Как придумать интересную загадку?

Придумывание загадок-одно из самых любимых творческих заданий в начальной школе. Это развивает мышление, воображение, расширяет словарный запас. Ребенку нужно научиться анализировать предмет, выделять его характерные черты, сравнивать с другими объектами.

Однако не всем дается это легко. Чтобы облегчить задачу, нужно знать несколько основных принципов и методов составления загадок. В этой статье мы расскажем, как помочь ребенку справиться с заданием по сочинению загадки.

Изучите примеры хороших загадок

Чтобы научиться сочинять интересные и необычные загадки, в первую очередь нужно изучить уже существующие образцы. Классические народные загадки, а также авторские произведения этого жанра - отличный источник вдохновения и идей. Проанализируйте, какие художественные приемы используются в загадках, обратите внимание на яркие метафоры, олицетворения, сравнения, противопоставления. Это поможет расширить ваш творческий арсенал.

Вот несколько примеров хороших загадок, демонстрирующих разные подходы к созданию загадочных образов:

  • Сто одежек и все без застежек (капуста)
  • Красна девица сидит в темнице, коса на улице (морковь)

В первом случае используется прямое сравнение со множеством одежд без застежек. Во втором - яркий поэтический образ девицы в темнице с косой на улице. Хотя речь идет о разных объектах, метафора получилась очень схожей и запоминающейся.

Вот еще несколько примеров с использованием олицетворения:

  • Сердитый недотрога сто шуб надел на себя (лук)
  • Зимой и летом одним цветом (ель)

Здесь лук предстает в образе сердитого недотроги, а ель - девицы, не меняющей наряды. Такие олицетворения помогают создать яркий и запоминающийся образ загадываемого предмета или явления.

Еще один распространенный прием - противопоставление и отрицание:

  • Не птица,а с крыльями, не пчела, а над цветами летает (бабочка)
  • Не конь, не корова, а во двор живет, молоко дает (коза)

Здесь путем отрицания того, чем предмет не является, создается интрига, наводящая на разгадку. Такой прием заставляет более внимательно всмотреться в описываемый объект.

Проанализировав разнообразные примеры загадок, вы наверняка почерпнете много идей для собственного творчества. Попробуйте использовать понравившиеся художественные приемы, добавив что-то от себя. Со временем у вас выработается свой неповторимый стиль сочинения загадок.

Выделяйте характерные черты предмета

Ребенок думает

Чтобы сочинить удачную загадку, нужно хорошо представлять себе предмет или явление, о котором вы загадываете. Понаблюдайте за ним внимательно, выделите его характерные, отличительные черты. Эти наблюдения и послужат основой для создания загадочных образов.

Например, вы решили загадать про яблоко. Подумайте, какие у него есть яркие, запоминающиеся свойства. Это может быть форма (круглое), цвет (зеленое, красное, желтое), размер (большое, маленькое), структура (гладкое, блестящее), вкусовые качества (сладкое, сочное), место произрастания (растет на дереве) и т.д.

Выберите 2-3 наиболее характерных признака, которые помогут создать яркий образ яблока. Например, круглая форма и сладкий вкус. Теперь подумайте, на что еще похоже яблоко, обладающее этими свойствами. Круглое как мяч или шар. Сладкое как конфета. Вот уже есть основа для загадки:

  • Круглое, как мяч и скачет (шар)
  • Сладкое, как конфета, но растет на дереве (яблоко)

Для абстрактных понятий, которые нельзя описать визуально, подумайте, какие действия они производят, на что влияют. Например, ветер. Он дует, шумит в кронах деревьев, гнет ветки. Значит, его можно сравнить с дующим, поющим или толкающим существом. А для эмоций подберите яркие метафоры, передающие их суть. Грусть тяжелая как камень, радость легкая как пушинка и т.д.

Старайтесь подмечать неочевидные, скрытые для поверхностного взгляда особенности предметов и явлений. Это поможет создавать нестандартные, оригинальные образы в ваших загадках. Например, осенний лист красив не только цветом, но и формой, шелестом под ногами, ароматом. Используйте все грани ваших наблюдений.

Сравнивайте предмет с похожими объектами

Чтобы придумать интересную загадку, нужно научиться сравнивать описываемый предмет или явление с другими, похожими на него объектами. Это поможет подобрать удачные метафоры и создать яркий образ в воображении слушателя.

  • Выделите характерные черты загадываемого предмета: цвет, форму, размер, запах, вкус, звуки, особые свойства.
  • Подберите другие знакомые вам объекты, обладающие схожими характеристиками - на что это похоже?

Например, если загадываете про яблоко:

Характеристики яблока Похожие объекты
круглое мяч, апельсин
красное помидор, мак, роза
сладкое конфета, мед

Затем можно объединить найденные ассоциации в загадку, используя слова-связки: "Как мяч, но не мяч. Как помидор, но не помидор. Сладкое, как мед или конфета" и т.д. Чем больше ассоциаций, тем интереснее получится загадка.

Используйте связки для создания образа

Ребенок думает

Чтобы загадка получилась интересной и запоминающейся, важно создать яркий образ загадываемого предмета или явления. Для этого можно использовать специальные слова-связки, соединяющие найденные ранее ассоциации.

  • Связки «как», «словно», «будто» помогут сравнить предмет с чем-то похожим: «Как мячик, как шарик», «Словно роза алая».
  • Связки «но не» и «да не» подчеркнут отличие: «Красное, как помидор, да не помидор».
  • Можно использовать противопоставления: «Не шиповник, а ягода сладкая».

Например, загадаем про солнце: оно желтое как одуванчик, круглое как мяч, согревает как печка. Объединим с помощью связок:

  1. Желтое, как одуванчик, но не цветок.
  2. Круглое, как мяч, но не игрушка.
  3. Греет, будто печка, а само огня не имеет.

Получился образ яркого светила. Подбирая слова-связки, можно экспериментировать, создавая разные варианты загадки об одном и том же предмете или явлении.

Статья закончилась. Вопросы остались?
Комментариев 5
Подписаться
Я хочу получать
Правила публикации
1
мне нравится я благодарю вас за такую подробную информацию
Копировать ссылку
1
Петя собирал кубики он решил собрать любимое слово какое это слово ?
Копировать ссылку
5
Спасибо!!! Вы мне помогли.
Копировать ссылку
1
Спасибо!!!
Копировать ссылку
0
не могу
Копировать ссылку
Редактирование комментария возможно в течении пяти минут после его создания, либо до момента появления ответа на данный комментарий.