сентябре 1959 года с судоверфи завода А. Марти вышел в свое первое испытательное плавание ледокол “Ленин”. Капитаном судна был назначен П.А. Пономарев. Из прессы тех лет становится известным, что на борту судна находилось множество делегаций из различных стран. Самыми знаменитыми гостями были будущий президент Соединенных Штатов Р. Никсон и премьер-министр Великобритании Г. Макмиллан. Газеты и журналы всего света помещали публикации под заголовком “Ледокол “Ленин”, фото знаменитого атомохода и известных гостей на его борту. После окончания испытательного срока судно было передано в руки ММФ СССР. В 1960 году оно уже было в Мурманске, откуда должно было направиться к Северному Полюсу.

“Ледокол “Ленин””, фото

День освоения Арктики

Ледокол “Ленин” – первый в мире атомоход, стал символом освоения Арктики. В августе 1960 года стартовала его первая арктическая навигация. Она длилась ровно 100 дней, а впереди судно ждали многие ответственные задания, которые оно выполняло как настоящий гигант-спаситель, освобождая путь застрявшим в толще льда многим кораблям. Про него говорили, что оно водит караваны судов, как вожатый. Это выносливый и очень мощный корабль был и всегда останется гордостью российского флота.

Статья закончилась. Вопросы остались?
Комментарии 0
Подписаться
Я хочу получать
Правила публикации
Редактирование комментария возможно в течении пяти минут после его создания, либо до момента появления ответа на данный комментарий.