Автомобильные войска России

Автомобильные войска РФ (официальное сокращение АВ ВС России) представляют собой объединение в Вооруженных Силах. Они предназначены для транспортировки личного состава, подвоза продовольствия, горючего, боеприпасов и прочих материальных средств, которые необходимы для ведения боевых действий. Кроме того, автомобильные войска используются для эвакуации больных, раненых, техники. Также они перевозят другие подразделения, не имеющие своего транспорта.

Состоят автомобильные войска России из соединений, частей, учреждений, управления. Они могут входить в состав частей и структур общевойскового характера, видов вооруженных сил, родов войск либо составлять отдельные автомобильные соединения и части.

История автомобильных войск: царская Россия

Первые автомобильные команды русской императорской армии появились в 1906 году. Они вошли в состав инженерных войск. Именно они послужили прообразом современного автобата. Четыре года спустя, 29 мая 1910 года, в Санкт-Петербурге была создана первая учебная авторота. Сегодня эта дата отмечается как День автомобильных войск. Спустя несколько месяцев создается автомобильное отделение Отдела военных сообщений Главного управления Генерального Штаба. Первые регулярные автороты появились весной 1911 года, тогда же был организован первый автопробег грузового транспорта, который планировалось принять на вооружение. В следующем году испытали легковые автомобили.

Первая мировая война

Перед началом войны, в 1914 году, российская армия насчитывала пять авторот, на вооружении которых состояли 418 грузовых и 259 легковых автомобилей. Несмотря на свою малочисленность, а также отвратительные дороги, автотранспорт сыграл большую роль в этой войне. В результате автомобильные войска смогли доказать свою состоятельность. Их использовали для доставки военных грузов, раненых, личного состава, а также подвижных пулеметных и артиллерийских точек. В это же время автотранспорт начали одевать в броню. Так появились первые бронеавтомобили. В русской армии их насчитывалось 400 единиц, они были сведены в 50 бронеотрядов, которые с успехом воевали на полях сражений. К началу Октябрьской революции в армии насчитывалось порядка десяти тысяч единиц автотранспорта, которые составили 22 автороты.

Советское время: гражданская война

Автотехника широко применялась в период гражданской войны. Так, в августе 1918 года Советом народных комиссаров принимается специальное постановление, в результате которого половина автомобилей страны были переданы военному ведомству. Уже к концу года Красная армия насчитывала четыре тысячи автомобилей, а в 1920 году – семь с половиной тысяч. Часть из них составили автомобильные отряды, а часть была передана в войска. Пополнение автопарка происходило за счет трофеев. Основной задачей этого рода войск была транспортировка грузов на дальние расстояния и для оперативной переброски личного состава. Кроме того, часто на автомобили монтировали вооружение – пушки и пулеметы. Помимо этого, автотранспорт использовался в качестве санитарного, штабного и для радиосвязи.

Красная армия: перед ВОВ

После окончания военных действий в Красной армии начинается обновление изношенной автотехники. Первый отечественный автомобиль, который поступил в войска – это грузовик АМО Ф-15. В этот же период начинают формироваться учебные автотранспортные батальоны (состоят из пяти рот) при каждом военном округе. В 1933 году создается первый механический корпус, ставший первым в мире подвижным соединением, все вооружение и техника которого имели механическую тягу. По штату в нем было предусмотрено более двухсот автомобилей. А к 1936 году в составе РККА уже было сформировано четыре таких корпуса.

Индустриальная революция

Быстрыми темпами в молодом советском государстве проходила индустриализация, в числе прочего реконструировались старые и строились новые автозаводы. После обновления технической базы АМО и его переименования в завод им. Сталина на нем производят трехтонные грузовые автомобили ЗИС-5. В это же время на новом Горьковском заводе начинается выпуск легендарных полуторок ГАЗ-АА. В результате автомобильные войска оснащаются современной техникой, кроме того, в них совершенствуется управление службой. Изначально они были подчинены Главному военному инженерному управлению, в 1924 году ГВИУ преобразуется в Военное техническое управление снабжения РККА, а в 1929 году создается Управление моторизации и механизации при Наркомате обороны. В 1935 году происходит очередная реорганизация УММ в автобронетанковое управление, а в 1939 году - в Главное автобронетанковое управление.

Великая Отечественная война

Новым этапом развития автомобильных войск стала Великая Отечественная война. Быстрое изменение оперативной обстановки, нарастающий динамизм ведения боевых действий вызвали необходимость переброски в кратчайшие сроки большого объема материальных средств и личного состава армии. Все это требовало увеличения числа автомобильных войск и более совершенной формы их организации. В результате в июле 1941 года создается автодорожное управление, которое подчиняется тылу РККА. Такие отделы создаются при управлениях всех фронтов. Количество автотранспорта в рядах Красной Армии в этот период составило 272 600 единиц. Их основу составили легковые ГАЗ-61 и ГАЗ-М1, а также грузовые и специальные автомобили на базе ГАЗ-АА, ГАЗ-ААА, ГАЗ-ММ, ЗИС-6 и ЗИС-5. В первые месяцы войны автомобильные войска понесли катастрофический урон как в личном составе, так и в материальной части. Частично эти потери были компенсированы за счет мобилизации техники из отраслей народного хозяйства, а частично – за счет производства новых, однако из-за оккупации промышленных районов страны общее производство было невысоко. Кроме того, комплектование отрядов происходило и в результате поставок техники из-за рубежа. Помимо этого, широко использовалась трофейная автотехника (в период с 1942 по 1943 года РККА досталось в качестве трофеев 123 тысячи автомобилей). Все это позволило существенно увеличить возможности военных перевозок. Сразу после окончания военных действий в армии насчитывалось более 664 тысяч автомобилей, из них 33 процента составила ленд-лизовская техника, а 10 процентов - трофейная. В период ВОВ десятки тысяч бойцов автобата были удостоены государственных наград, а многие - высокого звания Героя Советского Союза.

Послевоенное время

После окончания ВОВ остро стал вопрос об оснащении армии полноприводным автотранспортом, в том числе и специального назначения. В связи с этим с конца сороковых годов советская промышленность начала выпуск армейских автомобилей, которые имели колесную платформу 6х6 ЗИС-151. В 1953 году с конвейеров завода имени Лихачева сходят первые ЗИЛ-157 и ЗИЛ-164, а Горьковский завод начинает выпуск ГАЗ-53. В период шестидесятых - семидесятых годов двадцатого века продолжается работа по оснащению автомобильных войск новыми видами техники. Так, на вооружение поступают УАЗ-469, Урал-375, ГАЗ-66, ЗИЛ-131. В 1975 году в Советской армии создается автомобильная служба, которая в просторечии практически сразу была прозвана «автобат». В этом же году в войска поступают первые представители Камского автозавода – КАМАЗ-5310.

Афганская война

В начале этого военного конфликта транспортировка материальных средств в войска сороковой армии производилась тринадцатью автомобильными батальонами. Так, доставка осуществлялась автомобильными колоннами, в которые входили бортовые грузовики (до пятидесяти единиц) и автомобили обеспечения (до десяти единиц). Кроме того, в их состав входили и рефрижераторы. Движение осуществлялось только в светлое время суток. Охрану колонн осуществляли БМП, БТР и ЗСУ. В период военных действий в Афганистане автобатом было перевезено множество грузов, общий вес которых составил более десяти миллионов тонн. В 1987 году происходит очередная реорганизация, и автомобильные войска переходят в подчинение Центрального автомобильно-дорожного управления Министерства обороны (ЦАДУ). Они имеют довольно разветвленную структуру. Теперь войсковые подразделения разных родов войск получили свои части, обеспечивающие перевозку личного состава и военных грузов. Самыми мощными средствами, осуществляющими автоперевозки в оперативных и стратегических масштабах, стали специальные автомобильные бригады, которые находятся во фронтовом, армейском и центральном подчинении.

Новое время

В 2000 году приказом министра обороны Российской Федерации учреждается День военного автомобилиста. Этот праздник отмечают военнослужащие автобатов по всей стране. В Питере, в Москве и других городах России автомобильные войска поздравление принимают 29 мая. В этот день солдаты-автомобилисты слышат слова благодарности от своих близких и командования. Кроме того, с Днем военного автомобилиста принято поздравлять офицеров запаса и ветеранов, которые прошли службу в автобате Российской Федерации. В 2010 году этому роду войск исполнилось сто лет. К празднику приурочили выставку в городе Бронницы (Московская область). Здесь были представлены автомобили, которые сегодня находятся на вооружении современных частей автобата.

Легка ли служба в автобате?

На сегодняшний день множество призывников стремятся попасть в эту службу, причем большинство из них почему-то считают ее более легкой по сравнению с другими войсковыми подразделениями. Однако отдавать долг Родине в автобате ничуть не легче, а временами гораздо сложнее, чем в иных войсках. Частые маршевые переходы военно-транспортных колонн сможет выдержать далеко не всякий, помимо этого, следует учитывать главное направление того рода войск, к которому прикреплена данная автомобильная часть. Например, автобат в составе инженерных войск принимает постоянное участие в наведении понтонных переправ, а это является весьма нелегкой задачей.

Подготовка офицеров для автомобильных войск осуществляется в Военно-инженерных училищах и академиях, ведь специального училища автомобильных войск попросту не существует. Кроме этого, в шести гражданских вузах России есть военные кафедры, специализирующиеся на данном направлении.

Эмблема автомобильных войск России и прочая атрибутика

Форма у этого рода войск – общевойсковая. Отличительным знаком являются шевроны и петлицы и эмблема автомобильных войск. Фото, предоставленное в этой статье, демонстрирует данный атрибут. Флаг автомобильных войск представляет собой чёрное полотнище, на которое нанесен шеврон-эмблема, обрамлённая георгиевской лентой, а также девиз: «Автомобильные войска всегда готовы для броска».

Статья закончилась. Вопросы остались?
Комментарии 0
Подписаться
Я хочу получать
Правила публикации
Редактирование комментария возможно в течении пяти минут после его создания, либо до момента появления ответа на данный комментарий.