Горьковский автомобильный завод (ГАЗ): история завода и автомобилей, особенности и интересные факты

Сегодня специализацией Горьковского автомобильного завода является выпуск специальных и грузовых транспортных средств. Однако знакомство с его историей позволяет говорить о том, что на протяжении своей деятельности предприятие разрабатывало и производило немало легковых автомобилей, игравших в жизни страны существенную роль.

История Горьковского автомобильного завода началась еще в довоенные годы. В начале своего основания его именовали иначе. Это был Нижегородский автомобильный завод им. В. М. Молотова. После своего создания предприятие приняло активное участие в индустриализации советского государства, успехи в проведении которой позволили СССР стать одной из самых могущественных держав в мире.

Начало

Еще весной 1929 г. правительством молодой советской страны было принято решение о возведении собственного завода, который бы выпускал автомобили. Основная задача, стоявшая перед таким предприятием, заключалась в обеспечении государства жизненно важной для него техникой, которую в те годы приходилось закупать за рубежом.

эмблема завода на авто

04.03.1929 г. вышел приказ № 498 ВСНХ СССР. В нем говорилось о том, что правительство страны приняло решение построить автомобильный завод, годовая производительность которого составила бы 100 тыс. машин. Уже через месяц для предприятия была выбрана площадка. Ею стала территория, расположенная неподалеку от Нижнего Новгорода в окрестностях деревни Монастырек. Это место, где находится Горьковский автомобильный завод и по сегодняшний день.

Подобный выбор был не случаен. Уже в те годы, когда социалистическая индустриализация вступила в свой первый этап развития, Нижегородская губерния считалась одним из самых крупных промышленных районов страны. В самом городе, а также в его окрестностях работало большое количество металлообрабатывающих и машиностроительных заводов. Среди них «Металлист» и «Красная Этна», «Красное Сормово», а также им. Воробьева, судоремонтное предприятие им В. И. Ульянова и некоторые другие. Благодаря этому в Нижнем Новгороде было достаточно квалифицированной рабочей силы. Но и это еще не все факторы, которые повлияли на принятие решения именно в этой местности начать создание Горьковского автомобильного завода. Совсем близко от Нижнего Новгорода - Урал. А это внушительная металлургическая база. Во внимание были приняты и две реки, слияние которых находится возле города. Они позволяли доставлять все что необходимо для нужд предприятия самым дешевым водным путем.

Строительство Горьковского автомобильного завода должно было обеспечить государство жизненно важной техникой, закупавшейся ранее за рубежом.

Реализация намеченных планов не была отложена в долгий ящик. Тут же было создано управление «Автострой», в задачу которого входило возведение производственных корпусов. Возглавил его С. С. Дывец.

Американские корни

Создатели нынешнего Горьковского автомобильного завода стояли перед сложным выбором. Им предстояло решить, готовить ли своих специалистов, на что должно было уйти несколько лет, или воспользоваться помощью других стран. После некоторых размышлений выбор пал на второй вариант. Ведь даже малейшее промедление привело бы к невыполнению намеченных планов.

Уже с начала 1929 г. советские специалисты несколько раз побывали в США. Здесь они проводили согласование технической документации, разработанной для строительства нынешнего Горьковского автомобильного завода. Помимо этого, была заключена договоренность об использовании американских разработок для выпуска первых двух моделей, которые должны были стать базовыми. Основным партнером была выбрана компания «Форд», на то время считавшаяся крупнейшим представителем на мировом рынке. С нею 31.05.1929 г. ВСНХ СССР и заключило договор о сотрудничестве. Согласно этому документу Советский Союз должен был получить от американцев техническую помощь, которая была необходима для строительства и пуска нового завода, а также право на производство легкового автомобиля типа Ford-A и 1,5-тонного грузовика марки Ford-AA. Такие машины сходили с конвейера компании «Форд» с 1927 г. Помимо этого, американской стороне необходимо было обучить специалистов. Срок сотрудничества, согласно договору, был равен девяти годам.

История Горьковского автомобильного завода началась благодаря еще одной зарубежной компании. Это было акционерное общество из США «Остин и Ко». Его специалисты приняли участие в создании рабочих чертежей и технических проектов для возведения корпусов.

Строительство

Подготовка площадки для Горьковского автомобильного завода под Нижним Новгородом началась в августовские дни 1929 г. Уже 02.05.1930 г. здесь торжественно состоялась закладка предприятия.

Для возведения Горьковского автомобильного завода (ГАЗ) было задействовано практически 50 тыс. человек. Руководил ими инженер-строитель М. М. Царевский. В 1917 г., еще будучи 20-летним юношей, он вступил в ряды партии большевиков. В 1918 г. стал добровольцем Красной Армии. Служил в войсках ОГПУ и ВК. С 1925 г. Царевский руководил рядом важнейших строек. Именно там в полной мере и раскрылся его талант организатора и строителя.

После закладки фундамента развернулись основные действия по промышленному строительству Горьковского автомобильного завода (ГАЗ). Помимо производственных корпусов цехов, предприятие нуждалось в теплоэнергоцентрали, в сложной системе коммуникаций и водозаборе, который решено было провести из реки Ока. Также недалеко от завода было начато возведение большого жилого массива.

Благодаря грамотно выполненным проектным разработкам, отличной организации труда и личной ответственности каждого специалиста, современный автозавод поднимался стремительными темпами. Спустя всего 1,5 года после того, как состоялась закладка фундамента, на месте пустыря, находившегося недалеко от небольшой деревушки, практически все промышленные корпуса были готовы для дальнейшего этапа – монтажа оборудования. Это был ноябрь 1931 г.

Монтаж оборудования был также проведен ударными темпами. Всего за 2 месяца, при помощи иностранных специалистов, в 30 огромнейших корпусах было установлено 450 агрегатов и станков, а также практически 80 тыс. электроприводов. Таких поразительных по своим масштабам работ, в молодой стране Советов до этого не проводилось.

много машин

Однако потребность государства в автомобилях была достаточно высока. Именно поэтому, не дожидаясь пуска Горьковского гиганта, машины из импортных узлов начали собирать на Московском заводе им. КИМ, а кроме этого и на предприятии города «Гудок Октября».

Подготовка кадров

Одновременно со строительством автозавода уже с 1930 г. учебные базы «Автстроя» готовили для него специалистов. Отдел кадров Горьковского автомобильного завода направлял рабочих, которым предстояло трудиться на главном контейнере, проходить практику на предприятии города «Гудок Октября». Помимо этого, Нижегородский судоремонтный завод им. В. И. Ульянова обучал токарей и литейщиков, монтажников и слесарей. Курсы ЦИТа готовили инструментальщиков.

К декабрю 1931 г. для первой в истории завода смены было обучено 11503 специалиста и рабочих. В 1932 г. их ряды пополнили кадры, подготовленные на предприятиях Москвы и Ленинграда, Ростова-на-Дону и Сталинграда, а также Харькова.

Начало работы

01.01.1932 г. автозавод, расположенный возле Нижнего Новгорода, стал считаться действующим. 29.01.1932 г. в 19.15, под крики «Ура!», аплодисменты и звуки гудка предприятия с конвейера сошел первый в истории завода грузовой автомобиль. Им стал «ГАЗ-АА». 31.01.1932 г. таких машин было уже 25. С 26.02.1932 г. на предприятии было решено ежедневно осуществлять выпуск пяти автомобилей.

В первые две декады работы специалистами завода было собрано 136 «полуторок». При этом были выработаны все поставленные ранее на склад материалы и узлы. Запчасти на Горьковском автомобильном заводе закончились, а новых поставок сделано не было. Это и привело к остановке конвейера. Для выявления причин создавшейся ситуации в город прибыл Г.К. Орджоникидзе. В подготовленном им докладе, заслушанном ЦК 20.04.1932 г., говорилось о том, что по своей оснащенности техникой и оборудованием предприятие вполне способно не только выполнять, но и перевыполнять возложенные на него задачи. Причины проблем Горьковского автомобильного завода Орджоникидзе увидел в неудовлетворительном руководстве. После этого во всех отделах и цехах ГАЗа была развернута активная воспитательно-организационная работа. Ее основной задачей было разъяснение о необходимости борьбы с браком и о налаживании массового выпуска качественных машин с одновременным освоением новой техники.

Имеющиеся на заводе трудности преодолевались очень медленно. Это и послужило основной причиной того, что к 27.06.1932 г. предприятие-гигант выпустило только 1008 машин НАЗ-АА.

В июле 1932 г. на автозавод пришел новый директор. На этот пост был назначен С. С. Дьяконов. До этого он находился в должности заместителя управляющего ВАТО (Всесоюзного автотракторного объединения). Коллектив ГАЗ сразу почувствовал, что на завод пришел замечательно разбирающийся в производстве, широко мыслящий и талантливый руководитель.

Первая продукция

Проводимые испытания переданных СССР автомобилей «Форд» указали на то, что созданные американцами транспортные средства не соответствуют требованиям страны, обладающей плохо развитой дорожной инфраструктурой. Именно поэтому занялись проведением модернизации имеющихся машин. Они-то и должны были собираться Горьковским автозаводом. Так, для советских транспортных средств была разработана новая система рулевого управления. Она отличалась повышенной надежностью. Кроме этого, в наших автомобилях предусматривался усиленный картер сцепления, способный выдерживать огромные нагрузки.

Советские конструкторы самостоятельно спроектировали и кузова. Так, ГАЗ-АА, который вплоть до конца 1932 г. называли НАЗ-АА, что расшифровывалось как Нижегородский автомобильный завод, получил новое оснащение. Это была бортовая платформа, а также кабина, созданная из прессованного картона и дерева.

Топливо к двигателям таких грузовиков поступало самотеком. При этом достаточно простой была система электрооборудования, а привод клапанов имел нерегулируемый тип. Обслуживание такого автомобиля было несложным. Водителю при этом было позволительно не иметь особых познаний в технике.

Грузовики, которые имели массу 1,5 тонны, называли «полуторками». На тот момент они имели достаточно современные технические решения. В их конструкции предусматривался электростартер, алюминиевые поршни, косозубые шестерни и 4-х ступенчатая коробка передач.

Как уже говорилось выше, первым грузовикам, которые сходили с конвейера Нижегородского автозавода, была присвоена марка НАЗ-АА. Она была сохранена еще на протяжении нескольких месяцев после того, как городу было присвоено имя писателя М. Горького. После этого завод получил свое новое название - Горьковский автозавод или сокращенно ГАЗ.

В 1934 г. конструкторы впервые усовершенствовали грузовик. Деревянные кабины «полуторки» были заменены на цельнометаллические. Помимо этого, завод начал выпускать больший автомобиль ГАЗ-ААА. Он был оснащен тремя осями, а его грузоподъемность составляла 2 т.

Выпуск легковых автомобилей

Вначале советские автомобили выпускались с силовым агрегатом компании «Форд». Их рабочих объем - 3,2 л, а мощность - 40 л. с. Пустая машина при этом могла разогнаться вплоть до 70 км/ч. Таким же мотором оснащали и ГАЗ-А. Этот легковой автомобиль начал выпускаться заводом с конца 1932 г. и уже не назвался НАЗ. Машину отправляли на нужды различных государственных организаций, военных частей и первых лиц государства. Владельцами нескольких автомобилей стали частные лица.

Первый автобус

Постепенно разрабатывались все новые виды продукции Горьковского автомобильного завода. Так, в 1933 г. был выпущен автобус на семнадцать мест ГАЗ-4. Эта машина имела деревянный каркас, который был обшит деревометаллической обшивкой. ГАЗ-4 был создан на основе экспериментальных модификаций ГАЗ-2, а также ГАЗ-3. Новая машина была адаптирована к отечественным технологиям и к условиям эксплуатации. Ее основой послужила кабина ГАЗ-АА. К ней встык была приставлена грузовая платформа, по бортам которой находились 2 откидных скамьи. Автомобиль мог одинаково хорошо перевозить людей и 400 кг груза.

Ведущим конструктором при разработке автобуса был Н. И. Борисов. Производили это транспортное средство на заводе №1. Начиная с 1946 г. он сменил свое название на Горьковский автобусный з-д (ГЗА). По своей сути ГАЗ-4 был той же «полуторкой», к которой был приставлен другой салон.

«Эмка»

В 1936 г. список продукции Горьковского автомобильного завода пополнился новой моделью. Предприятие наладило выпуск ГАЗ М-1 или «Молотовец-1», который более известен как «Эмка».

автомобиль Эмка

Освоение данной модели позволило коллективу ГАЗа подняться на более высокую техническую ступень, создав предпосылки для творческого роста коллектива конструкторов.

Модель ГАЗ М-1 имеет своеобразную биографию. С годами она постоянно модернизировалась и усовершенствовалась, что позволяло автомобилю достойно служить людям с конца тридцатых годов вплоть до пятидесятых. Модель М-1 стала базой для пикапа ГАЗ-415, который был разработан и выпущен в серийное производство в 1937 г. Грузоподъемность данного транспортного средства составляла 400 кг. Выпускали «Эмки» также и с шести цилиндровым двигателем. Это автомобили ГАЗ-11.

Модернизация моделей

С того момента, когда состоялся запуск завода, и на протяжении всего его этапа деятельности конструкторы постоянно совершенствовали имеющиеся модели. Так, было разработано и создано более десятка экспериментальных автомобилей в единичных экземплярах. Подобные наработки в дальнейшем и находили свое применение при разработке проектов новых машин.

До начала войны с конвейера завода стали сходить армейские внедорожники ГАЗ-64, а кроме него и ГАЗ-67. Их создали на шасси, принадлежавшей ГАЗ-61, укоротив ее по базе на 755 мм. Новые модели автомобилей были полноприводными. Они имели открытый кузов. Их двери заменяли вырезы.

Кроме этого для армейских нужд завод наладил выпуск легких танков. В период с 1936 по 1941 гг. ГАЗ произвел 35 Т-38. С 1938 г. на заводе выпускался ГАЗ-ААА, оснащенный зенитной установкой.

В 1937 г. была куплена лицензия на производство достаточно мощного по тем времена мотора Dodge D5. При своих шести цилиндрах в 3,5 л он был способен развить мощность до 76 л. с. Такой двигатель стали устанавливать на «Эмку», которая получила измененное название ГАЗ-11-73.

Кроме этих известных автомобилей, в довоенные годы ГАЗ создал много других моделей транспортных средств. В частности, это санитарные автомобили, а также, разработанные на базе «полуторки» самосвалы, кузов которых опускался за счет давления груза.

Военные годы

Уже в первые дни борьбы с фашизмом гражданские автомобили Горьковского автомобильного завода были сняты с конвейера. Предприятие перешло на выпуск военной техники.

Именно здесь был произведен ГАЗ-64, который стал первым легковым внедорожником страны. Впоследствии его конструкция была взята за основу при разработке УАЗ-469.

Через 2 года свет увидела модель ГАЗ-67Б. Это был небольшой артиллерийский тягач, обладавший конструкцией повышенной прочности и мотором 54 л. с.

музей ГАЗ

В истории ГАЗа было и создание моделей бронеавтомобиля БА-64, а также усовершенствованного варианта БА-64Б. Последний из них имел расширенную колею, с помощью которой мог преодолевать сложные участки, в том числе и заболоченную местность.

Но это далеко не полный перечень боевых машин, выпуском которых занимались рабочие предприятия в военные годы. Конструкторы завода приняли участие в разработке танков РККА. В начале войны это были модели Т-60, а также ее модернизированный вариант Т-70.

На Горьковском автомобильном заводе была впервые создана артиллерийская легкая установка СУ-76, а далее и модернизированная ее модель - СУ-76М.

Конструкторским отделом предприятия было разработано более 20 автомобилей, имевших увеличенную проходимость. Среди них гусеничные, а также полугусеничные. Но большая их часть так и не была выпущена, сохранившись лишь в виде прототипов и чертежей. Выпускали на заводе ГАЗ и БМ - реактивные минометы, или «Катюши».

В цехах предприятия рабочие занимались выпуском и предметов, никак не связанных с транспортом. Это было оружие, минометы, снаряды и патроны. Уже после окончания войны с фашизмом, завод, а также его конструкторы получили правительственные награды. Этим была подчеркнута их заслуга в победе над врагом.

Послевоенные годы

После Великой Победы страна нуждалась в грузовых автомобилях. Однако, несмотря на это, правительство СССР поставило перед ГАЗом задачу наладить выпуск нового легкового автомобиля. И уже в 1946 г. с конвейера завода съехал инновационный ГАЗ-М20. Название этой модели знакомо многим – «Победа». До этого отечественное автомобилестроение никогда не применяло конструкцию несущего кузова и понтонную компоновку. Это привело к отсутствию зазора между крыльями и капотом. На машине был установлен современный по тем временам мотор, объем которого составлял 2,1 л, а мощность была равна 52 л. с.

В послевоенные годы была отправлена «на покой» знаменитая «полуторка». Ее сменили модели ГАЗ-51, обладавшие задним приводом, 2,5 т грузоподъемности, а также ГАЗ-63 с полным приводом и 2 т грузоподъемности.

машина козлик

В 1949 г. вместо армейского внедорожника ГАЗ-67Б на заводе начался выпуск знаменитого ГАЗ-69, который в народе стали звать «козликом». В 1950 г. конструкторы предприятия выпустили новый легковой автомобиль. Им стала модель ГАЗ-12 или «ЗИМ». Ее оснастили шестицилиндровым мощным двигателем объема 3,5 л, который был способен развить мощность 90 л. с.

От Победы и до наших дней

В 1956 г. на заводе начался выпуск автомобилей «Волга». Эти модели пришли на смену устаревшей «Победе». Их производство явилось важной вехой в деятельности отечественного автопрома. Эти легковые автомобили являлись седанами среднего класса, с мощностью мотора в 70 л. с. На заводе стали выпускать люксовые модели «Волг», которые шли на экспорт. В 1970 г. с конвейера стала сходить модель ГАЗ-24. У нее по сравнению с предшественницей был более вместительный салон и багажник, а мотор обладал мощностью 98 л. с.

автомобиль на выставке

К концу 60-х был освоен выпуск ГАЗ-13 – семиместной «Чайки». Новый автомобиль оснастили электростеклоподъемниками, омывателем, установленном на лобовом стекле, откидными сиденьями, противотуманными фарами. Следующая модель этой серии ГАЗ-14 вышла в 70-х годах и имела мотор мощность 220 л. с.

На заводе постоянно шла работа по модернизации и производству грузовых машин. Был налажен выпуск ГАЗ-52 и кроме этого ГАЗ-53А, а кроме этого и ГАЗ-66. Начиная с 80-х годов ГАЗ начинает устанавливать на свои транспортные средства дизельные двигатели. Первым из таких автомобилей стал ГАЗ-4301.

24.08.1971 головное предприятие, а также все его заводы-филиалы вошли в производственное объединение, которое стало носить название «АвтоГАЗ». С 1973 г., имея в своем составе 11 предприятий, его стали называть ПО «ГАЗ». Статус ОАО Горьковский автомобильный завод получил в 1992 г. После окончания эры СССР это предприятие стало одним из первых, которое перешло на рельсы рыночной экономики. В 1995 г. заводом была выпущена «Газель». Это модель 3302, которая получила особенно широкое распространение.

новые газели

В 2000 г. контрольный пакет акций, принадлежавший ОАО «ГАЗ», был выкуплен компанией «Базовый элемент». После этого Горьковское предприятие стало частью холдинга «РусПромАвто», который в дальнейшем был преобразован в «Группу ГАЗ».

На сегодняшний день акционерное общество продолжает заниматься разработкой и выпуском новых моделей автомобилей. Также оно выпускает и реализует к своим транспортным средствам запасные детали. ИНН горьковского автомобильного завода – 5200000046. Этот и другие его реквизиты можно найти на официальном сайте общества. Здесь же указан и адрес Горьковского автомобильного завода. Располагается предприятие в Нижнем Новгороде по проспекту Ленина в д. 88.

В 1965 г. был открыт музей истории Горьковского автомобильного завода. Его расположили в учебном центре предприятия. Музей Горьковского автомобильного завода находится на двух этажах. На первом из них можно ознакомиться со стационарной выставкой «Автомобили и их создатели». Здесь собраны модели марки ГАЗ. На втором этаже находится экспозиция «История и развитие предприятия». Расположен музей Горьковского автомобильного завода по адресу: г. Нижний Новгород, проспект Ленина, д. 95.

Его создание было инициировано администрацией предприятия и его ветеранами. В стенках музея удалось собрать уникальнейшую коллекцию машин, а также весьма интересные документальные материалы. И до настоящего времени здесь продолжается сбор экспонатов, рассказывающих о жизни предприятия и заводчан.

Посещение музея, а также знакомство с его экспонатами, позволяет посетителям создать собственное представление об истории автомобильного завода ГАЗ. Причем особый интерес у людей вызывают модели машин, которые являются наследием завода. Все они были куплены в результате проделанной огромной работы. Причем каждый из автомобилей, стоящий в стенах музея, не только отреставрирован, но и находится в рабочем состоянии, которое постоянно поддерживается на должном уровне.

Статья закончилась. Вопросы остались?
Комментарии 0
Подписаться
Я хочу получать
Правила публикации
Редактирование комментария возможно в течении пяти минут после его создания, либо до момента появления ответа на данный комментарий.