Как выгнать воздух из системы охлаждения автомобиля?

Наличие воздуха в системе охлаждения автомобиля является одной из распространенных проблем, с которыми сталкиваются автовладельцы. Воздушные пробки препятствуют нормальной циркуляции охлаждающей жидкости и могут стать причиной опасного перегрева двигателя.

Чтобы избежать серьезных поломок, необходимо своевременно определять наличие воздуха и удалять его из системы охлаждения. В этой статье мы рассмотрим основные причины появления воздушных пробок, способы их диагностики и методы эффективного удаления воздуха из контура охлаждения двигателя.

Причины появления воздушных пробок в системе охлаждения

Одной из основных причин появления воздушных пробок в системе охлаждения является нарушение герметичности. Это может быть вызвано износом или повреждением прокладок, сальников, неплотным прилеганием шлангов или некачественной затяжкой хомутов. В результате происходит подсос воздуха в систему охлаждения.

Воздух может попадать через неисправный расширительный бачок. Причинами могут быть трещины в корпусе бачка, износ или загрязнение клапана сброса давления.

Также причиной завоздушивания являются течи в радиаторе или блоке цилиндров из-за коррозии, механических повреждений, усталостных трещин.

Воздух попадает при неправильном удалении из системы перед заливкой охлаждающей жидкости, а также при нарушении технологии слива и заливки.

Причины могут быть связаны с неисправностями водяного насоса, приводящими к нарушению циркуляции и застою жидкости с образованием воздушных карманов.

Воздух попадает из-за нарушения герметичности системы отопления, соединенной с системой охлаждения.

Также причиной может быть неисправный термостат, который в открытом состоянии пропускает часть потока минуя радиатор.

Кроме того, конструктивные недостатки системы охлаждения некоторых моделей автомобилей могут способствовать скоплению воздуха в определенных участках.

Таким образом, причины могут быть самые разные - от естественного износа деталей до ошибок при обслуживании. Для устранения необходим тщательный анализ и устранение конкретной причины попадания воздуха.

Крышка расширительного бачка автомобиля с выходящими пузырьками воздуха

Признаки наличия воздуха в системе охлаждения автомобиля

Основные признаки наличия воздушных пробок в системе охлаждения:

  • Повышенный шум при работе двигателя, похожий на кипение жидкости в радиаторе.
  • Неравномерный прогрев двигателя, когда верхняя часть горячая, а нижняя холодная.
  • Периодическое включение вентилятора системы охлаждения на высоких оборотах.
  • Повышенная температура двигателя, особенно в пробках и на холостом ходу.
  • Утечки охлаждающей жидкости из-под прокладок головки блока.
  • Отсутствие горячего воздуха из системы отопления на прогретом двигателе.

При запуске холодного двигателя шум кипения может появляться из-за конденсата на стенках системы охлаждения, поэтому нужно обращать внимание на шум при прогретом двигателе.

Неравномерный прогрев свидетельствует об нарушении циркуляции охлаждающей жидкости из-за скопления воздуха в нижней части системы.

Частое включение вентилятора на высоких оборотах говорит о перегреве двигателя из-за снижения интенсивности охлаждения.

Повышенная рабочая температура двигателя - прямое следствие ухудшения теплоотвода при наличии воздуха в системе.

Утечки через прокладки свидетельствуют об избыточном давлении из-за парообразования при перегреве.

Отсутствие горячего воздуха из системы отопления указывает на блокировку циркуляции жидкости в радиаторе отопителя.

Таким образом, по совокупности косвенных признаков можно с большой долей вероятности предположить наличие скопления воздуха в системе охлаждения автомобиля.

Последовательность диагностики системы охлаждения на наличие воздуха

Чтобы точно определить наличие воздуха в системе охлаждения, нужно выполнить пошаговую диагностику:

  1. Осмотреть состояние всех шлангов, проверить надежность крепления хомутов, отсутствие трещин и вздутий.
  2. Проверить герметичность расширительного бачка, радиатора и блока цилиндров на наличие подтеков охлаждающей жидкости.
  3. Убедиться в исправности крышки расширительного бачка и отсутствии трещин на корпусе.
  4. Проверить работу водяного насоса, легкость вращения и отсутствие течей.
  5. Убедиться в плотном закрытии клапана термостата на прогретом двигателе.
  6. Измерить температуру верхних и нижних патрубков системы охлаждения при рабочей температуре двигателя.
  7. Проверить наличие горячего воздуха из системы отопления и отсутствие запаха тосола в салоне.
  8. Сравнить температуру верхнего и нижнего шлангов радиатора отопителя.

Если обнаружены течи, повреждения, значительная разница температур шлангов, неисправность насоса или термостата - необходим ремонт.

Для окончательного подтверждения наличия воздуха проверяют работу системы охлаждения с помощью специальных приспособлений:

  • Стетоскопом прослушивают шум кипения в радиаторе и блоке.
  • Измеряют давление в системе манометром в пробке радиатора.
  • Подключают вакуумный насос к пробке радиатора и замеряют разряжение.

По результатам диагностики определяют конкретное место скопления воздуха и выбирают оптимальный способ удаления.

Автомеханик стравливает воздух из системы охлаждения автомобиля

Простые способы удаления воздуха из системы охлаждения в домашних условиях

Для удаления воздуха из системы охлаждения в домашних условиях можно воспользоваться следующими простыми способами:

  1. Залить в расширительный бачок горячую воду (около 80°С). Запустить двигатель с открытой крышкой бачка. Воздух всплывет и начнет выходить вместе с парами воды.
  2. Открутить пробку радиатора и долить охлаждающую жидкость до краев заливной горловины. Запустить двигатель с открытой пробкой, выйдет воздух.
  3. Приподнять передок автомобиля, открыть пробку радиатора. Завести двигатель и увеличить обороты до 2-3 тысяч на холостом ходу. Воздух выйдет через открытую пробку.
  4. Отсоединить верхний шланг радиатора. Залить в систему охлаждения через расширительный бачок чистый антифриз. Пустить двигатель и дать поработать до появления чистой жидкости из шланга.

Перед развоздушиванием нужно заглушить двигатель и дать ему остыть, чтобы избежать ожогов. Работать аккуратно, не допуская брызг и разливов.

После удаления воздуха обязательно закрыть пробки, затянуть хомуты шлангов, долить охлаждающую жидкость до нормы. Прогреть двигатель до рабочей температуры и убедиться в отсутствии утечек.

Развоздушивание системы охлаждения с помощью компрессора

Для быстрого и эффективного удаления воздуха из системы охлаждения используют компрессор.

Порядок развоздушивания компрессором:

  1. Установить давление на компрессоре в пределах 0,5-2 бар и подсоединить шланг к ниппелю пробки радиатора.
  2. Открыть крышку расширительного бачка для выхода воздуха.
  3. Включить подачу воздуха на 5-10 секунд, затем сделать паузу, чтобы воздух всплыл.
  4. Повторять циклы подачи воздуха до полного удаления воздуха и появления сплошной струи охлаждающей жидкости из открытого расширительного бачка.

Важно контролировать давление и не превышать допустимые показатели, чтобы не повредить радиатор и шланги.

После развоздушивания закрыть все открытые пробки и горловины, проверить герметичность системы.

Полная замена охлаждающей жидкости как способ удаления воздуха

Полная замена охлаждающей жидкости - эффективный способ одновременно удалить воздух из системы охлаждения и обновить антифриз.

Порядок замены охлаждающей жидкости:

  1. Слить отработанный антифриз через сливные пробки в поддоне радиатора и в блоке двигателя.
  2. Затем слить остатки антифриза из расширительного бачка.
  3. Промыть систему охлаждения чистой водой до прозрачного состояния сливаемой воды.
  4. Заглушить все сливные отверстия.
  5. Залить через расширительный бачок новый антифриз, завести двигатель и дать поработать с открытой крышкой бачка до полного удаления пузырьков воздуха.
  6. Заглушить бачок и долить антифриз до нормы. Проверить герметичность системы.

Важно тщательно промыть систему охлаждения водой от ржавчины и загрязнений перед заливкой нового антифриза.

Такая полная замена позволяет очистить систему охлаждения и удалить весь скопившийся воздух.

Особенности развоздушивания системы охлаждения в автомобилях ВАЗ

В автомобилях ВАЗ есть ряд особенностей при развоздушивании системы охлаждения:

  • Чаще всего воздух скапливается в радиаторе отопителя, поэтому его нужно развоздушивать в первую очередь.
  • Рекомендуется приподнять передок автомобиля для улучшения выхода воздуха в расширительный бачок.
  • Полезно увеличить обороты двигателя до 2000-3000 об/мин для усиления циркуляции охлаждающей жидкости.
  • Можно отсоединить верхний шланг радиатора отопителя для облегчения выхода воздуха из этой ветки.

Для развоздушивания системы охлаждения на автомобилях ВАЗ рекомендуется:

  1. Залить в расширительный бачок горячую воду для ускорения выхода воздуха.
  2. Открыть пробку радиатора и прогреть двигатель для выхода паров воздуха.
  3. Приподнять передок автомобиля на 20-30 см для сбора воздуха в верхних точках.
  4. Увеличить обороты двигателя для интенсификации циркуляции охлаждающей жидкости.
  5. Отсоединить верхний шланг радиатора отопителя, запустить двигатель для выхода воздуха, затем снова подсоединить шланг.

Такая методика позволяет эффективно удалить воздух из всей системы охлаждения автомобилей ВАЗ за счет учета их конструктивных особенностей.

Рекомендации по предотвращению повторного появления воздушных пробок

Для того, чтобы избежать повторного появления воздушных пробок в системе охлаждения, необходимо регулярно проверять ее герметичность и отсутствие утечек. Стоит обращать внимание на уровень охлаждающей жидкости, течь шлангов и прокладок. При малейших подозрениях на наличие течи, нужно незамедлительно устранить ее.

Также следует периодически менять охлаждающую жидкость в соответствии с регламентом, указанным в инструкции по эксплуатации автомобиля. При замене жидкости происходит удаление накопившихся в системе воздушных пробок.

Регулярное проведение технического осмотра также поможет своевременно обнаружить неисправности, приводящие к образованию воздушных пробок. Например, трещины шлангов, прокладок, неисправный термостат или водяной насос.

Теперь вы знаете, как выгнать воздух из системы охлаждения.

Статья закончилась. Вопросы остались?
Комментарии 0
Подписаться
Я хочу получать
Правила публикации
Редактирование комментария возможно в течении пяти минут после его создания, либо до момента появления ответа на данный комментарий.