Стиль арт-нуво: истории возникновения и развития стиля в искусстве

Стиль ар-нуво зародился в Европе в конце 19 века и быстро завоевал популярность благодаря своей необычности и оригинальности. Художники, дизайнеры и архитекторы того времени стремились создавать причудливые, сказочные образы, вдохновленные природой. Извилистые линии, цветочные мотивы, образы насекомых и птиц - все это стало отличительными чертами нового стиля, получившего названия ар-нуво или модерн.

Ярким примером ар-нуво в архитектуре может служить знаменитый дом Мила в Барселоне. Это здание не имеет ни одного прямого угла, оно словно повторяет изгибы живого организма. В интерьерах того времени преобладали витражи, мозаика, декоративная резьба по дереву. Мебель отличалась плавными линиями и обилием цветочных мотивов. Ар-нуво продемонстрировал, что даже из железа и металла можно создавать изящные, поэтичные вещи.

Зарождение стиля

Стиль арт нуво зародился в конце XIX века как реакция на индустриализацию и массовое производство. Художники и дизайнеры хотели вернуться к ручному труду и природным формам. Одним из первых проявлений ар нуво принято считать интерьер «павлиньей комнаты», созданный в 1877 году.

В первые годы стиль арт нуво развивался в основном в графике и прикладном искусстве. С 1880-х годов его влияние распространилось на живопись. На полотнах Ван Гога, Климта и других художников уже явно присутствуют волнистые линии и природные мотивы, характерные для ар нуво.

На развитие стиля повлиял и растущий интерес к восточному искусству, в частности к японским гравюрам с их лаконичностью и равновесием форм. Мастера ар нуво подражали этим качествам в своих работах.Также важную роль сыграл промышленный прогресс, благодаря которому металлы и стекло стали широко использоваться в архитектуре и декоре. Это придало интерьерам и сооружениям в стиле арт нуво легкость и воздушность.

Более 5 слов описания только русскими буквами для всех alt

Характерные черты

Главная особенность стиля арт нуво - отказ от прямых линий и четких геометрических форм. Вместо этого используются плавные, волнистые, асимметричные линии, напоминающие природные объекты: листья, цветы, стебли растений, крылья насекомых. Другая важная черта ар нуво - обращение к природным мотивам. Это могут быть растительные (листья, цветы, плоды) и животные (птицы, бабочки, рыбы) орнаменты. Также встречаются женские образы, сплетенные с цветами или насекомыми.

В отличие от предшествующих и последующих стилей, в арт нуво огромное внимание уделяется мелким деталям. Каждая ручка, замочная скважина или перила выполняются в едином стиле с общим интерьером, с использованием характерных изогнутых линий и растительных мотивов. Благодаря развитию промышленности в архитектуре ар нуво стали активно применяться металлы (чугун, сталь) и стекло. Из металла делались перила, решетки, колонны, декоративные элементы. Окна, лестницы, мебель украшались витражами.

Для мебели и декоративных предметов характерны изогнутые силуэты, вытянутые пропорции, причудливые формы подставок и спинок. Преобладают натуральные материалы - дерево, керамика, текстиль. В цветовой гамме ар нуво присутствуют натуральные, приглушенные тона - оттенки дерева, камня, травы, цветы. Для акцентов используются яркие синий, зеленый, золотой.

Влияние на искусство

Стиль арт нуво оказал огромное влияние на развитие искусства конца XIX - начала XX века. Его эстетика проникла во все сферы декоративно-прикладного творчества, живописи, скульптуры, графики, книжной иллюстрации. В живописи к основным представителям ар нуво относятся Густав Климт, Альфонс Муха, Тулуз-Лотрек и другие. Их работы отличают декоративность, плоскостность, обилие золота и ярких красок, тяготение к орнаментальности и символизму.

Под влиянием идей арт нуво сложился особый «стиль Мюнхена» в немецкой живописи и графике. Его представители (Л. фон Гофман, Ф. фон Штук и др.) работали преимущественно в технике плаката, иллюстрации, книжной графики. В скульптуре мастера ар нуво экспериментировали с разными материалами - бронзой, мрамором, гипсом, керамикой. Скульптуры приобретали декоративный, орнаментальный характер, тяготели к стилизации форм. Огромную роль стиль сыграл в декоративно-прикладном искусстве, особенно в производстве предметов интерьера - мебели, посуды, текстиля, витражей, украшений, светильников и пр.

5 слов, только русские буквы, описание для генерации, без надписей, документов или бланков.

Материалы и техники

Благодаря развитию промышленности в арт нуво стали активно использовать новые на тот момент материалы - металл, стекло, бетон. Из металла (чугуна, стали) делали архитектурные детали - ограды, ворота, перила, колонны. Окна, витрины, лестницы украшали витражами. Помимо этого, применяли традиционные материалы - дерево, камень, кирпич, штукатурка. Фасады зданий облицовывали керамической плиткой, майоликой, терракотой, декорировали лепниной и скульптурами.

Для отделки интерьеров использовали дерево ценных пород, а также металлы, мозаику, витражи, лепнину. Преобладали натуральные оттенки и фактуры материалов. Популярны были инкрустация, резьба по дереву, художественная ковка. Излюбленной техникой художников ар нуво была живопись по шелку. Картины создавали на шелковой или бархатной ткани, используя яркие, декоративные краски. Также применялась техника витража и тиффани (свинцово-оловянное витражное стекло). В скульптуре наряду с традиционными (мрамор, бронза) стали использовать новые материалы - майолику, керамику, цветное (в том числе витражное) стекло, что придавало произведениям декоративность.

Архитектура и интерьер

В архитектуре арт нуво господствовал принцип «единства искусств» – здание, его интерьер и декор рассматривались как единое целое. Зачастую архитекторы сами разрабатывали мебель, осветительные приборы, другие детали интерьера под конкретный дом. Типичное здание ар нуво отличается асимметричностью, изобилием криволинейных форм, большим количеством декоративных элементов из кованого металла, майолики, витражного стекла. Фасад украшен лепниной, скульптурами, мозаикой.

Для интерьеров характерно использование натуральных цветов и фактур материалов, преобладание растительных и женских образов в декоре. Потолки, стены и полы декорировались лепниной, росписями, текстилем, витражами. Мебель отличалась эргономичностью и ювелирной проработкой деталей. Популярны были вытянутые, асимметричные формы, S-образные ножки столов и стульев, органичные линии спинок диванов. Окна в ар нуво часто делались вытянутыми, узкими, с витражным или цветным стеклом, декоративным обрамлением. Двери также были художественно оформлены.

Предметы декора

Огромное внимание в стиле арт нуво уделялось предметам декора и деталям интерьера. Это могли быть вазы, статуэтки, рамы для картин, подсвечники, часы, зеркала, декоративные панно и прочее. Такие предметы отличали тонкая, ювелирная проработка деталей и характерный для ар нуво декор – стилизованные растительные и женские образы, изогнутые линии и силуэты. Часто использовалась техника витража, инкрустации цветными камнями.

Облицовочная плитка для печей, каминов тоже выполнялась в едином стиле с общим интерьером. Ручки дверей, замки, оконные ручки и другие мелкие детали декорировались с такой же тщательностью. Популярными материалами для создания предметов декора были металлы (чугун, латунь, медь), цветное или витражное стекло, керамика, дерево ценных пород. Активно использовалась художественная ковка, литье, витраж, инкрустация. Ярким примером декоративно-прикладного искусства ар нуво может служить знаменитая «Павлинья ваза» Луи Комфорта Тиффани. Она представляет собой бронзовую вазу с инкрустацией стеклом, которую «оплетают» павлиньи перья.

Дизайн мебели

Для мебели в стиле арт нуво были характерны асимметричные, вытянутые, изогнутые формы и силуэты. Столы, стулья, кресла, диваны, буфеты, вешалки для одежды отличались лаконичностью и плавностью линий. Как правило, использовалось натуральное дерево ценных пород (дуб, вяз, орех, вишня) с отделкой тонированным лаком или воском. Также применялись инкрустация деревом и перламутром, резьба, художественная обработка металла.

Характерные элементы мебели ар нуво: S-образные ножки столов и стульев, овальные или круглые столешницы на тонких подставках, высокие спинки стульев с изгибом, мягкие изогнутые спинки диванов и кресел. Декоративные детали мебели выполнялись в том же стиле, что и общий интерьер: преобладали растительные мотивы, линии стеблей и завитков. Также встречались инкрустации цветным стеклом, металлические вставки.

Цветовая гамма

Цветовая гамма стиля арт нуво очень насыщенная и яркая. Художники черпали вдохновение в природе, поэтому преобладают зеленые, голубые, желтые и коричневые цвета. Особенно популярны оттенки, напоминающие растения - изумрудный, оливковый, медовый. Также используются пурпурные, лиловые и фиолетовые тона как отсылка к цветам - орхидеям, ирисам, лилиям.

  • Зеленый цвет символизирует природу, рост, обновление.
  • Голубой и синий - небо и воду.
  • Коричневый и бежевый - дерево и землю.
  • Желтый, оранжевый, красный - солнце и огонь.

Для контраста используют черный, серый и белый цвет. Особенно популярно сочетание черного и белого в полоску или клетку, которое символизирует элегантность.

Зеленый Природа, рост
Синий Небо, вода
Коричневый Дерево, земля

При создании интерьера в стиле арт нуво рекомендуется использовать 3-4 основных цвета и дополнять их оттенками. Например, зеленый, желтый, фиолетовый и черно-белые элементы. Такое сочетание передает дух времени и гармонично смотрится.

Создание интерьера в стиле арт нуво

Чтобы создать интерьер в стиле арт нуво, необходимо придерживаться определенных принципов этого направления.

  1. Использовать плавные, волнообразные линии. Все элементы интерьера должны быть округлыми, с закругленными углами. Прямые линии и углы практически не встречаются.
  2. Присутствие природных мотивов. Растительные орнаменты, изображения цветов, листьев, веток. Также встречаются мотивы насекомых, птиц, морских обитателей.
  3. Использование натуральных цветов и оттенков, вдохновленных природой. Зеленый, голубой, коричневый, бежевый, желтый, фиолетовый.
  4. Применение характерных для стиля материалов: мозаика, витражи, кованые изделия, эмаль, позолота. Также широко используется дерево.
  5. Асимметричные композиции. Все располагается хаотично, нет строгого порядка.
  6. Обилие мелких деталей в виде декоративных элементов. Лепнина, резьба, металлические вставки.

При оформлении стен возможно использование обоев с растительным орнаментом, панелей под дерево, позолоченной лепнины. Также стены можно украсить картинами в стиле модерн или витражами. Для пола подойдет натуральный паркет, мозаика. Ковры с плавным рисунком.

Окна должны быть застеклены цветными витражами, дополнены тяжелыми шторами, создающими мягкость и уют. Освещение играет большую роль, так как должно подчеркивать изгибы и нюансы интерьера. Используют декоративные светильники, бра, торшеры.

Мебель обязательно с закругленными формами, на ножках, инкрустированная. Стулья с высокими спинками. Изогнутые диваны. Много декоративных подушек. Аксессуары выбираются с растительным и цветочным орнаментом, украшенные витражами, эмалью или мозаикой. Фигурки птиц и животных. Вазы для цветов причудливой асимметричной формы.

Статья закончилась. Вопросы остались?
Комментариев 1
Подписаться
Я хочу получать
Правила публикации
0
Меня в основном интересует арт-нуво в живописи
Копировать ссылку
Редактирование комментария возможно в течении пяти минут после его создания, либо до момента появления ответа на данный комментарий.