Планограмма - это инструмент, способствующий повышению уровня продаж товара

Маркетинг Советы по маркетингу

Если присмотреться внимательно к витринам магазинов, можно заметить, что вся продукция выложена в торговом зале в определенном порядке. Правильно расположенный товар соответствует таким основным характеристикам:

- данная позиция должна легко находиться покупателем на прилавке;

- товар обязан быть заметным, он должен выделяться среди аналогичных позиций;

- товар должен продвигать не только себя, но и новые или сопутствующие продукты той же торговой марки.

Продажа определенного товара в любом магазине контролируется представителями дистрибьютора. Специалисты, определяющие полноту представленного ассортимента на полках, правильность его расположения и оценивающие продажи данного продукта, называются мерчендайзерами. Основным инструментом такого профессионала является планограмма.

планограмма товара

Что представляет собой планограмма

Планограмма - это один из основных инструментов продвижения продукта на рынке. Она представляет собой рисунок, график расположения товаров на прилавке, в холодильной витрине, на полке магазина. С помощью нее представитель торговой фирмы смотрит, правильно ли выложены товары, соответствует ли ассортимент заданной торговой марке, какое количество площади занято под тот или иной продукт. Планограмма - это обычно флаер с фотографиями правильного расположения продукции. Каждый мерчендайзер, войдя в магазин, имеет право зайти за прилавок и переставить товар в соответствии с актуальной на данный момент планограммой.

Как разрабатывается планограмма

Планограмма товара разрабатывается по заказу фирмы-производителя или же по заявке владельца торговой марки. При этом учитываются такие основные факторы:

- текущий спрос на топовые позиции данной торговой марки;

- наличие необходимого минимума товарного продукта в этой торговой точке;

- действующие или ожидаемые акции и распродажи;

- присоединение к основному продукту сопутствующего товара с целью поднять продажи последнего;

- вхождение в ассортимент нового товара или товара с ограниченным запасом выпуска/лимитированного с целью ознакомить покупателя с новинками.

Все эти вопросы прорабатываются специалистами отделов продаж крупных компаний, и на основании этих разработок появляется планограмма. Пример простой схемы расположения продуктов питания в супермаркете показан на рисунке.

планограмма это

Как работает планограмма

После разработки планограммы в виде флаеров предоставляются оптовым и закупочным фирмам, которые занимаются доставкой товара в места реализации. Они раздаются торговым отделам фирм-дистрибьюторов, а те предоставляют планограммы мерчендайзерам и торговым агентам. Именно эти работники отделов продаж обязаны контролировать расположение товаров данного бренда в торговых точках. Любая планограмма - это главный ориентир коммерческих отделов супермаркетов, менеджеров и управляющих розничными магазинами. Именно на них лежит ответственность за соблюдение правильности выкладки товара по планограмме. Если продукт выложен правильно, соблюдается его ротация, и регулярно пополняется необходимый товарный запас, то продажи данной продукции повышаются.

планограмма пример

Санкции за несоблюдение планограммы

При заключении договора поставки продукции обязательным условием является соблюдение планограмм при выкладке товара. За выполнение этого условия покупателю начисляются бонусы в виде бесплатного акционного товара или денежного вознаграждения. Планограмма - это уверенный аргумент в переговорах с магазинами. Если в торговой точке не выполняются требования поставщика, не соблюдаются правила выкладки товара по планограмме, если не допускаются мерчендайзеры к торговым полкам, поставщик вправе не выплачивать бонусное вознаграждение, а в дальнейшем имеет право разорвать договор и вовсе прекратить поставлять товар в магазин.

  • Подписаться
  • Поделиться
  • Рассказать
  • Рекоммендовать

Похожие статьи