Археологические памятники России и мира. Типы археологических памятников

Археологические памятники - это недвижимые немые свидетели прошлых эпох. Они отражают деятельность человека, жившего в те времена, когда был сооружен тот или иной исторический объект. Ученые все памятники делят на группы в зависимости от того, для каких целей предназначалось сооружение.

Виды археологических памятников

Сразу необходимо сделать оговорку - классификация является условной. В различных источниках классификации составлены по разным основаниям и могут значительно отличаться друг от друга.

археологические памятники

• Погребальные памятники включают в себя курганы, грунтовые могильники, некрополи, кенотафы, мемориальные комплексы и многие другие сооружения. Перечисленные археологические памятники имеют много разновидностей. Изучая их, ученым удается восстановить традиции народов, их верования. Надо сказать, что курганы, являющиеся местом захоронения людей - это наиболее распространенные археологические памятники на территории России, особенно в ее степных и лесостепных районах.
  • Поселенческие памятники, такие как городища, стоянки, пещеры, производственные мастерские, шахты, дороги, системы водоснабжения отражают повседневный быт человека и несут ценнейшие сведения об укладе жизни людей определенной эпохи. Описания жилищ людей, полученные по результатам раскопок, иногда очень отличаются друг от друга. Обустройство мест, где проживал человек, зависело от длительности его пребывания в данном месте, основного вида деятельности, принадлежности к определенному сословию и многих других факторов.
  • Культовые памятники дают представление о ритуалах, совершаемых в храмах, святилищах и других почитаемых человеком местах. К этому виду памятников можно отнести каменные изваяния, которые существуют во всех уголках планеты. Иногда они являлись составной частью мемориальных комплексов, но в некоторых случаях выполняли самостоятельную роль при совершении определенных обрядов.
  • Памятники первобытного искусства представляют собой наскальные рисунки, графику, скульптуру. Эти виды археологических памятников встречаются на всех континентах планеты. Отличаются они лишь содержанием, способом выполнения. А это зависело от эпохи создания рисунков, места проживания человека, его духовной культуры. Отличительной чертой памятников такого вида является то, что они находятся на поверхности земли, и специальных работ, связанных с их открытием, проводить не нужно.
  • Пещерные памятники представляют собой большую историческую ценность. Это связано с тем, что человек довольно продолжительное время использовал пещеры в качестве жилища или укрытия от опасностей. Затем в них стали проводиться культовые обряды. Памятники, найденные в пещерах, несут богатую информацию о жизни человека в глубоком прошлом.
  • К особой группе памятников можно отнести случайные находки, затонувшие корабли, города, клады и другие объекты. По ним тоже можно восстановить историческое прошлое людей.

Следы деятельности человека, жившего десятки, сотни и тысячи лет назад, объективно существуют, это неоспоримый факт. Одни из таких археологических памятников хорошо известны ученым, широкой общественности, они используются современным человеком с определенными целями. О других же артефактах человечеству еще только предстоит узнать. В связи с этим виды археологических памятников подразделяются на известные и неизвестные. Первый вид памятников изучается, охраняется законом того государства, где он расположен, и тем самым в какой-то мере защищен от уничтожения. О втором виде памятников, которые наверняка существуют, человечество еще ничего не знает, пока они скрыты от нас.

Эпоха первобытного человека

Археологические памятники первобытной эпохи указывают на то, что жизнь человека главным образом зависела от климатических условий, в которых он обитал. Так, например, около 35-40 тысячелетий назад значительная часть территории современной европейской части России находилась в зоне наступления ледника.

археологические памятники россии

Основным видом деятельности человека в этот период была охота, так как в приледниковой зоне и южнее ее водилось огромное количество животных. Они давали не только одежду и пищу, но и кров. Историками найдены остатки жилищ, где опорные столбы, основания построек, их каркасы выполнены из костей крупных животных. Мамонты, олени, пещерные львы, шерстистые носороги и многие другие виды животных были объектом охоты древнего человека.

При строительстве жилища нужно было кости надежно скреплять между собой, для этого приходилось в них делать отверстия и пазы. Покрывали такие сооружения теплыми шкурами животных. Чаще всего жилища были круглой формы, с конической крышей.

Найдены также захоронения людей - ценнейшие археологические памятники первобытной эпохи. Находки свидетельствуют о том, что камень и кости животных были основными материалами, из которых изготавливались орудия труда, оружие и украшения древнего человека. С изменением климатических условий менялся животный и растительный мир, а также виды деятельности людей. Основными местами их обитания были поймы рек, прибрежные территории водоемов. Именно здесь ученые постоянно находят археологические памятники, которые помогают изучить образ жизни первобытного человека.

Но чтобы получить полное представление об эволюции человека, ученым приходится изучать большой объем исторического материала. При грамотном ведении раскопок историкам очень часто на месте работы удается найти археологические памятники, принадлежащие к разным эпохам развития жизни человека. Именно такие находки для ученых являются наиболее ценными.

Каменный век

Археологические памятники каменного века позволяют сделать вывод о том, что к концу этого периода человек уже занимал большие территории, и места его обитания были расположены в разных уголках Земли. Расселение людей связано с потеплением климата, отступлением ледника. Изменился растительный и животный мир - появились хвойные леса, заселенные разными видами животных. Большое количество мелких и крупных водоемов, где водилась рыба, дало толчок к освоению рыболовства. Да и охота на лесных животных уже отличалась от той, что была прежде. Орудия труда и оружие, найденное в местах проживания людей, хотя и было изготовлено из камня, но имело более совершенные формы и способы обработки материала.

археологические памятники самарской области

Археологические памятники каменного века указывают также на то, что у людей появляются зачатки религиозной культуры, отдельных видов искусства. Меняется общественный уклад жизни. Археологические памятники каменного века России найдены практически на территории всей страны. Наиболее изучены памятники, обнаруженные на территории современной Калининградской, Московской, Калужской, Тверской областей, Уссурийского края и некоторых других мест.

Путеводитель в прошлое

Для удобства работы ученых и внесения определенного порядка в данную сферу деятельности все археологические памятники мира регистрируются и вносятся в специальный список. В указателе отмечается принадлежность находки к определенной эпохе. Кроме того, в нем указываются типы археологических памятников, приводится их описание с перечнем основных находок. Определяется степень разрушения на момент обнаружения исторического объекта. Для ученых очень важным является указание точного места нахождения памятника.

типы археологических памятников

В подобных указателях можно найти сведения о том, в каких коллекциях и музеях мира хранятся объекты, найденные на местах раскопок. Любой интересующийся человек имеет возможность ознакомиться со списком литературы, где дается наиболее полное и достоверное описание археологических памятников, история его обнаружения, хода работ, связанных с раскопками. Это могут быть литературные, архивные, научные источники.

Отличным дополнением к списку-справочнику являются археологические карты, которые, кроме всего прочего, позволяют увидеть, какие места на Земле еще мало изучены историками.

Путеводители по местам раскопок имеются и в каждой отдельной стране. Археологические памятники на территории России тоже внесены в специальный список, который редактируется по мере появления новых сведений, предоставляемых учеными.

Археологические памятники России

Археологические находки на территории России не являются редкостью. Многие из них имеют мировое значение, заставляя ученых изменить сложившееся представление о ходе развития и существования различных цивилизаций.

Так, например, в Хакасии, в долине Белого Июса, в 1982 году было вскрыто древнее святилище. Обнаруженное здесь сооружение напоминало обсерваторию. После изучения находки археологи пришли к выводу, что еще во времена бронзового века люди, жившие на территории современной Сибири, умели пользоваться календарем и с поразительной точностью определять время.

археологические памятники первобытной эпохи

Еще больше удивляет находка в районе Ачинска. Жезлу из кости мамонта с нанесенным на него своеобразным рисунком не менее 18 тысяч лет. Ученые уверены, что этот предмет также является своеобразным лунно-солнечным календарем. Отсюда можно предположить о существовании еще более древних цивилизаций, чем Шумерская, Египетская, Индусская, Персидская, Китайская.

В верховьях Енисея, на Алтае, находится известный среди археологов курган Аржан. Интересно то, что правила его возведения и обустройства совпадают с теми, по которым были построены погребальные сооружения в других регионах и в другое время.
На территории Средней Азии, в южных частях Сибири, на Кавказе, в Крыму археологами обнаружены остатки оросительных систем, дорог, мест выплавки металла.
Археологические памятники России расположены по всей территории государства. Сибирь, Дальний Восток, Европейская часть страны, Урал, Кавказ, Алтай - те регионы, где были обнаружены уникальные исторические находки. Во многих из этих областей раскопки ведутся и сегодня.

Территория древнего Урала

Археологические памятники Урала по праву можно назвать знаменитыми. О существовании древних поселений в этих местах историки говорили еще несколько веков назад. Но лишь в 1987 году специальной экспедицией было найдено укрепленное поселение Аркаим. Он находится на территории Южного Урала, между верхним течением рек Тобол и Урал.

Экспедиция была назначена по причине планирования строительства в этих местах крупного водохранилища. Отряд археологов состоял из двух ученых, нескольких студентов и школьников. Никто из руководства и членов экспедиции и не подозревал о возможности существования уникального исторического памятника в степных районах Уральского региона. Характерные формы рельефа были замечены случайно.

Вокруг древнего городища ученые обнаружили еще 21 древнее поселение, что говорит о существовании своеобразной страны городов. Кроме того, эта находка еще раз доказывает, что археологические памятники Урала действительно уникальны.

В этих же местах ученые нашли поселения людей, которые жили здесь 8-9 тысяч лет назад. Среди прочих находок обнаружены останки домашних животных. Это говорит о том, что уже тогда человек занимался их разведением.

Огорчает лишь то, что раскопки велись небрежно, с нарушением общепринятых норм и правил. По этой причине часть древнего поселения уничтожена. Такое отношение к истории можно квалифицировать как преступление. Охрана археологических памятников должна осуществляться на государственном уровне.

История находки Аркаима имела продолжение. По плану строительства водохранилища вся территория, где расположен исторический памятник, должна была уйти под воду. Однако благодаря активной деятельности некоторых представителей общественности и ученых уникальный объект удалось отстоять.

В 1992 году вся площадь, на которой расположен Аркаим, отошла к Ильменскому государственному заповеднику, став его филиалом. К настоящему времени проведено полное исследование памятника. Для этого использовался не только метод раскопок, но и другие современные научные методы изучения материала.

На месте архитектурного памятника обнаружены останки человека и животных. Стало известно, что уже тогда лошади использовались в качестве средства передвижения человека. Обнаружена сбруя, инструменты, используемые для ее изготовления.

Гончарные принадлежности и глиняная посуда - еще одно свидетельство, которое говорит о новом уровне развития ремесел. Наконечники стрел, металлические детали орудий труда свидетельствуют об этом же.

Самым удивительным для современного человека может показаться то, что в городище была обнаружена система канализации и водопровод.

Самара и ее далекое прошлое

Археологические памятники Самарской области необычайно разнообразны по своему типу и принадлежности той или иной эпохе. Это объясняется тем, что территория современной Самары была заселена людьми еще 100 тысяч лет тому назад. Человека привлекали благоприятные природные условия, которые свойственны степной и лесостепной полосе.

Сегодня ученым известно около двух тысяч древнейших памятников, которые были обнаружены в регионе. Одни из них существуют и сегодня, другие исчезли по причине воздействия на них сил природы или в результате хозяйственной деятельности человека. Есть немало памятников, о существовании которых известно, но археологические работы для их изучения еще не начаты. Кроме того, надо помнить, что раскопки памятника рано или поздно приведут к его разрушению. Это происходит и в момент проведения работ и после их окончания, когда древнейшие сооружения становятся подвержены воздействию внешней среды. Поэтому решение о необходимости ведения раскопок должно быть взвешенным и обдуманным.
Археологические памятники Самарской области включают стоянки древнего человека, селища и городища, которые возводились людьми в более поздние эпохи. Рудники, шахты, где добывались полезные ископаемые для производства орудий труда и военных доспехов, тоже являются ценными источниками информации о хозяйственной деятельности наших предков.

археологические памятники на территории россии

Курганные и бескурганные могильники - это разные типы археологических памятников. Они тоже в большом количестве имеются на территории Самары. Благодаря находкам, содержащимся в могильниках, был восстановлен облик человека, проживавшего здесь, выявлен вид его деятельности, изучен уровень развития культуры и искусства. Ученым даже удалось установить принадлежность людей к определенной национальности.

Богатое историческое прошлое Казахстана

Археологические памятники Казахстана тоже являются источником богатейшей информации о расселении людей на территории страны. Учитывая то, что в древнейшие времена отсутствовала письменность, памятники можно считать чуть ли не единственными свидетельствами прошлого.

археологические памятники каменного века

Один из самых знаменитых мемориальных комплексов - Бесшатырский курган - находится на территории современного Казахстана. Сооружение поражает своим размахом - в его состав входит 31 могильник. Размер диаметра самого большого из них составляет 104 метра, а высота - 17 метров. Подобные сооружения имеются и в других частях страны.

Племена саков

Народы, принадлежащие к восточной ветви скифских кочевых и полукочевых племен, получили собирательное название - саки. В первом тысячелетии до нашей эры они населяли современные территории Средней Азии, Казахстана, южных районов Сибири, побережье Аральского моря.

Археологические памятники саков открыли для потомков их образ жизни, развитие уровня культуры, традиции. Могильные курганы сосредоточены главным образом в местах зимних стоянок племен. Это те места, которыми саки особенно дорожили.
Раскопки, проведенные в разных местах обитания народов, позволили сделать вывод о том, что главным видом хозяйственной деятельности сакских народов было кочевое, полукочевое и оседлое скотоводство. Племена разводили овец, верблюдов, лошадей. По материалам, полученным в ходе раскопок, удалось даже установить, какие породы животных разводили саки.

Кроме того, установлено, что народы, принадлежавшие племенам, делились на категории - жрецы, воины и общинники. Из числа воинов выбирался царь, который являлся правителем племен, объединявшихся в союзы.

Среди самых значимых для науки сакских археологических памятников - такие как могильники Иссык, Уйгарак, Тегискен. Бесшатырский и Чиликтинские курганы известны далеко за пределами Казахстана, России и стран СНГ.

При раскопках кургана Иссык были найдены останки человека, вместе с которым в могильной камере находилось богатое снаряжение и много других предметов быта. Среди них ученые насчитали около четырех тысяч изделий из золота. Это, скорее всего, говорит о высоком положении человека, который здесь покоился, и о том, что люди верили в существование загробной жизни.

Охрана археологических памятников

Ученые и общественные деятели некоторых стран уже на протяжении многих лет бьют тревогу по поводу незаконного посещения артефактов и нанесения им существенного вреда. Благодаря активной деятельности этих людей составлен список археологических памятников, которые наиболее часто подвергаются разорению.
Эти исторические реликвии находятся в Краснодарском и Приморском крае, Перми, Карачаево-Черкесии, Астраханской и Пензенской области, Кисловодске и многих других регионах России. Всего в этом печальном списке наличествует около шестидесяти памятников, чья судьба во многом зависит и от руководства страны, и от простых ее граждан.