Баллада - это песня о любви и горечи бытия

Баллада - особый жанр лирической поэзии, зародившийся в средневековой Европе. Отличается драматичностью сюжета, трагическим пафосом, яркими образами героев. Баллада часто посвящена роковым страстям, гибели героя, фантастическим и мистическим событиям. В отличие от эпоса, баллада лаконична и сосредоточена на кульминационном моменте действия.

В России жанр баллады получил распространение в начале XIX века под влиянием немецких романтиков - Бюргера, Гете, Шиллера. Первым русским балладником стал В.А. Жуковский, мастерски переводивший и подражавший западным образцам жанра. Вершин балладного жанра в русской литературе достигли А.С. Пушкин и М.Ю. Лермонтов. Баллада надолго стала одной из ведущих форм русской романтической поэзии.

Истоки жанра баллады

Баллада как жанр берет свое начало в средневековой Европе. Впервые термин баллада (от прованс. ballada - «танцевальная песня») появляется в рукописях XIII века для обозначения лирических песен, исполнявшихся под танец. Однако в то время этот жанр не имел четкой формальной структуры.

Наибольшее развитие в Средние века баллада получает во французской поэзии и музыке XIV века. Она представляла собой стихотворную форму из трех строф с рефреном, каждая строфа которой разбивалась в музыкальном отношении на три части. Классиком жанра считается Гийом де Машо, автор около 200 баллад, из которых 42 он положил на музыку. Его произведения носили чисто лирический характер и не имели элементов танцевальности.

В английской литературе баллада также появляется очень рано, вероятно, еще в XI веке с нормандским завоеванием. Английские и шотландские баллады воспевали исторические события, а также легендарных героев вроде Робин Гуда. В XVIII веке начинается литературная обработка народных баллад, которой занимались такие поэты, как Роберт Бернс и Вальтер Скотт. Таким образом, баллада превращается в Англии в особый жанр лиро-эпической поэзии.

Старинная книга с гусиным пером и масляной лампой

Расцвет жанра в эпоху романтизма

Настоящий расцвет баллада переживает в эпоху романтизма на рубеже XVIII-XIX веков. Романтическая эстетика с ее интересом к народному творчеству, фантастике и мистике оказывается очень благоприятной для этого жанра.

В Германии появляются знаменитые баллады Бюргера, Уланда и Гейне. Сам Гете сочиняет балладу «Лесной царь», а вместе с Шиллером устраивает в 1797 году соревнование в написании баллад. Это дало новый толчок развитию жанра.

Огромную роль в популяризации баллады сыграл В.А. Жуковский. Его оригинальная баллада «Светлана» (1813) произвела фурор и принесла автору славу. Жуковский также переводит множество западноевропейских баллад. Его примеру следуют Пушкин с балладой «Песнь о вещем Олеге», Лермонтов с «Воздушным кораблем», Фет и другие русские поэты.

Параллельно с поэтической балладой развивается жанр вокальной баллады, положенной на музыку. Таким образом, баллада - это один из ключевых литературных и музыкальных жанров эпохи романтизма, выражающий ее эстетические принципы.

Жуковский - основоположник русской баллады

Василий Андреевич Жуковский по праву считается основоположником жанра баллады в русской литературе. Он первым познакомил русских читателей с шедеврами западноевропейской балладной поэзии, а также создал яркие оригинальные образцы этого жанра.

Первая баллада Жуковского - «Людмила» (1808) - представляла собой перевод произведения немецкого поэта Г.А. Бюргера «Ленора». Это мрачная мистическая история о девушке, которая после гибели жениха встречает его призрак. «Людмила» произвела огромное впечатление на русских читателей и положила начало увлечению балладной поэзией в России.

Еще больший успех выпал на долю оригинальной баллады Жуковского «Светлана» (1813). Это лирическая история о девушке, погибшей в ночь своей свадьбы и явившейся жениху в видении. «Светлана» сделала Жуковского знаменитым и по сей день считается одним из шедевров русской балладной поэзии. Критик Белинский писал, что «было время, когда эта баллада доставляла нам какое-то сладостно-страшное удовольствие, и чем более ужасала нас, тем с большей страстью мы ее читали».

Помимо оригинальных баллад, Жуковский перевел множество произведений западноевропейских авторов, в том числе Шиллера, Гете, Уланда, Соути, Вальтера Скотта. Его деятельность позволила русским читателям познакомиться с лучшими образцами европейской балладной традиции. Таким образом, благодаря Жуковскому баллада это стала одним из центральных жанров русской романтической поэзии первой половины XIX века.

Портрет романтического поэта

Баллады Пушкина и Лермонтова

Последователи Жуковского Александр Пушкин и Михаил Лермонтов также внесли весомый вклад в развитие жанра баллады в русской литературе.

Известнейшая баллада Пушкина - «Песнь о вещем Олеге» (1822), повествующая о гибели киевского князя Олега, которому предсказали смерть от своего коня. Это произведение отличается ярким национальным колоритом и мастерским сплетением исторического сюжета с элементами фантастики.

М.Ю. Лермонтов также уделял большое внимание этому жанру. Его знаменитая баллада «Воздушный корабль». Это мистическая история о призрачном корабле, уносящем души умерших.

Таким образом, классики русской литературы Пушкин и Лермонтов, следуя традиции Жуковского, также активно обращались к жанру баллады. Их произведения отличаются драматизмом, фантастическими и мистическими мотивами, ярко выраженным национальным колоритом. Баллада это для них одна из ведущих поэтических форм, идеально соответствующая эстетике романтизма.

Статья закончилась. Вопросы остались?
Комментарии 0
Подписаться
Я хочу получать
Правила публикации
Редактирование комментария возможно в течении пяти минут после его создания, либо до момента появления ответа на данный комментарий.