Что такое новелла: определение и суть этого литературного жанра

Новелла - небольшой прозаический жанр, зародившийся в средние века на основе устных народных сказаний, анекдотов, притч. Для него характерны краткость, занимательность сюжета, необычность описываемых событий, неожиданная и зачастую парадоксальная развязка.

К XIV веку складываются два основных типа средневековой новеллы - итальянская («Декамерон» Боккаччо) и французская («Сто новых новелл»). В эпоху романтизма новелла обогатилась фантастическими и мистическими мотивами. В XX веке яркими образцами реалистической новеллы стали произведения О.Генри, С.Кржижановского, А.Грина.

Истоки возникновения

Новелла, как жанр, зародилась в средневековой Италии. Ее истоки восходят к латинским exempla, фаблио, историям из «Диалога о папе Григории», апологам из «Жизнеописаний Отцов Церкви», басням и народным сказкам. В окситанском языке XIII века для обозначения рассказа, созданного на каком-либо традиционном материале, появилось слово «nova». Отсюда произошло итальянское «novella», которое начиная с XV века распространилось по Европе.

Жанр окончательно утвердился после выхода знаменитого сборника Джованни Боккаччо «Декамерон» в 1353 году. Боккаччо создал классический тип итальянской новеллы, который получил развитие у его многочисленных последователей как в Италии, так и в других странах. Под влиянием «Декамерона» во Франции в 1462 году появился сборник «Сто новых новелл», а Маргарита Наварская написала книгу «Гептамерон» по образцу Боккаччо.

Старинный итальянский двор с каменными арками и лестницей

Классическая форма

Классическая новелла характеризуется рядом отличительных черт. Это предельная краткость, острый, порой парадоксальный сюжет, нейтральный стиль повествования, отсутствие психологизма и подробных описаний, неожиданная развязка.

«Что такое новелла, можно определить следующим образом: это короткий рассказ о свершившемся необычном или даже неслыханном событии», - писал Гете. Действительно, для новеллы характерно наличие острого сюжета с непредсказуемым финалом. Как отмечал французский исследователь, «в конечном счете, можно даже сказать, что вся новелла задумана ради развязки».

Важную роль в новелле играет пуант - резкий сюжетный поворот в конце. Именно на нем строится весь рассказ. По словам Шкловского, счастливая взаимная любовь не может стать сюжетом новеллы - здесь нужны препятствия и драматизм отношений. Также он выделял «ложный конец» - описание природы или погоды перед настоящей развязкой.

Жанровые особенности

Новелла обладает рядом жанровых особенностей, которые отличают ее от других эпических жанров. Часто ее путают с рассказом или даже повестью. Однако можно четко обозначить различия.

Что такое новелла - этот жанр имеет более строгую композицию и сюжет, чем рассказ. Последний сосредоточен на психологических характеристиках, тогда, как новелла полностью подчинена остросюжетности. Повесть же, в отличие от лаконичной новеллы, шире по объему и охвату событий.

Сборник новелл послужил предшественником романа, как жанра. Ранние романы представляли собой циклы новелл, объединенные общими героями. Связь между произведениями могла быть ступенчатой, кольцевой или параллельной. Так зарождалась полицентрическая структура больших эпических полотен.

Стопка старинных книг, перевязанных кожаным ремешком

Новелла в русской литературе

В отличие от западноевропейской традиции, новелла в русской литературе долгое время оставалась непривычным и малораспространенным жанром. Лишь в начале XIX века появились классические образцы - «Повести Белкина» А.С. Пушкина. По мнению литературоведа Бориса Эйхенбаума, они перекликаются с новеллами американца О.Генри.

В дальнейшем новеллистические тенденции проявились в особой разновидности очерка - очерке-новелле. Благодаря Н.В. Гоголю были созданы шедевры этого жанра, однако они значительно отличались от канонов классической новеллы ("Шинель", "Нос" и др.).

Настоящее возрождение новеллистических традиций произошло в начале XX века в творчестве А. Грина, испытавшего влияние Э.По и А. Бирса. К сожалению, лишь в конце 1980-х читательский кругозор расширился за счет новелл Сигизмунда Кржижановского.

Развитие в XX веке

В XX веке новелла продолжила свое активное развитие. Этому способствовали несколько факторов:

  • Рост популярности малых эпических жанров;
  • Появление модернистских течений в литературе с их интересом к экспериментальным сюжетам и формам;
  • Усиление роли периодики как канала для публикации художественных произведений.

Среди знаковых новеллистов XX столетия – Рюноскэ Акутагава, Карел Чапек, Хорхе Луис Борхес, Курт Воннегут, Уильям Тревор.

Влияние на другие жанры

Жанр новеллы оказал большое влияние на другие литературные жанры. Во-первых, сборник новелл стал предшественником романа. Первые романы представляли собой циклы новелл, которые объединялись разными способами повествования: ступенчатым, кольцевым или параллельным.

Кроме того, новелла повлияла на развитие очерка. Благодаря Н.В. Гоголю появились очерки-новеллы, которые сочетали черты обоих жанров. Это такие шедевры русской литературы, как «Шинель», «Нос» и другие.

Наконец, новелла оказала воздействие на короткий рассказ. Хотя эти жанры и близки, рассказ отличается большим вниманием к психологическим характеристикам. Тем не менее, граница между ними остается достаточно условной.

Перспективы развития

Несмотря на свою многовековую историю, новелла продолжает развиваться, как жанр. Существуют различные перспективы для ее дальнейшего исследования и совершенствования.

  • Расширение тематики новелл. Появление новых тем и сюжетов, которые будут отражать актуальные проблемы современности.
  • Синтез новеллы с другими жанрами, например, попытки создания научно-фантастической или детективной новеллы.
  • Эксперименты с формой. Возможность включать в новеллу интерактивные и мультимедийные элементы, делая жанр более динамичным.

Стоит отметить, что на протяжении последних десятилетий интерес к новелле во всем мире только усиливается. Появляются специализированные журналы и издания, ориентированные исключительно на публикацию новелл или рассказов. Развивается и теория этого жанра.

Можно выделить несколько направлений, в рамках которых новелла имеет хорошие перспективы для развития:

  1. «Лаборатория идей» для начинающих авторов. Краткий объем новеллы позволяет молодым писателям в минимальные сроки воплощать свои творческие замыслы, тем самым проверяя и оттачивая собственное мастерство.
  2. Популяризация классической литературы с помощью интернета и соцсетей. Лаконизм этого жанра как раз удачно соответствует ограниченной длине постов и публикаций в блогах. В таком формате произведения становятся более доступными для современного читателя.

Так что, можно уверенно прогнозировать дальнейшее развитие и популяризацию новеллы как своеобразного жанра-«визитной карточки» мировой литературы. Благодаря своей многогранности и гибкости, этот жанр способен и далее эволюционировать, отвечая на новые вызовы времени.

Статья закончилась. Вопросы остались?
Комментарии 0
Подписаться
Я хочу получать
Правила публикации
Редактирование комментария возможно в течении пяти минут после его создания, либо до момента появления ответа на данный комментарий.