Образ и характеристика Ярославны

На Руси было очень много князей, потомков Рюрика. Как правило, все они были многодетны. У Владимира Красно Солнышко было 12 детей, у его сына Ярослава Мудрого – 10, у Юрия Долгорукого - 11. Сложно не запутаться в них, и уж точно невозможно запомнить их жен (если ты не профессионал и не занимаешься этим вопросом специально).

Ярославна – реально существовавшее лицо

В правящих династиях России есть громкие женские имена. Были они и в Древней Руси – кто не знает княгиню Ольгу или Ярославну? Первая из них правила страной, а вторая получила широкую известность как верная, любящая жена.

характеристика ярославны

Образ Ярославны, реально существовавшего исторического лица, был воспет в произведении «Слово о полку Игореве». Он получился настолько ярким, что захватил воображение не одного художника, скульптора, поэта и композитора. Сама героиня произведения в реальной жизни была довольно родовита – ее мать Ольга Юрьевна, княжна Суздальская, была дочерью великого князя Киевского, основателя Москвы – Долгорукого.

Прекрасная родословная

Отец Ярослав Владимирович (Владимиркович) был довольно яркой личностью, и прозвище имел Осмомысл – владеющий восемью умами, то есть очень умный. Можно сказать, что Ярославна – девушка из знатной семьи. В жилах ее текла кровь Рюрика – это первая характеристика Ярославны. Хотя в «Слове» отец показан не совсем положительным героем, а, скорее, семейным деспотом и мерзавцем. Происхождения Осмомысл был самого знатного - его мать была дочерью Кальмана Книжника – венгерского короля из рода Арпадов. Звали ее Софья Венгерская. Отец Осмомысла – Галицкий князь Владимир Володарьевич - женил сына на Ярославне, ознаменовав этим браком союз с Юрием Долгоруким в борьбе против князя Киевского Изяслава Мстиславовича.

Второе рождение Ярославны

образ ярославны

Брак был династическим, но удачным, образ Ярославны стал символом любящей и любимой жены. Надо отметить, что по отцовской линии наша героиня была в родстве и с византийскими императорами. Несмотря на популярность образа, ни точных дат рождения и смерти Ярославны, ни сведений о том, была ли она второй женой Игоря (его дети в таком случае приходились ей пасынками), не имеется. Оспаривается и имя княгини. Собственно, не биография Ярославны сделала ее известной. Прославилась она силой своей тоски по мужу, попавшему в плен к половцам, своим «плачем» по нему, ставшим важнейшим элементом всего поэтического строя литературного памятника «Слово о полку Игореве», первое издание которого было выпущено в 1800 году.

Поэтическая вершина произведения

Безусловно, в самом произведении плач Ярославны - поэтическая вершина. Он настолько потряс современников, что существуют утверждения о принадлежности самого плача другому автору. Князь Игорь со всей его мукой и стыдом («О, дайте мне свободу, я свой позор сумею искупить…"), отошел на второй план. Его жена стала главной героиней произведения – это тоже характеристика Ярославны. Сила женской любви не раз, и это отражено в литературе, спасала героев от гибели и возвращала к родному очагу. Об этом очень хорошо сказал Павел Антокольский в стихотворении «Ярославна»: «Есть у женщин такое право: в половодьях любой непогоды быть надежною переправой через беды и через годы…». Охранная сила женской любви, как и сама любовь - это самое большое чудо на свете, о чем тоже написаны миллионы книг. А если к этой силе добавить еще и помощь языческих богов - положительный результат обеспечен.

описание ярославны

Во многих статьях отмечается тот факт, что Новгород-Северская княгиня была ведуньей. И с этими сведениями характеристика Ярославны обретает новый штрих. Она на самой высокой площадке стены Путивль-града не лила слезы по усопшему, а обращалась за помощью и с упреком к языческим богам, под защитой которых Русь жила столетиями. Крещение случилось на тот момент совсем недавно (1185 год - поход Игоря, 988 год – Русь приняла христианство). Язычество живет в нас до сих пор.

О князе известно все

Игорь вернулся, и даже предпринял еще один поход на половцев. Он, родившийся в 1151 году, дожил до 1202 года (вполне приличный срок по тем меркам), стал князем Черниговским и был похоронен рядом со своим дядей – князем Игорем - в Спасо-Преображенском соборе города Чернигова. О Ярославне – ни слова.

как звали ярославну
У историка Татищева Василия Никитича есть описание встречи супругов после побега Игоря из плена. Но нет никаких данных, подтверждающих этот факт документально. Татищев упоминает и то, как звали Ярославну – Ефросинья. Но другие историки утверждают, что это церковное имя ее матери.

Собирательный образ русской женщины

Но не для славы в веках колдовала Ярославна. Она хотела вернуть себе любимого человека, а стране - защитника. Тем и прославилась. Есть десятки картин, изображающих красавицу-княгиню в самый кульминационный момент ее жизни, когда сама природа проникается ее горем и спешит помочь ей. Многие поэты, начиная с Г. Р. Державина, обращались к ее образу. Однако точное описание Ярославны отсутствует. Молодая жена князя – и все. На всех полотнах художников Ярославна - красавица. Так, наверное, оно и было. Да и сам образ собирательный. О возможностях русских женщин еще до Некрасова говорилось в русских былинах, в том числе датированных XII веком, как и «Слово».

Богата Россия героинями

Былина «Авдотья Рязаночка» повествует о том, как молодая женщина из разоренной и сожженной Рязани отправилась к Бахмету турецкому с просьбой освободить плененных жителей города. Преодолев все немыслимые трудности пути, она добралась до Бахмета, который, будучи стариком, повидавшим многое, был настолько потрясен ее подвигом, что не только отпустил пленных, но и выдал денег из казны на восстановление порушенной Рязани. Авдотья город восстановила. В то же время жила и Феврония Муромская, прославившаяся своей любовью к мужу и причисленная вместе с ним к лику святых.

биография ярославны

Очевидно, характеристика Ярославны содержит в себе черты всех русских женщин – и тех, кто «коня на скаку остановят», и тех, что поедут за мужьями в ссылку. Образ русской княгини не вызывал широкого интереса у публики, потому как не был никому известен вплоть до опубликования произведения в 1800 году. Потом произошел всплеск интереса к этой реально существовавшей женщине, но биография Ярославны с точными датами рождения, крещения, смерти уже была недоступна. Осталось известным только то, что связывало ее с мужем.

Статья закончилась. Вопросы остались?
Комментарии 0
Подписаться
Я хочу получать
Правила публикации
Редактирование комментария возможно в течении пяти минут после его создания, либо до момента появления ответа на данный комментарий.