Аэропорт Быково: что с ним стало и куда летят самолеты из Подмосковья?

Аэропорт Быково был одним из старейших аэропортов Москвы. Он находился в 35 километрах к юго-востоку от центра столицы и начал работать в 1933 году.

В 1936 году, когда аэропорт Центральный закрыли на реконструкцию, Быково стал основным аэропортом Москвы. 13 сентября 1936 года отсюда начались регулярные пассажирские авиарейсы.

Развитие аэропорта

Аэропорт Быково был основан в 1933 году как второй аэропорт Москвы после Ходынского. Изначально он имел лишь грунтовую взлетно-посадочную полосу, но активно использовался для пассажирских авиаперевозок в крупные промышленные центры страны. В 1936 году, когда Центральный аэродром имени М.В. Фрунзе временно закрыли на реконструкцию, Быково стал основным аэропортом столицы и начал выполнять регулярные рейсы по расписанию. «аэропорт быково»

Во время Великой Отечественной войны взлетно-посадочная полоса в Быково была реконструирована - вместо грунтовой построена кирпичная длиной 1000 м. В послевоенные годы аэропорт осваивал новые отечественные пассажирские самолеты - сначала поршневые Ли-2, Ил-12, Ил-14, затем турбовинтовые Ан-24. В 1960 году ВПП была заменена на асфальтобетонную, что позволило принимать воздушные суда круглый год.

В 1968 году в Быково прошли испытания первого советского реактивного пассажирского самолета Як-40, а в 1970 году пассажиропоток аэропорта впервые превысил 1 млн человек в год. В 1975 году открылось новое здание аэровокзала, рассчитанное на 400 пассажиров в час. «аэропорт быково москва» Пассажиропоток достиг 1,5 млн. Однако короткая ВПП приводила к инцидентам с выкатыванием самолетов за ее пределы, поэтому в 1979 году она была удлинена до 2200 м и усилена, чтобы принимать новые Як-42.

Быково в подмосковье

Падение пассажиропотока

После приватизации аэропорта «Быково» в 1994 году и образования ОАО «Быково-Авиа», аэропорт начал постепенно терять свои позиции. Количество направлений регулярных рейсов сокращалось, и «Быково» все больше концентрировалось на местных воздушных линиях и авиалиниях средней протяженности.

  • Рост популярности аэропортов «Домодедово» и «Шереметьево», более удобных для пассажиров
  • Устаревшая инфраструктура и короткая взлетно-посадочная полоса в «Быково»

К 2009 году «Быково» обслуживал лишь один регулярный рейс – в Нижний Новгород. Пассажиропоток аэропорта резко снизился, а на полосах приземлялись в основном самолеты и вертолеты правоохранительных органов да чартерные рейсы.

Год Пассажиропоток, млн человек
1975 1,5
1990 2,8
2009 Менее 0,1

В планах правительства Московской области до 2012 года было превратить «Быково» в современный аэропорт с ежегодным пассажиропотоком 0,5 млн человек. Но эти планы так и не были реализованы.

Закрытие аэропорта Быково

К началу 2010-х годов положение аэропорта Быково стало критическим. Устаревшая инфраструктура, короткая взлетно-посадочная полоса, удаленность от центра Москвы и низкий пассажиропоток привели к тому, что работа аэропорта стала нерентабельной.

18 октября 2010 года компания «Аэропорт Быково», эксплуатировавшая аэродром в последние годы, прекратила свою деятельность в связи с истечением срока аренды. Был объявлен аукцион на право аренды комплекса аэропорта, но сроки его проведения так и не были определены.

В январе 2011 года министр транспорта РФ Игорь Левитин заявил, что российские власти не планируют развивать гражданскую авиацию в Быково. По-видимому, его будущее - стать аэродромом для авиации специального назначения.

Уже в апреле 2011 года начался демонтаж аэровокзального комплекса аэропорта. Здание аэровокзала было полностью снесено в течение нескольких месяцев. К лету того же года Быково был исключен из государственного реестра гражданских аэродромов РФ.

Удручающей стала судьба самолета-памятника Ил-14, установленного на постаменте перед зданием аэровокзала. Его распродали на металлолом, не нашлось ни одного желающего выкупить легендарный авиалайнер за миллион рублей.

К 2012 году аэропорт Быково прекратил свое существование как гражданский аэропорт. Территория была передана инвесторам для строительства складских и производственных помещений, часть земли использовалась в качестве перехватывающей парковки во время авиасалона МАКС.

Таким образом, одному из старейших аэропортов столичного авиаузла, которому в 2023 году могло исполниться 90 лет, не удалось адаптироваться к новым реалиям и вписаться в систему современных московских аэропортов. Аэропорт Быково закрылся навсегда, уступив место более новым и эффективным воздушным гаваням.

Текущее использование территории

После закрытия аэропорта Быково его обширная территория не пустовала долгое время. Власти Московской области поспешили передать ее инвесторам для дальнейшего использования.

Первым делом был снесен комплекс аэровокзального здания, от которого не осталось и камня. На месте бывшего терминала вскоре появились складские и производственные помещения, аренда или покупка которых стала пользоваться спросом у различных компаний региона.

Бетонные плиты взлетно-посадочных полос не подверглись разрушению, и по ним регулярно проводились гонки спортивных автомобилей. Организаторы дрэг-рейсинга с гордостью демонстрировали суперкары на почти идеальной плоской поверхности, некогда принимавшей самолеты.

Автомобили, участвующие в гонках на недействующей взлетно-посадочной полосе аэропорта Быково

Кроме складов и авторынка, на части территории бывшего аэропорта Быково была организована перехватывающая стоянка для автомобилей посетителей авиасалона МАКС. Во время проведения авиавыставки огромная парковка на 15 тысяч мест была крайне востребована и позволяла избежать пробок на дорогах, ведущих в аэропорт Жуковский.

Авиасалон Макс в Быково

Таможенные органы также нашли применение бетонным плитам старых стоянок для самолетов. Именно здесь, на территории закрытого аэропорта Быково, был оборудован огромный паркинг для служебных автомобилей таможенников.

Несмотря на то, что былой аэропорт превратился в руины, его территория оставалась востребованной и активно использовалась по различным направлениям - от строительства складов до организации скоростных автогонок и перехватывающих парковок.

Власти региона явно рассчитывали окупить затраты на ликвидацию аэропортовской инфраструктуры за счет выгодной сдачи земли в аренду, создавая предпосылки для дальнейшего развития этой местности уже в качестве индустриального кластера.

Статья закончилась. Вопросы остались?
Комментарии 0
Подписаться
Я хочу получать
Правила публикации
Редактирование комментария возможно в течении пяти минут после его создания, либо до момента появления ответа на данный комментарий.