Танк Т-46: единственный представитель серии опытных советских колесно-гусеничных танков

Танк Т-46 разрабатывался в СССР в 1930-х годах как танк сопровождения пехоты. Для повышения его подвижности была выбрана колесно-гусеничная схема, позволяющая двигаться как на гусеницах, так и на колесах. В остальном Т-46 базировался на узлах и агрегатах серийного легкого танка Т-26. В 1935 году был изготовлен прототип, а в 1936 танк приняли на вооружение. Однако серийное производство ограничилось всего четырьмя машинами, так как войсковые испытания показали ряд недостатков Т-46.

Главными проблемами Т-46 были недостаточная надежность и высокая стоимость. Колесно-гусеничный движитель оказался сложным в производстве и эксплуатации. В 1937 году танк сняли с производства в пользу новых разработок. Тем не менее, несколько Т-46 применялись в боях советско-финской и начала Великой Отечественной войн в качестве неподвижных огневых точек. Хотя Т-46 и не пошел в серию, он представляет интерес как попытка создания высокомобильного колесно-гусеничного танка на базе серийной легкой машины.

Особенности конструкции Т-46

Танк Т-46 был разработан в рамках программы по повышению подвижности легкого танка Т-26 путем перевода его на колесно-гусеничный ход. Для облегчения производства в конструкции Т-46 широко использовались узлы и агрегаты серийного Т-26. В отличие от Т-26, Т-46 имел более просторную башню, в которую можно было установить 45-мм или 76-мм пушку и спаренный пулемет. Также в кормовой нише размещался второй пулемет. Кроме того, Т-46 оснащался огнеметом КС-45.

Ходовая часть Т-46 существенно отличалась от Т-26. Вместо обычных тележек использовались 4 сдвоенных опорных катка с резиновыми бандажами на борт. Применялась блокированная пружинная подвеска. Также были 2 поддерживающих ролика и ведущее колесо переднего расположения. Т-46 комплектовался бензиновым двигателем МТ-5-1 мощностью 330 л.с. Запас хода составлял 200 км на гусеницах и 400 км на колесах. При движении на колесах только задние пары колес были ведущими.

Т-46 имел противопульное бронирование толщиной 8-22 мм. Экипаж состоял из 3 человек - механика-водителя, наводчика и командира. Танк был оснащен радиостанцией. Таким образом, основными особенностями конструкции Т-46 были усиленное вооружение, повышенная подвижность за счет колесно-гусеничного движителя и использование ряда узлов и агрегатов от серийного Т-26.

Вид Т-46 сбоку демонстрирует колесно-гусеничный движитель

Боевое применение Т-46

Танк Т-46 применялся в ограниченном количестве в боевых действиях в период советско-финской и Великой Отечественной войн. Из четырех выпущенных серийных образцов известно о применении как минимум одного танка в войне с Финляндией в 1939-1940 годах.

В начальный период Великой Отечественной войны, когда немецкие войска подошли вплотную к Ленинграду в октябре 1941 года, с полигонов и складов была изъята вся боеспособная техника, в том числе оставшиеся танки Т-46. Один из этих танков без ходовой части был закопан на позиции в районе поселка Сосново на Карельском перешейке и использовался в качестве долговременной огневой точки для обороны Ленинграда, уже без огнеметной установки.

Также известно о нахождении в настоящее время на территории Карельского перешейка еще нескольких частично сохранившихся корпусов танков Т-46, которые также применялись в оборонительных боях в качестве долговременных огневых точек.

Причины снятия Т-46 с производства

Несмотря на положительные результаты войсковых испытаний танка Т-46, проведенных в 1937 году, этот танк так и не пошел в серийное производство. Было выпущено всего 4 машины, которые использовались исключительно для испытаний. Главной причиной отказа от Т-46 стала его высокая стоимость.

При разработке танка Т-46 основная ставка была сделана на улучшение его подвижности и маневренности за счет комбинированного колесно-гусеничного движителя. Однако такая конструкция оказалась довольно дорогой и сложной в производстве. Кроме того, в процессе испытаний обнаружился ряд конструктивных недостатков, в частности ненадежность трансмиссии.

В итоге было принято решение о прекращении работ по Т-46 в пользу более простого и дешевого в производстве гусеничного танка А-20, разработанного конструкторским бюро Сталинградского тракторного завода. Этот танк впоследствии послужил прототипом знаменитого Т-34, ставшего одним из самых массовых и боеспособных танков Второй мировой войны.

Сохранившаяся башня Т-46, использованная как дот во время ВОВ

Значение Т-46 в истории советского танкостроения

Несмотря на то, что танк Т-46 так и не был запущен в серийное производство, он сыграл определенную роль в развитии советского танкостроения. В частности, работы по Т-46 позволили накопить ценный опыт в области создания комбинированных колесно-гусеничных машин.

Хотя сама идея танка с комбинированным движителем в то время не получила развития, в процессе разработки Т-46 был спроектирован ряд перспективных узлов и агрегатов. Так, двигатель и трансмиссия, созданные для этого танка, впоследствии были успешно использованы на средних танках Т-28 и Т-35.

Кроме того, Т-46 послужил прототипом для разработки других опытных образцов легких танков в конце 1930-х годов. В частности, при создании танка Т-50 были частично повторены компоновочные решения, примененные на Т-46. Так что разработка этого танка сыграла свою роль в становлении советской школы танкостроения.

Статья закончилась. Вопросы остались?
Комментарии 0
Подписаться
Я хочу получать
Правила публикации
Редактирование комментария возможно в течении пяти минут после его создания, либо до момента появления ответа на данный комментарий.