Сумбурный образ Катерины. Островского «Гроза» - драма с трагическим завершением

образ катерины островского гроза
Почему до сих пор вызывает литературные споры образ Катерины? Островского «Гроза» - пьеса в пяти действиях - понята по-разному даже блестящими критиками Добролюбовым и Писаревым. На одном сходятся все литературоведы: безусловно мастерски показана затхлая жизнь русской мещанской глубинки XIX века (вымышленный город Калинов). В России царил застой. Крепостное право, словно оковы, сдерживало развитие огромной страны. Александру Николаевичу Островскому своим произведением удалось всколыхнуть русскую интеллигенцию, показав в нем надрывно-эмоциональный образ с трагической судьбой.

Откуда взят образ Катерины

Главная героиня – глубоко народный типаж молодой женщины, обладающей творческим мироощущением, глубинной духовностью, стихийными сильными эмоциями.

пьеса островского гроза образ катерины
Она наделена страстями, не скованными рассудком. Очевидно, что и чертами автобиографичности наделена пьеса Островского «Гроза». Образ Катерины, решившейся на внебрачную связь, создавался Островским, видимо, сходя из прототипа – актрисы Косицкой Любови Павловны. И актриса, и драматург имели свои семьи, но их взаимные отношения были неоднозначными. Безусловно, мир взаимоотношений этих двух творческих людей был богатым. В нем, очевидно, имел место известный конфликт между семейными отношениями и страстной любовью «на стороне». Как преломление его в трагической судьбе русской женщины и появилась драма Островского «Гроза». Образ Катерины в ней контрастирует и с любым образом из ее окружения, и со всем окружением одновременно.

Главная героиня «Грозы» и ее окружение

Социальный статус Катерины - купеческая невестка. Девушка вышла замуж за Тихона Кабанова. С мужем они проживают в богатом доме у свекрови Марфы Игнатьевны. У Тихона есть незамужняя родная сестра, Варвара. Она также живет в доме. Главным «семейным идеологом» является свекровь. Ей противопоставляется образ Катерины. Островского «Гроза», как название произведения, по мнению Добролюбова, отображает конфликт между самодурством и безгласностью. А самодурство действительно в доме Кабановых процветает: Марфа Игнатьевна – прагматичная, авторитарная женщина. Ее мораль – непобедимо-ханжеская. Она не склонна сообразовывать домашний уклад с желаниями ближайших родственников. Зачем? Кабаниха (такое у нее прозвище) знает, «как должно быть». И весь дом ей подчиняется. Вот только у невестки инстинктивно возникает несогласие с бездуховностью и меркантилизмом.

Образ Катерины в видении критиков

драма островского гроза образ катерины
По словам литературного критика Писарева, ни твердым характером, ни ясным умом не отличается образ Катерины. Островского «Гроза» (как название драмы) одновременно обнажает еще один конфликт - между эмоциональной сущностью героини и внешним миром. Мир, безусловно, не гармоничный. Но Катерина принципиально лишена автором главного инструмента общественного сосуществования – христианского смирения. По мнению Писарева, в ней с детских лет заложена способность на неосмысленный протестный поступок. Согласно видению Добролюбова, она стремится к «простору жизни», ей присуща «сила характера». Полемика литературоведов очевидна. Но трудно не согласиться с Писаревым: лишь эмоции и страсти составляют образ Катерины. Островского «Гроза» повествует о том, что молодой женщине достаточно только обмена страстными взглядами для возникновения чувства к Борису (образованному племяннику богатого купца Савела Прокофьевича Дикого). Толком не поняв, что это за человек, девушка бросается в свое чувство как в омут, с головой. Импульсивна и нелепа смерть молодой женщины. «Экстремал» Добролюбов усмотрел ее причину в нежелании героини жить в лживом ханжеском мире. Более рассудительный Писарев проследил, как настоящий психолог, логическую цепочку ее размышлений, приведшую к роковому шагу. Характерно, что изначально о самоубийстве Катерина даже не помышляла. На свидании она узнала о том, что возлюбленный Борис едет в Сибирь и что он не берет ее с собой. Катерине нужно возвращаться домой, но она почему-то решает, что будет лучше «в могиле». Затем молодой женщине приходит на ум ассоциация – полевые цветы на могилке. Забыв, что это – грешно, умиленная воображаемым цветочным царством, сложив руки крестом, она прыгает в Волгу.

Выводы

Образ Катерины, безусловно, ярок. Островскому удалось достоверно изобразить самобытность ее мышления, открытость чувств. В ней нет ничего искусственного, надуманного. Она подобна природной стихии: чувства и эмоции определяют течение ее жизни. Да, она выделяется среди мещанского окружения. Однако можно ли по-добролюбовски фигурально назвать ее «лучом света»? Ведь кроме открытости чувств «свет» у нас ассоциируется также с разумом, со служением, с добротой. Жизнь светлого человека – это не вспышка в ночи, а озарение ровным мягким светом всех окружающих. В этом понимании «лучом света» являются известные литературные образы: Мария Болконская с ее бесподобными лучистыми глазами, леди Мелани («Унесенные ветром»).

Статья закончилась. Вопросы остались?
Комментарии 0
Подписаться
Я хочу получать
Правила публикации
Редактирование комментария возможно в течении пяти минут после его создания, либо до момента появления ответа на данный комментарий.