Картина "Приплыли" Репина: история создания и описание шедевра

Картина «Приплыли», которую ошибочно приписывают кисти великого русского художника Ильи Репина, на самом деле принадлежит другому талантливому живописцу – Льву Григорьевичу Соловьеву. Это произведение 1870-х годов называется «Монахи (Не туда заехали)» и изображает сцену, когда плывущие на лодке монахи случайно натыкаются на купающихся обнаженных девушек. Картина получила широкую известность и вошла в массовую культуру под ошибочным названием «Приплыли» и фамилией автора Репин.

На самом деле за этой исторической путаницей стоит вполне объяснимая человеческая ошибка, а не какой-то заговор. В 1930-х годах на выставке в Сумском художественном музее на Украине картина Льва Соловьева экспонировалась рядом с работами его более известного современника Ильи Репина. Посетители выставки невнимательно прочитали табличку с указанием автора и решили, что перед ними творение кисти прославленного Репина. Так в истории искусства появилась выдуманная картина «Приплыли», хотя настоящее название совершенно иное.

Лев Соловьев - автор картины Приплыли"

Настоящий автор картины «Приплыли»

Картина «Приплыли» на самом деле называется «Монахи (Не туда заехали)» и была написана в 1870-х годах русским художником Львом Григорьевичем Соловьевым (1845-1922). Оригинальное название полотна более точно отражает его сюжет: на нем изображена комичная сцена, как двое православных монахов случайно натыкаются на купающихся обнаженных девушек.

Молодой инок застыл с веслами в руках, не зная, как ему реагировать. Пожилой же пастырь улыбается – «Дескать, приплыли!»

Ошибочно приписывание авторства этой картины известному русскому художнику Илье Ефимовичу Репину (1844-1930) произошло в 1930-х годах на выставке в Сумском художественном музее (Украина). Работа Соловьева висела там рядом с полотном Репина, и посетители решили, что обе картины написаны одним автором. Так случайно появилось выражение «картина Репина «Приплыли», которое сегодня ассоциируется с неловкой или неожиданной ситуацией.

Монахов принесло к купильщицам - "Приплыли"

Хотя «Приплыли» в данном случае вполне уместная фраза: монахи явно не ожидали наткнуться на такую сцену во время прогулки. Зато получили удовольствие, судя по их довольным и заинтересованным лицам на картине Соловьева. Так что в неверном авторстве есть своя ирония судьбы.

Обстоятельства создания картины «Монахи»

Картина «Монахи (Не туда заехали)» была создана русским художником Львом Григорьевичем Соловьевым в 1870-х годах. Это был период расцвета творчества Соловьева, когда он создавал свои лучшие произведения. «Монахи» относятся к жанру бытового жанрового живописи и являются одной из наиболее известных картин художника.

Точная дата создания полотна неизвестна. Искусствоведы относят время работы к 1870-м годам, когда Соловьев активно писал свои «миниатюры» - небольшие по размеру, но мастерски исполненные картины. В это время художник часто обращался к теме повседневной жизни разных слоев российского общества.

«Монахи (Не туда заехали)» Соловьев, вероятно, написал по впечатлениям от какого-то реального случая, увиденного им в жизни. Возможно, ему довелось стать свидетелем забавной сцены с заблудившимися монахами. Точное место и обстоятельства происшествия неизвестны, но сам сюжет говорит о том, что это могло произойти на юге России, где теплый климат позволял девушкам купаться на речных пляжах.

Художник мастерски передал и комический момент случившегося, и реакцию персонажей на неожиданную встречу. Детали говорят о тщательной работе Соловьева над полотном и его стремлении как можно точнее запечатлеть увиденную им сцену.

Почему Репину приписывают "Приплыли"

Подробное описание сюжета и деталей картины

Картина «Монахи (Не туда заехали)» имеет небольшой размер - всего 31,5 х 41 см. Однако на этом маленьком холсте художнику Льву Соловьеву удалось разместить довольно много персонажей и деталей, благодаря чему сюжет выглядит очень насыщенным.

Действие картины разворачивается на берегу реки или озера. На переднем плане изображены четыре обнаженные девушки, которые, судя по всему, купаются и отдыхают. Девушки молоды и красивы, у каждой из них индивидуальные черты лица и прически. Одежда аккуратно сложена на берегу.

Увидев неожиданно появившихся монахов, девушки явно смутились и постарались прикрыть наготу. Одна из них опустилась в воду по шею, другая прикрывается руками, третья - распущенными волосами. Четвертая пытается на ходу натянуть рубаху. Выражения лиц девушек передают смущение, удивление и даже испуг.

На втором плане изображены три монаха в черных рясах. Двое из них едут верхом на ослах, третий идет пешком. Лица монахов также выражают удивление, но при этом в их позах чувствуется некоторое смятение и растерянность. Очевидно, они не ожидали наткнуться на купающихся девушек и теперь не знают, как себя вести.

Особенно интересна фигура рыжебородого монаха, едущего на осле впереди. Несмотря на то, что лицо его выражает удивление, взгляд монаха неотрывно следит за девушками, а его поза выдает явный интерес к увиденному. Художник тонко подметил эту деталь, подчеркивающую комизм ситуации.

Картина Льва Соловьева "Приплыли"

На заднем плане Соловьев изобразил двух мальчишек лет 10-12, которые наблюдают за происходящим со смехом и весельем. Они явно забавляются злоключением как монахов, так и девушек. Мальчишки приоткрыли калитку в изгороди и выглядывают оттуда, чтобы полюбоваться на зрелище.

Пейзаж на картине довольно лаконичен. Художник изобразил кусочек берега с невысоким обрывом, на котором растет несколько деревьев. Далее виднеется река или озеро с лодкой посередине. На противоположном берегу - пологий заросший склон и домики деревни. Таким образом, Соловьев мастерски передал атмосферу тихого провинциального места, где и могла произойти описанная сцена.

В целом в картине «Монахи (Не туда заехали)» все детали продуманы и выполнены очень тщательно. Благодаря мастерству Соловьева, небольшой по размеру холст оживает множеством реалистичных и выразительных образов. Картина по праву считается одним из лучших произведений художника в жанре бытового жанрового живописи.

Причины ошибочного приписывания авторства Репину

Картина «Монахи (Не туда заехали)» долгое время ошибочно приписывалась кисти великого русского художника Ильи Репина и именовалась «Приплыли». Эта ошибка произошла в 1930-х годах, когда полотно Соловьева экспонировалось в Сумском художественном музее на Украине.

Причиной столь странной путаницы послужило то, что картина «Монахи» висела в музее рядом с работами Репина. Посетители выставки, не зная подлинного автора, решили, что перед ними тоже творение кисти знаменитого Репина. Также, вероятно, сыграло роль созвучное название «Не ждали» - одной из самых известных картин Репина того периода.

Кроме того, стиль Соловьева во многом был схож со стилем Репина. Оба художника работали в жанре реалистической живописи, создавая небольшие по размеру, но емкие по содержанию картины. Поэтому для неискушенного зрителя их произведения могли показаться работами одного автора.

Также сыграла роль и малая известность Соловьева по сравнению с таким гигантом, как Репин. Если Репин был одним из самых знаменитых художников своего времени, то творчество Соловьева оказалось незаслуженно забыто публикой и искусствоведами.

В итоге забавная ошибка 1930-х годов прижилась и получила широкое хождение. Картина «Монахи (Не туда заехали)» кисти Льва Соловьева под именем «Приплыли» Репина вошла в историю русской культуры.

Путь картины от Сумского музея до массовой культуры

Картина «Монахи (Не туда заехали)» работы Льва Соловьева была написана приблизительно в 1870-х годах. После смерти художника в 1882 году полотно оказалось в частной коллекции и долгое время хранилось вне поля зрения публики.

Лишь в 1930-х годах картина была приобретена Сумским художественным музеем и представлена на выставке рядом с работами Репина. Именно тогда и произошла знаменитая ошибка с авторством.

Зрители, решившие, что перед ними картина кисти Репина, дали ей название «Приплыли» - по аналогии с известной картиной Репина «Не ждали». Так забавная история с заблудившимися монахами обрела второе рождение уже как полотно великого русского художника.

Дальнейшая судьба картины «Приплыли» была вполне предсказуема. Курьезное название прижилось и стало крылатым выражением, обозначающим неловкую ситуацию. При этом мало кто задумывался о подлинном авторстве.

Упоминания «Приплыли» Репина стали появляться в литературе, кино, а затем и в интернет-мемах. Так небольшая картина Соловьева сумела покорить массовую культуру, пусть и под чужим именем. И сегодня образ заблудившихся монахов остается узнаваемым персонажем в искусстве и фольклоре.

Значение выражения «картина Репина «Приплыли»

Выражение «картина Репина - Приплыли» прочно вошло в разговорную речь и массовую культуру. Оно имеет ироничный смысл и употребляется, когда кто-либо попадает в неловкую, безвыходную ситуацию.

Эта идиома берет начало от одноименной картины, которая на самом деле принадлежит не Репину, а художнику Льву Соловьеву. На ней изображены растерянные монахи, которые случайно наткнулись на купающихся обнаженных девушек.

Таким образом, «Приплыли» означает, что человек оказался не в то время и не в том месте, столкнулся с ситуацией, к которой был совершенно не готов. Это выражение подчеркивает комизм и неловкость положения.

Например: «На собеседовании выяснилось, что я совсем не разбираюсь в этой сфере. Картина Репина «Приплыли» - не ожидал такого поворота». Или: «Хотел произвести впечатление на девушку, а тут пришел ее жених. «Приплыли», как говорится».

Биография и творчество Льва Соловьева

Лев Соловьев – художник из Воронежа – широкому кругу поклонников живописи мало знаком. По дошедшим о нем сведениям был он человеком скромным, трудолюбивым, философского склада. Любил писать бытовые сцены из жизни простых людей и пейзажи.

Наиболее плодотворным для Соловьева был 1870-е годы. Именно тогда им была создана картина «Монахи (Не туда заехали)», ошибочно прославившаяся как «Приплыли» кисти Репина. Это полотно считается одной из лучших работ художника.

Соловьев также преподавал в Академии художеств, писал искусствоведческие статьи. Скончался в 1882 году в Санкт-Петербурге. Его произведения представлены в крупнейших музеях России.

Другие известные работы Льва Соловьева

Хотя картина «Монахи (Не туда заехали)» и считается самой известной работой Льва Соловьева, на самом деле в его наследии есть немало других выдающихся произведений.

Одним из наиболее значимых полотен считается «Проводы покойника» (1871 год). Эта картина принесла художнику звание академика. В ней Соловьев мастерски передал печальную атмосферу похорон крестьянина.

Другой известной работой стала картина «Весны. Семик» (1878 год), посвященная народному празднику. Также выделяют портреты Соловьева, например, «Портрет Софьи Кувшинниковой» (1870 год).

Среди пейзажей наиболее удавшимися считаются «Осень в деревне» (1879 год), «Зима» (1873 год), «Полдень. Пахота» (1878 год). Эти работы отличает внимание к передаче состояния природы.

Также Соловьев работал в жанре исторической картины, например, «Петр I допрашивает царевича Алексея Петровича в Петергофе» (1871 год).

Влияние ошибки с авторством на известность картины

Картина «Монахи (Не туда заехали)» художника Льва Соловьева в 1930-х годах экспонировалась в Сумском художественном музее рядом с произведениями знаменитого Ильи Репина. Посетители выставки, не зная истинного автора полотна, ошибочно приписали его кисти Репина и дали название «Приплыли» - по аналогии с известной картиной Репина «Не ждали».

  • Ошибка с авторством привела к тому, что изначально малоизвестная работа Соловьева стала широко упоминаться в массовой культуре.
  • Устойчивое выражение «картина Репина «Приплыли»» закрепилось в разговорной речи и стало обозначать неловкую, неожиданную ситуацию.
  • Неверное авторство сделало картину узнаваемой и популярной, в отличие от подлинных работ Соловьева, которые остались малоизвестны широкой публике.

Таким образом, ошибка приписывания полотна кисти Соловьева Репину, с одной стороны, исказила представление об истинном авторе картины, но с другой - способствовала ее известности и вошла в культурный обиход.

Интересные факты о картине «Монахи (Не туда заехали)»

Картина «Монахи (Не туда заехали)», ошибочно приписываемая Илье Репину и получившая народное название «Приплыли», имеет увлекательную историю создания и бытования.

Вот несколько любопытных фактов об этом знаменитом полотне:

  • Художник Лев Соловьев написал картину в 1870-х годах, когда ему было около 30 лет. Тогда он активно работал в жанре бытового реализма.
  • Точное название работы - «Монахи (Не туда заехали)». Первоначально художник хотел подчеркнуть неловкость ситуации для героев-монахов.
  • На картине изображены реальные типажи того времени. Моделями послужили знакомые Соловьева и простые горожане.
  • В 1930-х годах полотно экспонировалось в Сумском художественном музее рядом с работами Репина, что и послужило ошибке с авторством.
  • Выражение «картина Репина "Приплыли"» вошло в разговорный язык и обозначает неловкость ситуации.
  • Благодаря ошибочному авторству работа Соловьева стала широко известной, в отличие от многих его подлинных полотен.
  • Картина неоднократно упоминалась в литературе, кино, музыке и стала частью массовой культуры.
  • В настоящее время подлинник картины хранится в Третьяковской галерее в Москве.

Таким образом, история создания и бытования картины «Монахи (Не туда заехали)» полна любопытных фактов и перипетий. Ошибка с авторством сделала ее по-настоящему знаменитой в народе, в отличие от многих работ самого Льва Соловьева. Это яркий пример того, как культурный феномен может приобрести собственную жизнь, отличную от первоначального замысла художника.

Статья закончилась. Вопросы остались?
Комментарии 0
Подписаться
Я хочу получать
Правила публикации
Редактирование комментария возможно в течении пяти минут после его создания, либо до момента появления ответа на данный комментарий.