Иван Федорович Крузенштерн: великий мореплаватель, открывший новые земли

Иван Федорович Крузенштерн по праву считается одним из величайших русских мореплавателей и первооткрывателей. Он возглавил первую российскую кругосветную экспедицию на кораблях «Надежда» и «Нева», совершившую плавание в 1803-1806 годах.

В ходе этого путешествия Крузенштерн открыл несколько островов в Тихом океане, исследовал побережье Аляски, Камчатки, Японии. Он выполнил первые точные промеры глубин и рельефа морского дна в ряде районов Тихого и Атлантического океанов, собрал обширный научный материал.

Как офицер, ученый, мореплаватель и путешественник, Иван Федорович внес неоценимый вклад в географические открытия России.

Юные годы будущего мореплавателя

Иван Федорович Крузенштерн: биография. Адмирал родился 19 ноября 1770 года в семье обрусевшего немецкого дворянина Адама Иоганна фон Крузенштерна. С детства мальчик мечтал о море и приключениях. В возрасте 16 лет Иван Федорович поступил в Морской кадетский корпус, где получил прекрасное образование и сделал первые шаги на пути к своей мечте.

Биография будущего мореплавателя началась весьма бурно - в 1788 году, когда Крузенштерн еще учился в корпусе, разразилась очередная Русско-шведская война. В свои 18 лет Иван Федорович в звании мичмана принял боевое крещение на корабле «Мстислав» в Гогландском сражении. В дальнейшем он отличился в сражениях при Красной Горке и Ревеле.

Участие в военных действиях позволило юноше получить бесценный опыт, но океанские просторы по-прежнему манили Крузенштерна. Он стремился к новым открытиям и странствиям по морским просторам.

Здание Морского кадетского корпуса в Санкт-Петербурге

Участие в войне со Швецией

В 1788 году, когда Крузенштерну было всего 18 лет, разразилась очередная война со Швецией. Юный выпускник Морского кадетского корпуса сразу принял боевое крещение в звании мичмана на корабле «Мстислав» в Гогландском сражении. Затем последовали и другие победные сражения в Выборгской бухте при Красной Горке и в Ревеле.

Иван Федорович Крузенштерн блестяще проявил себя в этих морских баталиях. За мужество и отвагу его вскоре произвели в лейтенанты. Этот боевой опыт оказался очень полезен в дальнейших длительных морских походах.

Участие в войне на заре своей карьеры помогло Крузенштерну понять, что он хочет пройти дальше «родных берегов» и отправиться в кругосветное путешествие, открыв для России новые земли и народы.

Служба в британском флоте

В 1793 году он в числе 12 лучших молодых офицеров был направлен на стажировку в Англию для изучения морского дела в королевском флоте. На протяжении последующих 6 лет Крузенштерн набирался бесценного опыта у лучших моряков мира того времени.

За время службы в британском флоте Крузенштерн совершил множество дальних плаваний, побывав в Северной Америке, Индии и Китае. Он имел возможность познакомиться с выдающимися людьми эпохи, в том числе, предположительно, с первым президентом США Джорджем Вашингтоном.

Но главное, что во время этих морских походов у будущего великого русского мореплавателя зародилась идея совершить кругосветное путешествие. Пребывание в британском флоте позволило ему выявить оптимальные морские торговые маршруты, соединяющие Россию с восточными странами.

Парусный корабль британского королевского флота в море

Возвращение в Россию и подготовка экспедиции

В 1799 году, после шести лет службы в британском флоте, Иван Федорович возвращается на родину уже опытным капитаном. Он сразу предлагает императору Павлу I осуществить грандиозный проект - отправиться в кругосветную экспедицию, чтобы открыть новые торговые морские пути между Россией и странами Востока.

Однако предложение Крузенштерна не нашло отклика при дворе Павла I. Лишь спустя три года, при вступлении на престол Александра I, замысел получил одобрение. Новый император стал одним из инвесторов Российско-Американской компании, оказавшей финансовую поддержку будущей экспедиции.

Было принято решение отправиться за пушниной на Аляску, а затем продать добычу с максимальной выгодой для казны не в Европе, а в Китае. Крузенштерн разработал маршрут, включавший остановки на Камчатке и в Японии. Экспедиция приобретала не только торговое, но и важное дипломатическое значение.

Основные результаты кругосветного плавания

7 августа 1803 года из Кронштадта отправились в путь два корабля под командованием Ивана Федоровича Крузенштерна - «Надежда» и «Нева». Экипажи судов составляли офицеры и ученые, в числе которых был и будущий известный мореплаватель Юрий Федорович Лисянский.

За время этого кругосветного путешествия Крузенштерн сделал ряд важнейших географических открытий, в частности, он открыл неизвестные дотоле острова в Тихом океане. Были собраны ценнейшие научные сведения о малоисследованных территориях Дальнего Востока и западного побережья Северной Америки.

Помимо решения исследовательских и торгово-экономических задач, экспедиция также выполнила важное дипломатическое поручение - доставила в Японию первое российское посольство во главе с Н.П. Резановым.

Научная деятельность Крузенштерна после экспедиции

Вернувшись на родину, Крузенштерн полностью посвятил себя научной работе, систематизируя и обобщая результаты кругосветного путешествия. В 1812 году он завершил труд всей своей жизни - «Путешествие вокруг света», переведенный затем на многие европейские языки.

Еще одним выдающимся научным достижением Крузенштерна стала разработка уникального по полноте сведений «Атласа Южного моря» с точными картами и подробными описаниями островов Тихого океана.

За свои географические открытия и картографические труды Крузенштерн был избран почетным членом многих престижных научных обществ России и Европы.

Память о великом мореплавателе

Иван Федорович Крузенштерн скончался 12 августа 1846 года, за год до своего 76-летия. Он до последних дней оставался активным ученым и общественным деятелем, возглавив одно из первых географических обществ в России.

Именем великого русского мореплавателя названы остров, пролив, риф и даже кратер на обратной стороне Луны в знак его выдающегося вклада в мировую науку.

В 1957 году был спущен на воду учебный парусник «Крузенштерн», до сих пор совершающий дальние походы по маршрутам знаменитой кругосветной экспедиции. А в 1963 году А. Городницкий посвятил этому кораблю свою знаменитую песню.

Статья закончилась. Вопросы остались?
Комментарии 0
Подписаться
Я хочу получать
Правила публикации
Редактирование комментария возможно в течении пяти минут после его создания, либо до момента появления ответа на данный комментарий.