Созвездие Стрельца. Астрономия, 11 класс. Звезды в созвездиях

Созвездие Стрельца расположено между Скорпионом и Козерогом. Оно интересно тем, что в нем находится центр Галактики. Также в этом большом зодиакальном созвездии расположена точка зимнего солнцестояния. Стрелец включает в себя множество звезд. Некоторые из них довольно яркие. Это созвездие занимает большую площадь на ночном небе. С ним связано множество мифов и легенд. В школе созвездия изучают в рамках курса «Астрономия» (11 класс). Но учебная программа ограничена. А любители небесных светил всегда хотят получить больше знаний не только о созвездиях, но и о туманностях, и о галактиках, связанных с ними.

Созвездие Стрельца

созвездие стрельца

Стрелец, несомненно, одно из самых удивительных и интересных созвездий ночного неба. Именно в нем находится удаленный приблизительно на 30 тысяч световых лет центр нашей Галактики. Он скрыт за облаками, состоящими из межзвездной пыли. Назвать звезды созвездия Стрелец самыми яркими на небосклоне, конечно же, нельзя, но все же некоторые из них достигают визуальной величины 2,0 и хорошо различимы на небе.

Считается, что в Стрельце можно наблюдать самую красивую часть Млечного пути. Здесь даже в полевой бинокль видны шаровые скопления и туманности. Самые интересные и, конечно же, красивые из них - это туманности Лагуна и Омега (иногда ее называют Лебедем), а также не так давно открытая М20. Ученые доказали, что в созвездии Стрельца есть даже черная дыра, по мнению астрофизиков, расположена она в центре нашей Галактики.

Итак, несложно найти созвездие Стрельца на небе. Фото же, полученные с помощью мощных телескопов, помогают обнаружить то, что не видно невооруженным глазом. В северо-восточной части созвездия при хорошем увеличении можно рассмотреть карликовую галактику. Она находится недалеко от млечного пути. Расстояние до этой туманной галактики неправильной формы - примерно 1,7 млн световых лет. Кстати, открыта она была еще в 1884 году ученым Э. Барнардом.

Естественно, что все объекты в созвездии Стрельца находятся на разном удалении от Солнечной системы. До самой близкой звезды – Рос 154 - всего 9,69 световых лет. А это по космическим меркам сравнительно недалеко. Так что, можно сказать, это наш сосед.

Созвездие Стрельца на небе

звезды астрономия

Это созвездие хорошо видно на ночном небе в летнее время. Оно появляется со второй декады февраля, и наблюдать его можно по ноябрь. Лучшие условия для наблюдений - это летние месяцы. Потом оно исчезает. Солнце находится в Стрельце с 18 декабря по 18 января. Очень интересный факт: именно со стороны созвездия Стрельца 15 августа 1977 года был принят знаменитый на весь мир сигнал "Wow!" - предположительно от инопланетной цивилизации.

Мифы о созвездии

астрономия 11 класс

Созвездие Стрельца связано с двумя известными в мифологии кентаврами: Кротосом и Хироном. Практически во всех атласах звездного неба во все времена оно передавалось рисунком, на котором было изображено существо с торсом мужчины и телом коня. В таком виде оно было занесено и в каталог Клавдия Птолемея «Альмагест».

Самый известный греческий миф о созвездии Стрельца связывает его с мудрым Хироном, учителем и наставником многих героев. Считалось, что именно этот кентавр специально для путешествия Аргонавтов изобрел небесный глобус. На нем он оставил участок и для себя. Несложно догадаться, что это созвездие Стрелец, так как именно из лука отлично стрелял этот кентавр. Но случилось непредвиденное: хитрый Кротос опередил его и занял его место. Что же, Хирону пришлось довольствоваться менее почетным созвездием Центавра.

Созвездие Стрелец было включено в «Сборник Святослава» еще в 1073 году. Славянским племенам оно было известно под своим современным названием.

Туманность Лагуна

созвездие стрельца на небе

Много космических тайн хранит созвездие Стрелец. Фото, полученные с помощью телескопа, помогли детально изучить туманность Лагуна, которая расположена в нем. Ее по праву можно считать достопримечательностью летнего неба. Для тех, кто любит понаблюдать за звездами, эта туманность может показаться очень интересным объектом. Ее видно даже в бинокль.

Туманность Лагуна – колыбель для звезд. Это звездоформирующее скопление космической пыли. Оно овальной формы с четко различимым центром. Туманность содержит звездное скопление, что превращает ее в один из самых прекрасных объектов летнего ночного неба. Она отдалена от солнечной системы на 5200 световых лет. Содержит глобулы – темные облака прозвездного материала.

Туманность М20

звезды созвездия

Конечно, не только звезды в созвездиях вызывают интерес у любителей астрономии. Очень интересны и туманности. В созвездии Стрельца их несколько. Но одна из красивейших, несомненно, туманность М20. Это самый интересный объект для наблюдений летней ночью, правда, видно ее в телескопы средней и крупной апертуры.

Первое, что обращает на себя внимание – это несколько звезд в центре самой яркой части туманности. Затем становится заметно, что этот объект как бы «разорван». Виден черный провал, разделяющий туманность на две части. Этот темный участок имеет форму буквы «Т». При хорошем увеличении видно, что туманность состоит из трех частей. А рядом с ней находится еще один более тусклый объект.

Таким образом, туманность М20 представлена стазу тремя основными видами: розовой (эмиссионной), черной (поглощающей) и голубой (отражающей).

Альфа Стрельца

Звезды созвездия Стрелец не отличаются большой яркостью. Наверное, поэтому у любителей ночного неба оно не очень популярно. В этом созвездии интересно то, что альфа не является самой яркой звездой. Но все же она видима и имеет собственное имя.

Рукбат - бело-голубая звезда. В переводе с арабского ее имя означает «колено». Это альфа Стрельца. От солнечной системы до звезды Рукбат приблизительно 71,4 парсека. В рисунке она находится на передней левой ноге в колене. Отсюда она и получил свое название. В яркости альфа Стрельца значительно уступает звезде Каус Аустралис.

Звезда Каус Аустралис

созвездие стрельца на небе фото

Самая яркая звезда в созвездии – это ипсилон Стрельца. Видимый блеск Каус Аустралис – 1,79, что соответствует блеску звезд в «ковше» Большой Медведицы. Она хорошо видима невооруженным глазом, и ее легко найти на ночном небе. Тайна такого яркого сияния была раскрыта учеными в середине ХХ века. При детальном изучении ипсилона Стрельца было выяснено, что это двойная звезда.

Переводится Каус Аустралис как «южная часть лука», что отображает ее положение в рисунке созвездия. Это самая южная и яркая звезда в луке Стрельца, состоящего из трех объектов. Лук образуют, кроме Каус Аустралис, еще две звезды. Астрономия - наука как точная, так и творческая, поэтому, кроме официальных названий, объекты ночного неба имеют еще и личные имена. Лямбду и бету Стрельца называют соответственно Каус Бореалис и Каус Меридионалис. Вместе с ипсилоном они и образуют «лук».

Тройная звезда в созвездии Стрельца

звезды в созвездиях

В созвездии Стрельца находятся разные звезды. Астрономия располагает данными о сверхгигантах и карликах. Но особое внимание учеными-астрофизиками всегда уделяется тройным звездам. Они очень редки и поэтому представляют интерес. В созвездии Стрельца есть тройная звезда – это Альбальдах. От солнечной системы она удалена на расстояние приблизительно 508 световых лет. В звездные каталоги ее вносят под обозначением "пи Стрельца".

Альбальдах – очень яркая звезда. Она хорошо видна невооруженным взглядом, поэтому известна еще с древних времен. Имя ей дали арабские астрономы, обратившие на нее внимание еще до нашей эры. С древнеарабского слово «Альбальдах» переводится как «город». Возможно, они уже знали, что это не одна, а три звезды, что объяснило бы такое название. Но подтверждения данному факту не найдено.

Пи Стрельца – это система из трех звезд. Главная из них является желто-белым гигантом. Температура ее поверхности - примерно 6590 кельвинов. Также интересно, что светимость этого гиганта превышает солнечную в тысячу раз. Звезда находится на том этапе эволюции, когда гравитация и ее внутреннее давление теряют устойчивость. Желто-белый гигант начинает расширяться и сжиматься. О спутниках Альбальдаха практически ничего не известно. Природа этих звезд еще не раскрыта.

Гамма Стрельца

созвездие стрелец фото

Созвездие Стрельца включает в себя еще множество звезд-гигантов. Однако далеко не все из них хорошо видны невооруженным глазом. Но только не Альнасл. Эта звезда находится от солнечной системы на расстоянии 96 световых лет.

Гамма Стрельца хорошо видна на небе в безлунные ночи. Поэтому она известна ученым еще с глубокой древности. Уникальна она еще и тем, что имеет не одно, а два арабских названия. Первое - «Альнасл», что переводится как «наконечник стрелы». Второе имя звезды, «Нушбада», как ни странно, имеет то же значение.

По физическим характеристикам Альнасл – оранжевый гигант. Температура его поверхности приблизительно равна 4760 кельвинов. Есть ли у звезды спутники планеты, как у нашего Солнца, не установлено. Пока никаких признаков их наличия не обнаружено.

Звезда Сефдар – эта Стрельца

Это двойная звезда, она находится на расстоянии от Солнца приблизительно в 146 световых лет. Эта Стрельца имеет два названия: арабское "Сефдар" («неистовый воин») и латинское "Ира Фурорис" («Пламенеющая ярость»). До 1928 года она входила в созвездие Телескоп. Позже, когда были пересмотрены границы, ее отнесли к Стрельцу.

Созвездие, как я понял, находится на самом горизонте, если смотреть на юг. На югах поднимается выше, в средних широтах выступает меньше, а на севере почти не выступает. Как-то так
Интерес мир космоса где находится Созвездие Стрельца. Где много звезд и других космических объектов. Главное это мой знак моего рождения.