Прощай, немытая Россия! Как расстаться с прошлым и начать новую жизнь?

Стихотворение «Прощай, немытая Россия», написанное М.Ю. Лермонтовым в 1840 году, стало одним из самых известных произведений поэта. Оно отразило его разочарование в самодержавной России и стремление укрыться от нее на Кавказе. Несмотря на отсутствие прижизненной публикации, стихотворение получило широкую известность в конце XIX века и оставалось популярным на протяжении всего XX века.

В постсоветский период вокруг авторства «Немытой России» развернулась острая полемика. Хотя большинство специалистов не сомневается в принадлежности текста Лермонтову, высказывались и альтернативные мнения. Тем не менее, это произведение по-прежнему остается важной частью русской культуры.

Цитаты из «Немытой России» неоднократно использовались российскими и украинскими политиками для иллюстрации своего отношения к прошлому и настоящему страны.

Обстоятельства создания

Стихотворение «Прощай, немытая Россия» было написано М.Ю. Лермонтовым в мае 1840 года, во время отъезда поэта в ссылку на Кавказ. Точная дата создания произведения неизвестна. При жизни Лермонтова стихотворение не публиковалось и не было известно широкой публике. Автограф стихотворения «Прощай, немытая Россия» также не сохранился.

Стихотворение состоит из двух четверостиший и является вершиной политической лирики Лермонтова. В нем поэт резко критикует самодержавие, крепостничество и произвол властей в России. Образы «господ» и «рабов», «мундиров голубых» символизируют полицейский произвол и бесправие народа.

В строке «И ты, послушный им народ» в некоторых вариантах встречается «И ты, рабов послушный род». В пятой строке варьируются выражения «за хребтом Кавказа» и «за стеной Кавказа». В шестой строке вместо «сокроюсь» может быть «укроюсь» или «я скроюсь», а вместо «пашей» - «царей» или «вождей».

Кавказские горы, за которыми, по словам стихотворения, Лермонтов хотел укрыться от России

Публикация и бытование текста

Впервые текст стихотворения «Прощай, немытая Россия» был опубликован в 1887 году историком литературы П.А. Висковатовым в журнале «Русская старина» без заглавия и указания источника. В 1890 году стихотворение было напечатано в журнале П.И. Бартенева «Русский архив» под названием «Неизданное осмистишие М.Ю. Лермонтова (Перед отъездом на Кавказ)».

Сам Бартенев утверждал, что стихотворение «Прощай, немытая Россия» было «записано со слов поэта современником». Однако имя этого современника в публикации не было названо. Это обстоятельство впоследствии послужило поводом для сомнений в подлинности текста.

Прощай, немытая Россия,

Страна рабов, страна господ,

И вы, мундиры голубые,

И ты, им преданный народ.

Быть может, за стеной Кавказа

Сокроюсь от твоих пашей,

От их всевидящего глаза,

От их всеслышащих ушей. М.Лермонтов

Несмотря на отсутствие доказательств авторства Лермонтова, стихотворение «Прощай, немытая Россия» пользовалось большой популярностью в либеральных кругах российского общества конца XIX - начала XX веков. Оно воспринималось как яркое выражение протеста поэта против деспотизма власти и полицейского произвола.

Полемика об авторстве в постсоветскую эпоху

Вопрос об авторстве стихотворения «Прощай, немытая Россия» впервые был поднят в 1989 году писателем В.С. Бушиным. В 1994 году историк Г.Е. Клеченов опубликовал в газете «Литературная Россия» предположение о том, что текст является фальсификацией.

Скептики указывали на отсутствие автографа, противоречия в свидетельствах П.И. Бартенева о происхождении стихотворения, а также сомневались, что автор патриотических произведений мог написать столь резкие строки об униженном положении народа и полицейском произволе. Высказывались версии об авторстве Д.Д. Минаева.

В защиту принадлежности стихотворения Лермонтову выступали литературоведы О.В. Миллер, Л.И. Вольперт и другие. Они указывали на типичность для XIX века публикации произведений без автографов и приводили текстологические доводы. Тем не менее, вопрос до конца не закрыт и периодически возобновляется.

Книга с анализом текста стихотворения, доказывающая авторство Лермонтова

Значение произведения в русской культуре

Несмотря на небольшой объем, стихотворение «Прощай, немытая Россия» занимает важное место в творческом наследии Лермонтова и в истории русской культуры в целом. Уже при первой публикации в 1887 году оно вызвало интерес в либеральных кругах как яркое выражение протеста против деспотизма властей.

В советскую эпоху «Прощай, немытая Россия» стало символом борьбы Лермонтова с самодержавием и вошло в школьную программу. Стихотворение вдохновляло диссидентов, выступавших против коммунистического режима. Оно неоднократно цитировалось в политических выступлениях.

Текст стихотворения положен на музыку в ряде песен и романсов. Отдельные строки использованы в симфонии Н. Сидельникова «Мятежный мир поэта». Тем самым образ «немытой России» прочно вошел в сознание нескольких поколений, символизируя произвол власти и стремление к свободе.

Использование цитат политиками

В связи со своей резкой общественно-политической направленностью стихотворение «Прощай, немытая Россия» неоднократно цитировалось российскими и зарубежными политиками. Особую популярность приобрели строки, в которых речь идет о «господах» и «рабах», а также образы «мундиров голубых» как символов полицейского произвола.

Так, президент России В.В. Путин, выступая перед учителями, приводил строки Лермонтова как иллюстрацию несправедливого социального устройства царской России.

Эти примеры показывают, что по прошествии почти двух веков слова великого русского поэта не потеряли злободневности и актуальности. Они по-прежнему используются для выражения протеста против несправедливости и нарушения прав человека, где бы то ни было.

Особенности художественной формы

Стихотворение «Прощай, немытая Россия» представляет собой два четверостишия, написанных четырехстопным ямбом с перекрестной рифмовкой. Этот размер придает строкам динамичность, передает внутреннее волнение и состояние душевного порыва.

Характерная особенность поэтики Лермонтова - резкие метафоры и олицетворения. Так, эпитет «немытая», отнесенный к России, символизирует ее отсталость, не цивилизованность в отношениях власти и народа. Образ господ, «играющих» жизнью народа, также глубоко метафоричен.

Важную роль в стихотворении играет антитеза «господа» - «рабы». Этот контраст усиливает ощущение социальной несправедливости. Финальный пафосный возглас «Прощай, немытая Россия!» выражает трагичность разрыва поэта с родиной и одновременно надежду на лучшее будущее.

Основные образы и мотивы

В стихотворении «Прощай, немытая Россия» центральным является образ России, которая предстает в неприглядном, уничижительном виде. Эпитет «немытая» символизирует ее отсталость, а также социальную несправедливость.

Еще один важный образ - «мундиры голубые», олицетворяющие репрессивный государственный аппарат, полицейский произвол. Этот образ резко контрастирует с вольнолюбивыми устремлениями лирического героя.

Сквозным мотивом стихотворения является мотив несвободы, духовного и физического угнетения народа самодержавием. Финал произведения проникнут трагическими нотами - разрывом поэта с родиной и одновременно надеждой на обновление России.

Связь со стихотворением «Родина»

Стихотворение «Прощай, немытая Россия» тесно связано с другим известным стихотворением Лермонтова - «Родина». Как отмечал литературовед Д.Е. Максимов, в этих двух стихотворениях поэт показывает Россию в разных аспектах. Если в «Немытой России» Россия предстает в образе «николаевской жандармской империи», олицетворяя собой «темное лицо» деспотического режима, то в «Родине» Лермонтов рисует поэтический образ народной, светлой России, где прекрасно все - и «обыденное, и грандиозное».

  • В «Родине» звучит мотив любви к родной земле, несмотря ни на что: «Иною, быть может, увидишь ты сторону, Полюбишь иную... но ты не люби же!..»
  • В «Немытой России» на первый план выходит тема неприятия властей, гнетущих народ.

Таким образом, несмотря на кажущееся противоречие в тональности и тематике, два стихотворения дополняют друг друга, рисуя объемную картину отношения Лермонтова к России. С одной стороны, острое неприятие «николаевской» политической системы, с другой - любовь к родной земле и ее народу.

Музыкальные интерпретации

Стихотворение «Прощай, немытая Россия» неоднократно получало музыкальные интерпретации. Одна из первых - романс композитора А.Н. Шефера, написанный в 1890 году. В разные годы на текст стихотворения писали музыку композиторы Ф.Н. Надененко, В.С. Иванников, В.П. Веселов и другие.

Особого внимания заслуживает симфония «Мятежный мир поэта» для баритона с оркестром, созданная в 1973 году композитором Николаем Сидельниковым. Финальная одиннадцатая часть этой симфонии, озаглавленная «Полковая походная песенка», использует текст стихотворения «Прощай, немытая Россия». Этот текст исполняется как лихая солдатская песня, контрастируя с возвышенной тональностью предыдущих частей.

Такое решение придает финалу симфонии особый трагизм и драматизм. С одной стороны, бравурный маршевый ритм и задорная манера исполнения как бы продолжают тему «солдатской удали» - ухода поэта на войну, чтобы спастись от неволи. Но в то же время эта «походная песенка» звучит уже после всей лирической исповеди предыдущих частей, посвященных творческим исканиям и душевным терзаниям Лермонтова.

Так создается впечатление надрыва и трагической безысходности. Как будто за лихим солдатским задором скрывается невыплаканная боль и тоска по Родине, которую поэт вынужден был оставить.

Еще один пример музыкальной трактовки - исполнение текста стихотворения на мотив «Интернационала». Такая подача только усиливает пафос протеста, заложенный в стихотворении. Мелодия «Интернационала» как бы «примеряется» к содержанию «немытой России», показывая общность революционных настроений в разные эпохи.

Таким образом, благодаря музыкальным интерпретациям, стихотворение «Прощай, немытая Россия» обретает дополнительные смысловые оттенки. Композиторы по-разному трактуют его пафос и тональность - то в духе трагической безысходности, то в плане революционного протеста. Но в любом случае музыка помогает глубже раскрыть заложенный в стихотворении драматизм отношений поэта с эпохой.

Статья закончилась. Вопросы остались?
Комментариев 1
Подписаться
Я хочу получать
Правила публикации
0
Почему мундиры "голубые", если они темно-синие! Лермонтов же художник, как он мог цвета перепутать?
Копировать ссылку
Редактирование комментария возможно в течении пяти минут после его создания, либо до момента появления ответа на данный комментарий.