Символика и элементы мезенской росписи

Народные ремесла – это целый мир, сочетающий в себе вымысел и реальность, поэзию и трудовую повседневность. Вот и история мезенской росписи вплотную связана с жизнью северного народа, придумавшего ее.

мезенской росписи

Истоки творчества наших предков

Вдоль реки Мезень, протекающей по территории Коми АССР и Архангельской области и впадающей в Белое море, с древности жили народы, привыкшие смирять суровый характер величественной и дикой природы. Лес делился с людьми пушным зверьем и птицей, полноводная речка одаривала рыбой. Кони и олени были лучшими помощниками человека в промыслах и земледелии. Все эти образы не могли не найти места в мезенской росписи.

Зашифрованные послания

Деревянные прялки, лукошки, посуду, сундучки и короба расписывали мезенские мастера. Чем же интересен этот удивительный стиль? С первого же взгляда образцы мезенской росписи предстают неким сообщением, закодированным в черточках, капельках, спиральках, завитках и точках. Собственно так оно и есть. Ни одна линия или штрих не изображались напрасно, в каждом элементе есть своя смысловая нагрузка. Графика сдержанная, но очень выразительная. Каждый рисунок лаконичен и весьма своеобразен, потому что сочетать детали внутри него художник имел возможность по-разному, вариантов было не счесть. Тем и захватывает зрителя мезенская роспись.

Элементы рисунка укладываются в четыре условные схемы: орнамент в квадрате, в ромбе, в косой клетке и в треугольнике. Изображения внутри них обозначают плоды и зерна, семена шишек, огонь, солнце, охраняющие символы и т. д.

Главная среди вещей

Самыми популярными предметами для росписи у местных мастеров были прялки. Изящные и тонкие, они целиком вырезались из дерева – березки или ели с загибом ствола. Поверхность прялки не грунтовали, по коричнево-золотистому цвету писали красные фигурки, заключая их в тонкий черный контур.

мезенская роспись элементы

Мезенская роспись: орнаменты

Спецификой рисунка на знаменитых прялках мезенских художников искусствоведы называют присутствие трех содержательных ярусов. Каждый из них представляет миры – небесный, земной и подземный. На нижнем ярусе нарисованы кони и олени, в среднем к ним присоединяются птицы, а верхний ярус заполнен изображениями одних пернатых. Возможно, присутствие коней и оленей в нижнем ярусе обозначает, что это мир не только живых, но и мертвых. Кони у древних народов были связаны с погребальным культом. Границами ярусов являются горизонтальные полосы, внутри которых располагаются узоры. Изюминка этих узоров – геометрические фигуры, которыми и отличается мезенская роспись.

Прялка обычно расписывалась художниками с обеих сторон. Линии ярусов на лицевой и тыльной сторонах должны были в точности совпадать. Таким образом мастера добивались объемного восприятия, что, по мнению исследователей, уподобляло изображение своеобразному древу жизни. Сюжеты бывали разными. С тыльной стороны они чаще всего посвящались бытовым сценами из будничной жизни, тогда как с лицевой изображался величественный и таинственный мир природы. Позже в сценах стали появляться и люди – фигурки всадников и прях, прогуливающихся кавалеров и дам.

мезенская роспись элементы росписи

Отголоски язычества

Ученые предполагают, что раньше художники пользовались не кистью, а резцом. Этим и объясняется геометрический характер орнамента. Поскольку в резьбе по дереву орнаменты более несли идею оберега, нежели украшения, они могли выражать языческую символику. Язычество в древности формировало культуру, определяло правила отношений человека с природой. Символы мезенской росписи имели огромную смысловую нагрузку: они были призваны менять действительность, магическим образом влиять на нее.

Стихии и светила наши предки возводили в ранг божеств, немудрено, что присутствие этих знаков на ритуальных предметах и предметах быта обозначало нечто большее, чем просто радующий глаз рисунок. Какими представляет их мезенская роспись?

Элементы росписи, имеющей значение оберега

Солнце и луна, земля и вода, ветер и огонь в языческом представлении являются основополагающими объектами, тесно связанными с добрыми творческими силами Вселенной.

Значимость солнца

Солнце в художественном пространстве, присутствие солнечных знаков имело значение амулета. Миры-ярусы на прялках мезенской росписи содержали изображение солнца во всех трех рядах. Его изображали в виде заключенного в окружность крестика. Для того чтобы передать на рисунке ход солнца по небосклону, ряд кружочков с крестом внутри соединяли плавными диагональными линиями, иногда впечатления движущегося солнца достигали при помощи вписанных в окружность дугообразных черточек-спиц.

Земля-кормилица

Символом плодородия были земля и семена. Ромбики, треугольники и квадраты, пустые внутри, обозначали вспаханную землю, а символом засеянной земли были помещенные внутрь полых фигур точки и овалы. Иногда ромбики и квадраты расчерчивали на четыре и больше частей, украшали различными элементами в виде черточек и завитушек. Зернышки имели вид почти круглой маленькой фигурки либо вытянутого эллипса, полого, закрашенного или разделенного посередине линией. Прорастающее зерно рисовали как каплю, окруженную с обеих сторон изящными завитушками. Нередко в мезенской росписи можно увидеть изображение земли, прогретой солнцем и напитанной влагой, с ростками семян – все эти графические знаки умещались в искусно созданный квадрат либо ромб.

мезенская роспись прялка

Водная стихия

Вода издавна считается олицетворением очищающей и одаривающей стихии. Не только в орнаментах, но и в сюжетных изображениях встречаются разбросанные вокруг объектов капли воды. Воду принято было изображать волнистой линией, завитками и перышками. Она могла находиться и в наполненном влагой небе, тогда над прямой горизонтальной линией, обозначавшей небесную твердь, вилась волнообразная линия воды, а дождь рисовали в виде вертикальных или диагональных волнистых палочек. Если хотели передать интенсивность дождевых потоков, то просто рисовали прямые диагональные черточки.

Сила ветра и огня

Символика мезенской росписи включает в себя также знаки воздуха и огня. Эти стихии многое значат. Воздух сродни Духу Божьему, положившему начало всей жизни, а огонь близок по значению к Солнцу. Мезенские мастера обозначали воздух короткими штрихами, окружавшими персонажей. Ветер же далеко не всегда был дружественной стихией для охотников и земледельцев. Чтобы он «не вышел из-под контроля» и из необузданной разрушающей силы превратился в подчиненную и созидательную, мастера изображали его «пойманным»: размещали короткие черточки как бы надетыми на скрещенные линии. Изображение огня могло напоминать рисунок солнца, а иногда его обозначали спиралью. Спираль как символ используется во многих культурах мира, двойная спираль выражает единство двух начал – женского и мужского.

история мезенской росписи

Ночная повелительница

Луна – прообраз загадочной силы, влияющей на рост растений (не случайно в земледелии существует лунный календарь). Еще ночное светило издавна считается покровительницей женщины. В произведениях северных резчиков и живописцев луна в виде серпа расположена горизонтально, рожками вниз. Чтобы изобразить полнолуние, под серпом писали крестик.

Символика животного и растительного мира

Другие значимые образы мезенской росписи – деревья, птицы, лоси, кони, олени, снег и холод, который сопровождает жизнь северных народов большую часть года.

Елки и другие деревья художники писали традиционно: вертикальная палочка снабжалась штрихами-ветвями, нередко они были изогнуты плавными дугами, дерево всегда изображали либо с корнями, либо растущим на земле. Холод художник мог условно изобразить вертикальной линией, на которую часто были нанизаны перпендикулярные короткие штрихи. И, конечно, в ходу были разнообразные снежинки.

Птицы – предвестники счастья

Птицы в народной культуре обещают богатство и благо, связаны со светом и добрыми силами. Любимые персонажи мезенских мастеров – лебеди и утки. Лебедь связан со стихиями воздуха и воды, его рисовали продолговатым, с изящно изогнутой длинной шеей. Утка указывает на культ солнца – она прячет дневное светило на ночь под землю или в воду, чтобы не нарушился мировой порядок. Ее рисовали в виде слегка вытянутого круга с более короткой петелькой-шейкой. Туловище птиц представляло собой в росписи ярко-красный густой мазок с волнистыми штрихами, обозначавшими обобщенно хвост. В мезенских творениях уточка часто соседствует с лошадью, тоже связанной с обожествлением солнца. Конь, по фольклорно-языческим представлениям, утром возводит солнышко на небосвод.

Летящая над лесом птица была знаком зенита дня, она роскошно раскидывает крылья в плавных зигзагах, капельках и завитках и напоминает сказочную жар-птицу.

Лошади и олени

Какими представляет фигуры животных мезенская роспись? Элементы рисунка предельно просты: прямоугольники-торсы с мощными выпуклыми шеями и волнообразно изогнутыми ногами. В изображении коней щедрыми штрихами набросаны гривы и хвосты. Крупные ветви рогов отличают оленей. Вокруг разбросаны крошечные спиральки, черточки, кружочки, звездочки, благодаря которым создается ощущение стремительного движения: в вихре снега или пыли скачут животные.

символы мезенской росписи

Конь - главная фигура в творчестве мезенских авторов. Он имеет значение оберега, символизирует семейные ценности, благополучие и счастье. Условность изображения, а также подрисованные к ногам в нижней части перышки, намекали на неземное происхождение этих героев, которым отдавала особое предпочтение мезенская роспись. Лошадь раскрашивали в красный цвет или штриховали мелкой решеточкой, реже контуры заполняли черной краской.

Олени или лоси олицетворяли счастье и появление чего-то нового. Задевая рогами тучи и облака, они могут вызвать дождь или бурю. Обычно художник схематично рисовал один выразительный рог, касающийся спины животного.

Синтез магии и искусства

Охранительные орнаменты и узоры помещались на предметах быта, чтобы уберечь их хозяев от злых духов, могущих проникнуть в дом вместе с чужими людьми и вещами. Особенно ревностно защищали графическими оберегами ту утварь, которая призвана содержать в себе самое ценное добро, – хранилища зерна, сундуки с дорогими нарядами. Росписи круглых и овальных предметов повторяют их форму. Крышка туеса или лукошка украшена орнаментом по кругу, в центре может располагаться какой-либо сюжет. Стенка опоясана рисунком из сегментов, делящих изображение на несколько уровней, в среднем – скачущие кони, окруженные солярными знаками, обозначениями ветра и воды. Сверху и снизу – многоэлементный орнамент с символикой плодородия.

Оберегающими знаками снабжали и посуду, ведь она содержала то, что люди принимают в себя. Ложки и черпак непременно имели волнистые водные знаки. Сходство формы ковшика с шеей птицы или лошади мастера подчеркивали соответствующим орнаментом. Кроме того, здесь были символы земли, движущегося солнца, изображение утки, лошадки.

мезенская роспись орнаменты

Красноречивый язык цвета

Чем еще привлекает и завораживает мезенская роспись? Цвета, которыми пользовались древние «дизайнеры», поражают лаконичностью и эмоциональным накалом. Основную нагрузку несет на себе, конечно, графика, которую отличают всего два цвета – красный и черный. Образуя экспрессивный контраст, они не оставляют места для других оттенков столь знаковой живописи, какой является искусство мезенской росписи.

Чтобы добыть красную охру, использовали глину. Порошок смешивали с растворенной в теплой воде смолой. Ее собирали с лиственниц. Черную краску готовили из сажи, тоже замешанной на смоле. Яркие красные пятна, окаймленные строгими черными контурами – типичный стиль мезенских искусников. Рисовали птичьим пером и измочаленным кончиком деревянной палочки.

Сегодня

Древнее ремесло живо и поныне – в Архангельской области до сих пор создают сувениры в мезенском стиле. Однако постепенно меняется техника исполнения: ассортимент современных инструментов художника вытесняет перьевой способ нанесения рисунка. Ушел из росписи и тот магический сакральный смысл, каким она была наделена в далекие времена наших предков.

Статья закончилась. Вопросы остались?
Комментарии 0
Подписаться
Я хочу получать
Правила публикации
Редактирование комментария возможно в течении пяти минут после его создания, либо до момента появления ответа на данный комментарий.