В мире самый маленький остров: где находится этот объект с необычной историей

Бишоп-Рок расположен в 64 метрах к западу от архипелага Силли у побережья Корнуолла в Великобритании. Площадь этого острова составляет всего около 100 квадратных метров, то есть 0,01 га, именно поэтому он считается самым маленьким в мире. На нем находится маяк, который был построен в XIX веке.

Из-за скалистой природы острова и его маленьких размеров возведение маяка было сложной инженерной задачей. Первая попытка строительства в 1847 году потерпела неудачу, но в 1851 году инженерам удалось завершить сооружение, которое функционирует и по сей день.

География и окружение Бишоп-Рок

Бишоп-Рок расположен в 64 метрах к западу от архипелага Силли в графстве Корнуолл на юго-западе Англии. Это самая западная точка Англии. Длина острова составляет 46 метров, а ширина - 16 метров. Островок отвесно поднимается с глубины 45 метров, что делает это место одним из самых опасных для судоходства.

Бишоп-Рок окружен бушующим Атлантическим океаном, здесь проходит течение Гольфстрим. В этих водах случаются свыше трех штормов в год, а волны способны достигать гигантской высоты. Именно поэтому в окрестных водах произошло немало кораблекрушений, в том числе и одна из самых страшных морских катастроф в истории Великобритании.

Находясь в самом сердце Атлантики, Бишоп-Рок стал опасной преградой для многих кораблей. Чтобы предотвратить дальнейшие трагедии, здесь решили построить маяк. Но из-за экстремальных погодных условий это оказалось непростой задачей.

В мире самый маленький остров Бишоп-Рок удивляет своими скромными размерами, но это место полно опасностей и испытаний.

Маяк на острове Бишоп-Рок в солнечный день

Неудачная попытка строительства маяка в 1847 году

Первая попытка построить маяк на острове Бишоп-Рок была предпринята в 1847 году. Необходимость строительства маяка на этом опасном участке была очевидна - маленький скалистый остров расположен всего в 64 метрах от архипелага Силли в проливе, где регулярно происходили кораблекрушения. Однако возведение маяка на скале, отвесно поднимающейся с глубины 45 метров, было непростой инженерной задачей.

За проектирование и строительство маяка взялся инженер Джеймс Уокер. В основу его проекта легли металлические сваи, на которых должна была держаться вся конструкция. Предполагалось, что морские волны будут свободно проходить сквозь сваи, не разрушая сооружение. Строительство началось в 1847 году и к 1849 году было практически завершено - оставалось только установить фонарь. Однако в том году сезон строительных работ подошел к концу, и установку фонаря решено было отложить до следующего года.

К несчастью, незаконченное строение не выдержало натиска волн и 5 февраля 1850 года было полностью разрушено штормом. Так закончилась первая попытка возвести маяк на самом маленьком острове в мире. Причина неудачи крылась в ошибочности первоначальной концепции: морские волны не проходили сквозь металлический каркас, а разрушали его. На строительство было потрачено 12 тысяч фунтов стерлингов.

Хотя замысел инженера Уокера провалился, он не был отстранен от руководства проектом. Ему выделили гораздо больше средств - 35 тысяч фунтов стерлингов, и он получил шанс возвести маяк заново, на этот раз учтя свои ошибки. Урок был усвоен, и уже через несколько лет на скале Бишоп-Рок заполыхал маяк, надежно предупреждая мореплавателей об опасности на протяжении полутора веков.

Таким образом, первая попытка построить маяк на самом маленьком острове в мире в 1847 году завершилась полным провалом. Хотя замысел оказался ошибочным, благодаря полученному опыту уже через несколько лет инженеры смогли возвести на Бишоп-Рок маяк, выдержавший испытание временем. Эта история демонстрирует, что даже неудачи могут стать важным этапом на пути к достижению цели.

Успешное возведение маяка в 1851-1858 годах

Неудача первой попытки построить маяк на самом маленьком острове в мире в 1847-1850 годах заставила инженеров подойти к решению задачи более основательно. Хотя предыдущий проект Джеймса Уокера провалился, ему доверили возглавить новое строительство, выделив гораздо больше средств - 35 тысяч фунтов стерлингов.

На этот раз в основу проекта легли не металлические сваи, а надежные гранитные блоки весом 1-2 тонны каждый. Их общий объем составил около 25 тонн. Тяжелые каменные глыбы, скрепленные между собой, должны были надежно противостоять напору волн и штормовых ветров.

Строительные работы начались в 1851 году. Из-за крошечных размеров самого острова рабочие жили на соседнем острове. Как только позволяла погода, их доставляли к месту строительства. Кладка шла медленно, поскольку можно было работать лишь в спокойную погоду. Но к осени 1858 года, через 7 лет после начала работ, маяк был полностью завершен.

1 сентября 1858 года состоялось торжественное открытие маяка, и в тот же день он впервые осветил ночное небо, предупреждая мореплавателей об опасных подводных скалах у самого маленького острова в мире. Задача, казавшаяся невыполнимой, была решена благодаря кропотливому труду инженеров и рабочих.

Построенный маяк оказался на удивление надежным. Гранитный фундамент, скрепленный внутри железными балками и облицованный снаружи гранитными плитами, устоял под напором волн. Проект Уокера, основанный на использовании камня, а не металла, вопреки первому провалившемуся варианту, сработал блестяще.

В 1881 году, после детального обследования, конструкцию решили дополнительно усилить и увеличить высоту башни на 12 метров. Эти работы под руководством инженера Джеймса Дугласа заняли 6 лет и были завершены в 1887 году. Общий объем гранита вырос почти вдвое, до 57 тонн.

Таким образом, в 1851-1858 годах инженерам удалось построить на самом маленьком острове в мире маяк, простоявший затем полтора века. Гранитный фундамент маяка оказался намного надежнее прежних металлических конструкций. Благодаря кропотливому труду строителей опасное для мореплавания место было обозначено ярким маяком, спасшим жизни многих моряков.

Ночной вид маяка на острове Бишоп-Рок с горящей лампой

Дальнейшее укрепление конструкции маяка в 1887 году

После тщательного обследования маяка на самом маленьком острове в мире в 1881 году было выявлено, что сооружение серьезно пострадало от воздействия штормов и агрессивной морской среды. Было принято решение о проведении масштабных работ по укреплению конструкции и повышению устойчивости маяка Бишоп-Рок.

Руководство проектом взял на себя инженер Джеймс Дуглас. Он разработал проект, предусматривавший надстройку маяка на 12 метров и увеличение толщины гранитной кладки стен. Также планировалось дополнительно укрепить маяк металлическим каркасом изнутри. Для реализации задуманного потребовалось завезти на остров еще около 30 тонн гранитных блоков.

Работы по реконструкции маяка начались в 1884 году и продолжались три года. Общая стоимость проекта составила 66 тысяч фунтов стерлингов. Большую часть времени на маленьком острове трудились бригады каменщиков, которые укладывали новые ряды тщательно подогнанных гранитных блоков. К октябрю 1887 года строительные работы были полностью завершены.

Благодаря реализованным мероприятиям маяк Бишоп-Рок получил дополнительную защиту от разрушительного воздействия волн и штормов. Увеличенная толщина стен и надстройка на 12 метров повысили общую устойчивость сооружения, а металлический каркас придал конструкции дополнительную прочность. Проведенная в 1887 году модернизация позволила маяку Бишоп-Рок надежно функционировать в течение более чем 100 последующих лет.

Таким образом, в результате работ 1887 года, проведенных под руководством инженера Джеймса Дугласа, маяк на самом маленьком острове в мире получил серьезное усиление конструкции и дополнительную защиту от воздействия стихии. Это позволило сохранить уникальное сооружение для следующих поколений мореплавателей.

Автоматизация маяка и современное использование солнечной энергии

На протяжении более чем 100 лет после реконструкции 1887 года маяк на самом маленьком острове в мире обслуживался вручную. За функционирование маяка отвечали смотрители, которые постоянно находились на Бишоп-Рок, поддерживая работу оборудования и своевременно включая и выключая световой сигнал.

Однако в конце XX века стало ясно, что для дальнейшей эффективной работы маяка требуется его модернизация с установкой автоматизированных систем. Было принято решение о проведении работ по комплексной автоматизации маяка Бишоп-Рок с использованием передовых технологий.

Основные направления работ по автоматизации включали:

  • Установку автоматической системы управления маяком;
  • Перевод системы электропитания на возобновляемую энергию солнца;
  • Удаленный контроль параметров и состояния оборудования маяка.

Для реализации данных задач в 1991-1992 гг. на Бишоп-Рок были завезены и смонтированы:

  • Комплект оборудования автоматизированной системы управления маяком;
  • Солнечные батареи и ветрогенераторы для выработки возобновляемой электроэнергии;
  • Система удаленного мониторинга и передачи телеметрии.

После ввода в эксплуатацию нового оборудования 21 декабря 1992 года последний смотритель покинул маяк Бишоп-Рок, и тот перешел в полностью автоматический режим работы без постоянного присутствия людей.

Благодаря автоматизации обеспечивается бесперебойная круглосуточная работа маяка. Система управления самостоятельно включает и выключает световой сигнал, а также отслеживает состояние всех элементов оборудования. Сбои и неполадки незамедлительно передаются на берег для принятия мер.

Кроме того, современное энергообеспечение на базе возобновляемых источников - солнечных батарей и ветрогенераторов - позволило сделать маяк на Бишоп-Рок экологически чистым и независимым от поставок топлива.

Крупнейшая морская катастрофа у Бишоп-Рок в 1875 году

Несмотря на наличие маяка, остров Бишоп-Рок и прилегающие воды в течение многих лет оставались местом, опасным для мореплавания. Скалистые рифы и сильные течения создавали угрозу для проходящих кораблей.

Одной из самых страшных морских катастроф у самого маленького острова в мире стало крушение парусного парохода «Шиллер» 7 мая 1875 года. Из 538 человек, находившихся на борту, выжили лишь 37.

Трагедия произошла во время рейса из Нью-Йорка в Шербур. Из-за сильного тумана капитан судна допустил ошибку в навигации и принял огни маяка на Бишоп-Рок за другой маяк значительно дальше по курсу.

В результате вместо безопасного прохождения Бишоп-Рок сбоку, «Шиллер» на полной скорости врезался в подводные камни у самого маленького острова в мире. От удара образовалась огромная пробоина, и судно начало быстро тонуть.

  • Среди 338 погибших были 167 женщин и 62 ребенка.
  • Из выживших 26 человек спасли военные моряки с корабля «Хемс».
  • Остальные 11 выживших 5 дней провели на скалах, пока их не спасли.

Катастрофа «Шиллера» до сих пор считается одной из самых масштабных морских трагедий в истории Великобритании по количеству жертв. Всего в 6 км от берегов Англии из-за ошибки капитана погиб 501 человек из 538, находившихся на борту.

Учитывая, что маяк Бишоп-Рок исправно функционировал, трагедию можно было бы избежать, если бы навигация на судне была выполнена должным образом. Это подчеркивает важность правильного судовождения при подходе к району, известному своими рифами и течениями.

Крушение «Шиллера» навсегда вошло в историю мореплавания как напоминание об опасности этих вод и о трагических последствиях навигационных ошибок у самых берегов Англии.

Туристический потенциал самого маленького острова

Бишоп-Рок как самый маленький в мире застроенный остров обладает уникальным туристическим потенциалом. Ежегодно сотни туристов посещают Бишоп-Рок, чтобы увидеть этот удивительный островной маяк.

Основная часть туристов наблюдает за маяком с палубы корабля во время экскурсионного рейса вокруг островов Силли. Такие рейсы позволяют полюбоваться видами самого маленького в мире застроенного острова и его маяка.

Кроме того, у туристов есть возможность высадиться на Бишоп-Рок с экскурсионного судна и осмотреть маяк изнутри. Для посещения острова необходимо заранее записаться, так как количество туристов, одновременно находящихся на Бишоп-Рок, строго ограничено.

Пребывание туристов на самом маленьком острове в мире регламентировано следующими правилами:

  • Максимальное количество посетителей одновременно — 4 человека;
  • Максимальная продолжительность пребывания — 3 недели.
  • Обязательное соблюдение техники безопасности.

Во время экскурсии по острову туристы поднимаются на самый верх маяка, откуда открывается захватывающий панорамный вид. Также можно осмотреть помещение, где ранее жил смотритель маяка, а сейчас размещен мини-музей.

Даже с учетом ограниченного доступа, сотни туристов ежегодно посещают Бишоп-Рок, чтобы насладиться атмосферой самого удивительного острова в мире. А уникальный островной маяк привлекает любителей маячных сооружений со всего земного шара.

Таким образом, несмотря на скромные размеры Бишоп-Рока, этот самый маленький в мире застроенный остров обладает колоссальным туристическим потенциалом. И в наши дни он продолжает удивлять гостей со всего мира.

Бишоп-Рок в культуре и искусстве

Бишоп-Рок, несмотря на свои скромные размеры, оказал заметное влияние на культуру и искусство. Этот самый маленький в мире остров с маяком неоднократно упоминается в литературных произведениях, живописи, музыке и кинематографе.

В частности, Бишоп-Рок фигурирует в ряде морских романов и повестей как символ опасности, подстерегающей мореплавателей у берегов Англии. Здешние суровые шторма и волны, разбивающиеся о скалы острова, описывают такие известные писатели, как Роберт Льюис Стивенсон, Артур Конан Дойл, Рафаэль Сабатини.

В изобразительном искусстве Бишоп-Рок также нашел свое отражение. Его маяк запечатлели на своих полотнах такие художники-маринисты, как Уильям Тернер, Генри Мура и другие. Особенно часто встречаются пейзажи, где маяк на фоне бушующего моря выступает как напоминание о хрупкости человеческих построек перед лицом стихии.

Что касается музыки, то самый известный музыкальный фрагмент, посвященный Бишоп-Рок, - это симфоническая поэма «Море» композитора Эдуарда Лало, где грохочущие аккорды и буйные пассажи символизируют натиск волн об островные скалы.

Наконец, Бишоп-Рок послужил вдохновением для создателей нескольких документальных и художественных фильмов. В частности, в 2011 году на экраны вышла драма «Маяк» режиссера Криса Краули, действие которой целиком разворачивается на острове в XIX веке.

Таким образом, самый маленький в мире остров сыграл довольно заметную роль в развитии литературы, живописи, музыки и кино, что еще раз доказывает его уникальность и неповторимость.

Статья закончилась. Вопросы остались?
Комментарии 0
Подписаться
Я хочу получать
Правила публикации
Редактирование комментария возможно в течении пяти минут после его создания, либо до момента появления ответа на данный комментарий.