Художник-импрессионист Эдгар Дега: картины, скульптуры и биография

Подписаться Редактировать статью

Художник импрессионист Эдгар Дега появился на свет в столице Франции, его отцом был банкир. Рисованию мальчик учился в Школе изящных искусств. Его талант был заметен уже с детства, но создавать настоящие шедевры он начал намного позже.

Картины на исторические темы

На исходе 1850-х годов, когда Эдгар пребывал в Италии, ему удалось познакомиться с творчеством старых художников. Вскоре он вернулся во Францию и написал несколько картин, в основу которых были положены исторические сюжеты (состязание спартанских парней и девушек, Семирамида, закладывающая город и т. д.). Но классическими в этих полотнах были, пожалуй, только лишь темы: греки у Эдгара были похожи на жителей Парижа, а манера изображения была достаточно раскованной и свежей.

Эдгар Дега

Портреты

В 1860-е годы художник пишет несколько удивительных портретов, чем-то напоминающих творения Энгра, но в целом, весьма оригинальных и узнаваемых. В этих картинах уже отчетливо заметны качества, свойственные всем работам Дега: объективность, желание максимально точно передать все детали, благородные цвета, элегантность. Письмо можно назвать мягким, как у Энгра, однако по стилю полотна схожи с шедеврами Мане. Особого внимания заслуживает портрет женщины с цветами – такого в истории живописи еще не было никогда. Художник без лишних сомнений размещает даму с краю, причем часть ее туловища оказывается срезанной.

Модные течения в искусстве. Что изображал Дега?

С 1860-х по 1870-е годы художник часто бывает в кафе Гербуа, также иногда заглядывает в «Новые Афины». Эти заведения нередко посещали также Мане и его товарищи. Картины Дега регулярно демонстрируются на выставках художников-импрессионистов. Что считалось актуальным в то время? Прежде всего воплощение в полотнах непосредственных эмоций, кроме того, современные художники не чурались погружения в жизнь простого народа, они черпали оттуда вдохновение. Эдгар Дега картиныЭдгар Дега, картины которого никого не оставляют равнодушными, выделялся из толпы импрессионистов тем, что изображал исключительно фигурные композиции, однако вскоре он перестал ограничивать себя только портретами и начал писать всадников на конях, скачки, сюжеты в кабаре и кафе, прачек, швей, танцовщиц, а также девушек, приводящих себя в порядок.

Смыслом своей деятельности парижский творец считал демонстрацию правды жизни. Кстати говоря, он всегда был против ее приукрашивания.

Удивительный парадокс, предварение современного кинематографа

Каждая картина Дега – результат продолжительных наблюдений и изнурительной работы по превращению их в готовое изображение. В его полотнах не было ничего непосредственного, он долго размышлял над каждой деталью, и в этом он был схож с Пуссеном. Но все его картины отличаются тем, что на них изображен миг, очень хрупкое мгновение. Казалось бы, Эдгар Дега увидел определенный образ совершенно случайно и наспех его изобразил. В этом и заключается парадокс. При взгляде на картину художника может показаться, что она замерла всего лишь на секунду, и скоро все детали на ней придут в движение. И так и должно быть. Так правдоподобно Дега передавал бешеный ритм жизни, характерный для его времени. Художник испытывал слабость к движению и хотел изображать только его. Ренуар говорил, что это вообще характерно для многих творцов той эпохи. Эдгар Дега Голубые танцовщицыВот и Эдгар Дега, биография которого полна интересных фактов, писал соответствующие картины: бегущих коней, репетиции танцовщиц, балет, женщин, гладящих белье, расчесывающихся, наряжающихся и моющихся девушек. Полотна парижского творца без преувеличения можно назвать сборником людских движений и поз. Кроме того, они отличаются оригинальным ракурсом, благодаря которому даже неподвижный образ может показаться колеблющимся. Многие импрессионисты добавляли в свои творения изображения восточных гравюр, но Дега этого не делал никогда. Однако они ему были, без сомнения, близки, ведь они также отличались динамичностью.

Художника можно считать в некотором смысле пророком, так как он предварил появление современной фотографии и фильмов. Интересно, что люди, изображенные на его полотнах, кажутся запечатленными не обычной, а скрытой камерой. Что касается девушек, приводящих себя в порядок, то Эдгар Дега говорил, что до некоторого времени обнаженные представительницы прекрасного пола представали на картинах в таких неестественно эротичных позах, что казалось, будто есть наблюдатель, перед которым они красуются. А его женщины совершенно расслаблены и не пытаются никому понравиться, а полностью заняты мытьем, расчесыванием и одеванием.

Проза рождает поэзию

Дега всегда желал проникнуть в тайны жизни, и его можно считать и романтической натурой, и объективным наблюдателем одновременно. В его картинах есть и прекрасные моменты, и грубоватая правда.

Понять это можно, рассмотрев его полотна, в основу которых положен балет. Он изображает и театральное «закулисье», и сказочное представление, разворачивающееся на сцене. Простоватые и абсолютно неромантичные балерины превращаются на наших глазах в элегантных фей, именно проза рождает поэзию. Как хорошо понимал эту закономерность Эдгар Дега! Балерина становится изящной бабочкой, стоит только ей начать свой танец.

Использование пастели, изменение стиля

С возрастом Дега все чаще начинает обращаться к пастели, как правило, соединяя ее с гуашью, литографией либо монотипией. Она нравилась ему по причине своей благородной мягкости, совмещенной с насыщенностью и выраженностью оттенка, а также красивой матовости. Со временем стиль художника становится все более монументальным. Больше нет многообразия мелких деталей, а цвет и линия сливаются в одно. Довольно ощутимая перемена в творчестве. Что касается поздних картин Дега, то в них самое главное место занимает цвет, эта сияющая, свободная, удивительная стихия. Эдгар Дега биографияВ полотнах, изображающих балерин, написанных на исходе века, художник, все еще искусно фиксируя миг, уже направляется в сторону более монументального видения ХХ столетия, его можно даже посчитать предвестником фовизма.

Статуэтки

Практически всю жизнь Дега делал скульптуры: мастерил из глины и цветного воска фигурки бегущих коней, танцовщиц в элегантных позах и девушек, приводящих себя в порядок. Ближе к концу жизни у художника развилась глазная болезнь, и он больше не мог писать картины, а занимался только этими статуэтками. Эдгар Дега, скульптуры которого долгое время были неизвестны миру, скрывал от общественности еще один свой талант. Последние его годы были драматичными: творец, удивлявший товарищей безупречным зрением, скончался совсем плохо видящим.

«Голубые танцовщицы»

художник импрессионист Эдгар Дега

Отдельно следует сказать об этой картине. При первом взгляде на нее может показаться, что вот-вот зазвучит музыка, так весело и радужно сияют чистые оттенки. Эта картина олицетворяет собой полную раскованность и свободу. Однако критики и зрители часто насмехались над художником за то, что он «срезал» изображение, они говорили, что у Дега просто не получается гармонично разместить на холсте предмет или человека, уложиться в его размер.

Эта картина написана пастелью, как уже было сказано выше, Эдгар Дега ее любил, потому что она позволяла соединять линию и цвет. Несколько танцовщиц как бы слились в одну, все полотно пропитано идеей гармоничного движения. Что перед нами: замерший миг репетиции, выступления? Или на холсте изображен образ одной и той же девушки, но в разных ракурсах? Вероятно, зритель не будет задаваться этим вопросом, так как он будет очарован сиянием небесного цвета, который на некоторых участках темнее, а на других светлее. Переливаются и сверкают юбки, завораживая своим блеском…

Благодаря этой картине широкий круг людей узнал, кто такой Эдгар Дега. «Голубые танцовщицы» принесли ему славу.

Эдгар Дега балерина

«Фигура в движении»

Недавно в Эрмитаже прошла выставка под названием «Фигура в движении», на которой были продемонстрированы скульптуры Дега. Эти статуэтки словно сошли с картин. Многие из тридцати бронзовых фигурок парижского мастера были сделаны еще в тот период, когда он создавал полотна. В основу некоторых положена абсолютно оригинальная идея, не имеющая аналогов. К примеру, фигурку «Ванна» нужно наблюдать именно сверху – ничего подобного еще не было в истории скульптуры.

Мастер никогда не демонстрировал свои статуэтки, за исключением «Маленькой танцовщицы». Дега одел ее в настоящие ткани, что категорически не понравилось критикам. После данного случая художник создавал фигурки исключительно «для души», а не для выставок.

Эдгар Дега никогда не мастерил из бронзы. Он делал свои скульптуры из воска, а также глины. Мастеру нравились эти материалы. Он мог по желанию что-либо изменить, к примеру, положение ноги коня.

В преклонном возрасте, когда Дега уже плохо видел, он делал только такие фигурки. После его смерти у него в квартире нашли 150 статуэток из воска – почти все они были аналогичны его полотнам: балерины, моющиеся женщины, всадники на конях.

Эдгар Дега скульптуры

Обнаруженные скульптуры родственники художника сделали бронзовыми, в итоге получилось 74 фигурки, которые были отданы в лучшие музеи.

Всем людям, посетившим эту выставку, по-новому открылся такой замечательный творец, как Эдгар Дега. «Фигура в движении» стала настоящей сенсацией для ценителей искусства.