Lactobacillus spp: норма у женщин. Что такое Lactobacillus spp

Бактерии – это микроскопические живые организмы, которые распространены повсеместно. Они живут на всех предметах обихода, обитают в воде и воздухе, а также находятся в организме человека и животных. Бактерии могут быть трёх видов. Первые живут в организме постоянно и не приносят ему никакого вреда. Вторые – условно патогенные бактерии – тоже обитают внутри нас всё время. Их отличие состоит в том, что при различных эндо- и экзогенных факторах (например, снижение иммунитета, переохлаждение, наличие хронических очагов инфекции) они начинают усиленно размножаться и наносить вред организму, вызывая различные заболевания. К третьей группе относятся патогенные бактерии, они проникают извне и всегда приносят с собой какую-то инфекцию.

Что представляют собой лактобактерии?

lactobacillus spp

Лактобактерии относятся к естественной микрофлоре организма. Они необходимы для обеспечения нормального метаболизма, поэтому находятся внутри нас постоянно. Средой обитания лактобактерий является весь пищеварительный тракт, а также наружные половые органы у женщин. Эти микроорганизмы могут приобретать различную форму, чаще всего они встречаются в виде палочек. Лактобациллы относятся к Грам (+) и анаэробным бактериям, они неспособны к образованию спор. Эти микроорганизмы относятся к группе молочнокислых палочек, благодаря своей способности перерабатывать лактозу и прочие углеводы. В процессе своего метаболизма они выделяют лизоцим – обеззараживающее вещество, перекись водорода и другие продукты обмена, обладающие антибиотической активностью. Основное их свойство – образование молочной кислоты, которая препятствует развитию и размножению патогенных бактерий и грибов.

lactobacillus spp норма у женщин

Среда обитания Lactobacillus spp

Лактобациллы в большом количестве обитают на слизистой оболочке внутренних органов. Они распространены по всему пищеварительному тракту, начиная с ротовой полости. Далее Lactobacillus spp переходят на слизистую оболочку глотки, пищевода, желудка и кишечника. Местом их наибольшего скопления является конечный отдел пищеварительного тракта. Это объясняется тем, что в толстом кишечнике находятся специальные клетки – энтероциты, взаимодействие с которыми обеспечивает процессы репарации слизистой оболочки, формирование защитных сил организма посредством образования лизоцима и специальных иммуннокомпетентных клеток (цитокинов). Ещё одним местом обитания Lactobacillus spp является вульва и влагалище. Присутствие лактобактерий на наружных половых органах у женщин необходимо для защиты слизистой оболочки от патогенных факторов и обеспечения препятствия для попадания инфекции внутрь.

Lactobacillus spp: норма у женщин

lactobacillus spp норма

В женском организме лактобактерии находятся в большем количестве по сравнению с биоценозом у мужчин. Так как половые органы девочек являются открытыми воротами для различных инфекционных агентов, то там необходимо наличие Lactobacillus spp. Норма у женщин составляет - 106- 109 КОЕ/мл. Если в мазках с вульвы, влагалища и уретры обнаружены данные показатели, то это не является поводом для беспокойства. Эти бактерии присутствуют у женщин всех возрастов, но наибольшее их количество наблюдается у молодых девушек, не приступивших к половой жизни. Раньше в мазке из влагалища на степень чистоты определяли лишь общее число кисломолочных микроорганизмов и называли их палочками Дедерлейна. С развитием современных медицинских технологий стало возможным выделение каждого вида бактерий, выяснилось, что значительное их количество – это Lactobacillus spp. Норма у женщин, ведущих половую жизнь, несколько ниже, чем у девочек. Тем не менее, она не должна быть ниже 106 КОЕ/мл.

Изменение количества лактобактерий

lactobacillus spp что это

Лактобациллы, как и другие микроорганизмы, имеют определённое количество, которое считается нормальным. На каждом участке слизистой оболочки пищеварительного тракта это значение отличается. К примеру, содержание лактобактерий в желудочном соке составляет лишь 102–103 КОЕ/мл, в то время как толстая кишка содержит 106–107 КОЕ/мл Lactobacillus spp. Норма этих микроорганизмов во влагалище является наиболее высокой, по сравнению с другими слизистыми оболочками. Поэтому при обнаружении лактобактерий в организме, необходимо точно знать их количественные показатели для каждого отдела. Нормофлора Lactobacillus spp – норма для здорового человека. Изменение количества лактобацилл в каком-либо отделе организма указывает на патологическое состояние.

Почему изменяется количество лактобактерий?

Если показатели Lactobacillus spp выходят за пределы нормы или не доходят до них, то необходимо выяснять причину данного состояния. Обычно увеличение количества молочнокислых бактерий на слизистой влагалища связано с дисбактериозом, который развивается при нерациональном применении антибиотиков. Помимо этого, оно может наблюдаться при постоянном употреблении в пищу кефира, цитрусовых фруктов, уксуса и т. д. В этом случае их количество восстановится после снижения кислотности продуктов. Уменьшение лактобактерий в кишечнике также связывают с дисбактериозом. При понижении их во влагалище и уретре следует задуматься о наличии инфекционного процесса в половых органах.

Методы диагностики лактобактерий

При подозрении на изменение количества лактобактерий необходимо обязательно обратиться к врачу. Современные методы диагностики позволят быстро установить качественный и количественный состав микроорганизмов. В гинекологии материалом для исследования служат мазки, взятые из слизистой оболочки уретры, вульвы и влагалища. Сначала они подвергаются микроскопическому исследованию, а при изменении количества палочек Дедерлейна проводятся более точные методы диагностики. Методом, позволяющим быстро и точно определить наличие бактерий, является ПЦР. Он основан на выделении из микроорганизма его ДНК. Lactobacillus spp, как и другие составляющие микробиоценоза половых органов, определяется со 100% точностью.

Использование лактобактерий

днк lactobacillus spp

Лактобациллы применяют в нескольких сферах промышленности, а также в медицине и фармацевтике. Как и бифидобактерии, эти микроорганизмы содержат специальные штаммы – пробиотики – вещества, используемые для поддержания нормального количественного состава бактерий. Их используют при долгом употреблении антибактериальных препаратов, а также добавляют в состав витаминных комплексов для укрепления иммунной системы. Lactobacillus spp – что это? Так как лактобактерии являются природными микроорганизмами, то их можно смело использовать для лечения и профилактики заболеваний пищеварительного тракта, а также воспалительных процессов в женских половых органах.

нормофлора lactobacillus spp норма

Лактобактерии в пищевой промышленности

В связи с неправильным питанием и широким распространением дисбактериоза, большинство людей страдают проблемами с пищеварением. По этой причине лактобактерии стали применять при изготовлении кисломолочных изделий, которые не только полезны для организма, но и помогают кишечнику быстрее работать. Кроме того, в пищевой промышленности их используют при засолке овощей, приготовлении салатов, маринованных продуктов, рассолов. Некоторые используют лактобактерии в сельском хозяйстве для заготовки кормов. В этом случае их польза заключается в брожении силоса, которое способствует долгому хранению и отсутствию образования плесени. Лактобактерии являются необходимыми во многих сферах жизнедеятельности человека, так как защищают наш организм от патогенного воздействия.