Образ мятежной души в романтической лирике Лермонтова. Произведения М. Ю. Лермонтова

Русская литература первой трети 19-го века, по преимуществу, романтическая. Читатели были увлечены Байроном и Шиллером, Гете и Вальтером Скоттом, Жуковским и Бестужевым-Марлинским. Отдавая дань новым веяниям, в этом ключе творят ранний Пушкин, молодой Рылеев. Гармонично вписался в литературное течение и юный Лермонтов. Однако именно ему выпала особая честь преодолеть штампы и стереотипы и создать принципиально новый – лермонтовский – романтизм.

Почему «не Байрон»

образ мятежной души в романтической лирике Лермонтова
Образ мятежной души в романтической лирике Лермонтова стоит особняком среди близких по тематике литературных персонажей и художественным средствам их раскрытия. В своем программном стихотворении, сравнивая себя с основоположником английского и европейского романтизма Байроном, молодой поэт подчеркивает, что у него душа «русская». И потому все, что попадает в поле зрения лирического героя, окрашено национальным русским колоритом, переносится на отечественную почву. Нет, конечно, образ мятежной души в романтической лирике Лермонтова достаточно родственен байроновской, недаром поэт употребляет сопоставительное сравнение: «как он, гонимый миром странник…». Однако это все, что объединяет героев. Потому что злая, часто напыщенная разочарованность персонажей байроновской лирики, их устремленность к экзотическим странам и роковым страстям кажутся ненастоящими, как игра актеров провинциальных театров. Образ мятежной души в романтической лирике Лермонтова иной.

Бездна между героем и «миром»

По масштабности и глубине переживаний он сравним, пожалуй, с безбрежной бездной океана – непостижимого, загадочного, «угрюмого». Гипербола вообще свойственна поэзии Михаила Юрьевича. Тем более она уместна, когда речь идет о наиболее важных, значимых для автора вещах. Поэт никогда не будет понят толпой, не будет для нее открыт, ибо слишком велик. Потому образ мятежной души в романтической лирике Лермонтова всегда трагичен. Он одиночка, обреченный своим талантом на духовный вакуум. Только Создатель, Творец равновелик Поэту. Только Он или сам автор могут донести до остальных мысли, чувства, идеалы лирического героя. Но таким образом проблема духовного одиночества творческой личности в мире среднестатистических людей, «самолюбивых посредственностей» ставится еще острее. Именно ей посвящает многие стихи М. Лермонтов.

стихи М. Лермонтов

«Одинок я…»

Продолжая тему одиночества как одну из магистральных в романтическом направлении, рассмотрим еще в нескольких примерах ее проекцию на лермонтовскую лирику. Жизнь Михаила Юрьевича – бесконечные скитания, а он сам – странник, «дубовый листок», срываемый с места чуждыми внешними силами. Не о том ли повествуют его стихи? М. Лермонтов много пишет на тему свободы/несвободы, под которыми он понимает не только отсутствие внешних оков, но и возможность творческой личности жить, как считает нужным. У поэта этой свободы не было. Ссылка сменялась ссылкой, одни цензурные ограничения другими, гонения – гонениями. Потому так часто возникает в его лирике мотив плена, заключения, тюрьмы. Узник, томящийся за решеткой, с тоской глядящий в далекое небо, на просторы – сам поэт, Лермонтов. Цитаты произведений на слуху, не правда ли? «Одинок я – нет отрады…», «Молча сижу под окошком темницы…» и многие другие.

Лермонтов цитаты

Особенности лермонтовского романтизма

И даже в тех лирических миниатюрах, которые, казалось бы, далеки от социальной проблематики, трагическая нотка тоски и безысходности перед неумолимостью Рока, олицетворенного русским самодержавием, звучит отчетливо и ясно. Помните знаменитое: «Тучки небесные,/вечные странники…»)? Что там пишет Лермонтов (цитаты): «Мчитесь вы,/будто как я же,/изгнанники…» И далее перечисляет причины, которые срывают с «милого севера» бегущие облака. Согласитесь, они соответствуют более нашему беспокойному людскому племени, нежели «вечно свободным» и «вечно холодным» равнодушным тучам. И ведь это ему, Лермонтову, постоянно мешали и открытая злоба света, и тайная зависть недругов, и «судьбы решение» в лице правительства. Потому романтическая традиция противопоставления личности и мира приобретает в творчестве Михаила Юрьевича иную, чем в европейской литературе, трактовку.

темы поэзии Лермонтова

Жизнь есть борьба

Темы поэзии Лермонтова разнообразны и разноплановы. Это и патриотическая лирика, и любовная, и социально-политическая, гражданская, философская, поэта и поэзии. Но в первую очередь это лирика протеста, борьбы, непримиримости, мятежного душевного беспокойства. Лирический герой поэта не может быть умиротворен, спокоен, безмятежен по определению – ну, не его это, не его! Какое стихотворение вспоминается вам при упоминании фамилии Лермонтов? «Белеет парус», правда? И не только потому, что его одним из первых мы учим в школе. Одинокий хрупкий парус, потрепанный бурями, но отважно и дерзко направляющий свой путь против течения, жаждущий борьбы и в ней видящий смысл жизни – таков Михаил Юрьевич, каким мы знаем его по стихотворениям, поэмам, драмам, из воспоминаний современников. Подтверждают эту мысль такие произведения М. Лермонтова, как, например, «Кинжал», «Печально я гляжу…», «И скучно, и грустно…», «Поэт».

Лермонтов «Белеет парус»

Поэт и поэзия

Образ кинжала, неизменного атрибута романтической поэзии, присутствует и в лирике Лермонтова. И если в одноименном стихотворении он обозначает действительно холодное оружие, олицетворяет воинственность и вольнолюбие не только горских народов, но и лирического героя («Люблю тебя,/булатный мой кинжал»), то в «Поэте» Михаил Юрьевич вновь прибегает к приему аналогии. Он сравнивает поэзию, творчество Поэта с обоюдоострым клинком. Некогда мысль Поэта, его вдохновенные образы пленяли народ, поднимали боевой дух, воспламеняли на битву за высокие идеалы. Но так было когда-то. А потом поэзия, искусство отошли на второй план, сдали воспитательные позиции, отказались идти в духовном авангарде. Поэзия променяла свое грозное, беспокойное, но такое важное первенство на спокойствие, равнодушие, лень. Она стала бесполезной, развлекательной, как и кинжал, золотой игрушкой висящий на стене. Романтический бунтарский дух Лермонтова не может смириться с подобным положением дел. Он с горечью восклицает: проснется ли «осмеянный пророк», осмелится ли возвратить себе былую власть над умами и душами, снова стать глашатаем «истин вековых» или так и почит в духовной, нравственной спячке, равноценной смерти.

Любовная и философская лирика

произведения М. Лермонтова
Романтический герой, как правило, несчастлив в любви. Она либо неразделенная, либо влюбленных разлучают непреодолимые препятствия. У Лермонтова эта тема раскрыта гораздо глубже. Поэт не только непонимаем толпой – в любви его также преследует разочарование. «Мне грустно от того,/что весело тебе…», «Я не унижусь пред тобой…» - вот наиболее характерные примеры личных взаимоотношений лирического героя и адресатов его любовной лирики. Одинокая сосна, грезящая о красавице-пальме, печальный утес, прячущий слезу и с тоской глядящий вслед убегающей тучке – все это Лермонтов. Ему «скучно и грустно», «некому руку подать», он один «выходит на дорогу». Замкнутый в себе, постоянно рефлексирующий, находящийся во враждебном окружении света, поэт не находит родственной, дорогой души. Гордый, непокорный Демон, вечный страдалец и скиталец, посмевший восстать один против всех.

Мцыри – любимый идеал поэта

романтический образ Мцыри
И еще одна мятежная, беспокойная душа привлекает наше внимание в творчестве Лермонтова. Это Мцыри, любимый его герой. Гордый, независимый, несломленный судьбой, непокорный и свободный, отдавший всего себя единственной мечте и страсти – обрести волю и родину, узнать, «для воли иль тюрьмы» рождается человек на свет. Для жизни свободной и яркой, полной осознанного действия – в этом уверен поэт и передает свою уверенность нам, своим читателям!

Статья закончилась. Вопросы остались?
Комментарии 0
Подписаться
Я хочу получать
Правила публикации
Редактирование комментария возможно в течении пяти минут после его создания, либо до момента появления ответа на данный комментарий.