Скульптуры эпохи Возрождения: фото и описание

Начало эпохи Возрождения приходится на первую четверть XIV века. На протяжении трех последующих столетий культура Ренессанса развивалась бурными темпами и только в последние десятилетия XVI века наметился ее упадок. Отличительный признак эпохи Возрождения в том, что культура во всех своих ипостасях носила светский характер, при этом в ней доминировал антропоцентризм, то есть на первом плане находились человек, его интересы и деятельность как основа существования. В период расцвета Ренессанса в европейском обществе наблюдался интерес к античности. Наиболее заметным проявлением ренессансной культуры стал стиль "Возрождение" в архитектуре. Основы зодчества, формировавшиеся веками, обновлялись, зачастую принимая неожиданные формы.

скульптуры эпохи возрождения

Ренессанс в архитектуре

Скульптуры эпохи Возрождения первоначально никак не о себе не заявляли. Их роль сводилась к убранству архитектурных ордеров: барельефы на карнизах, капителях, фризах и порталах. Начало Ренессанса характеризовалось влиянием романского стиля на оформление архитектурных сооружений, а поскольку этот стиль неразрывно связан с настенными изображениями, то скульптуры долгое время использовалась преимущественно для украшений фасадов. Таким образом, возник стиль "Возрождение" в архитектуре, единение классических контуров с новой эстетикой. В период Ренессанса фасады домов облагораживались скульптурными композициями. Живопись и скульптура эпохи Возрождения стали неотъемлемой частью архитектурных сооружений. Художественные фрески размещались среди изваяний из мрамора и бронзы.

Архитектура Высокого Возрождения

Появление Ренессанса в культурных сферах в первую очередь затронуло зодчество. Архитектура Высокого Возрождения получила свое развитие в Риме, где на фоне предшествующего периода стал складываться общенациональный стиль. В постройках появились величественность, сдержанное благородство и признаки монументальности. Дома в Риме стали строить по принципу центрально-осевой симметрии. Основоположником нового стиля являлся Донато д'Анджело Браманте, талантливый архитектор, создавший Собор Святого Петра в Ватикане.

скульптура высокого возрождения

Взаимодействие стилей

Со временем скульптуры эпохи Возрождения стали принимать все более самостоятельные формы. Начало таким изображениям положил итальянский ваятель Вилиджельмо, который, создавая рельефы для собора в Модене, значительно углубил изображения скульптурной группы на стене, и, таким образом, возникло самостоятельное произведение искусства, связанное со стеной только опосредовано. Цельное скульптурное изображение опиралось на стену, но не более того. Появилась динамическая ритмика, расположение статуй между контрфорсами добавляло впечатления независимости от окружающей среды. Архитектурные постройки и скульптуры Возрождения все больше отдалялись, не теряя взаимосвязи. При этом они органично дополняли друг друга.

Затем скульптуры эпохи Возрождения и вовсе отделились от плоскости стены. Это был закономерный процесс поиска нового. Постепенное освобождение пластических форм от архитектурной плоскости закончилось появлением нескольких направлений самостоятельного скульптурного искусства.

Знаменитые ваятели эпохи Ренессанса

В исторический период, который назывался "Возрождение", скульптура получила статус высокого искусства. Историческое значение обрели XVI ваятелей европейского происхождения, а именно:

  • Андреа Верроккьо;
  • Бесерра Гаспар;
  • Нанни ди Банко;
  • Башелье Николя;
  • Санти Гуччи;
  • Никколо ди Донателло;
  • Джамболонья;
  • Дезидерио да Сеттиньяно;
  • Якопо делла Кверча;
  • Арнольфо ди Камбио;
  • Микеланджело Буонаротти;
  • Ян Пфистер;
  • Лука Делла Роббиа;
  • Андреа Сансовино;
  • Бенвенуто Челлини;
  • Доменико Фанчелли.

Наиболее известные скульпторы эпохи Ренессанса - это:

  • Микеланджело Буонаротти;
  • Донателло;
  • Бенвенуто Челлини.

    стиль возрождение в архитектуре

Самые значимые скульптуры эпохи Возрождения вышли из-под резца этих непревзойденных мастеров.

Знаменитый флорентиец

Никколо ди Бетто Барди Донателло, основоположник скульптурного портрета, считается самым реалистичным ваятелем своего времени, отвергающим надуманные "красивости" в изобразительном искусстве. Наряду с реалистическим стилем он в совершенстве владел канонической классикой. Одним из шедевров Донателло является деревянная статуя Магдалины (1434 год, Флорентийский баптистерий). Исхудавшая длинноволосая старуха изображена с пугающей достоверностью. Тяготы жизни отражены на изможденном лице отшельницы.

Еще одна скульптура работы великого мастера - "Царь Давид", которая находится на фасаде башни Джотто во Флоренции. Статуя из мрамора Святого Георгия продолжает библейскую тему, начатую ваятелем с изображения Святого апостола Марка также в мраморе. Из той же серии скульптура Святого Иоанна Крестителя.

С 1443 по 1453 годы Донателло прожил в Падуе, где создал конную скульптуру "Гаттамелата" с изображением кондотьера Эразмо де Нарни.

архитектура высокого возрождения

В 1453 году он вернулся в родной город Флоренцию, где и жил вплоть до своей кончины в 1466 году.

Бенвенуто Челлини

Придворный скульптор Ватикана Бенвенуто Челлини родился в 1500 году в семье мастера-краснодеревщика. Он считается последователем маньеризма - течения, отражающего стиль претенциозных форм в искусстве. Преимущественно работал с бронзовым литьем. Наиболее известные скульптуры Челлини:

  • "Нимфа Фонтенбло" - бронзовый рельеф, отлитый в 1545 году, в настоящее время находится в Парижском Лувре.
  • "Персей" - Флоренция, Лоджия Ланци.
  • Бюст Козимо Медичи - Флоренция, Барджелло.
  • "Апполон и Гиацинт" - Флоренция.
  • Бюст Биндо Альтовити - Флоренция.
  • "Распятие" - Эскориал, 1562 год.

    живопись и скульптура эпохи возрождения

Великий скульптор Бенвенуто Челлини занимался изготовлением государственной символики, наград и монетных образцов. Он, помимо всего прочего, был весьма талантливым и успешным ювелиром при Ватикане. Папа Римский заказывал Бенвенуто драгоценные украшения.

Микеланджело Буонарроти

Гениальный скульптор эпохи Возрождения, автор бессмертных творений в мраморе и бронзе Микеланджело Буонарроти родился в 1475 году в небольшом Тосканском городе Капрезе. Владеть скульптурным инструментом мальчик научился раньше, чем писать и читать. В 13 лет Микеланджело попал на обучение к художнику Гирландайо Доменико. Затем о его таланте узнал Лоренцо де Медичи, знатный флорентиец. Вельможа стал покровительствовать подростку.

В двадцатилетнем возрасте Буонарроти создал несколько скульптур для Арочного проема церкви Святого Доминика в Болонье. Затем он изваял две скульптуры ("Спящий Купидон" и "Святой Йоханнес") для доминиканского проповедника Джироламо Савонаролы. Спустя год Микеланджело получает приглашение от кардинала Рафаэля Риарио для работы в Риме. Там скульптор создает "Римскую пьету" и "Вакха".

В Риме Буонарроти выполняет несколько заказов для разных соборов и церквей, а в 1505 году римский папа Юлий II предлагает ему ответственную работу - изготовить гробницу для его святейшества. В связи со столь ответственным заказом Микеланджело отбывает в Каррар, где проводит более полугода, выбирая подходящий мрамор для папской усыпальницы.

Для гробницы скульптор изготовил четыре мраморных изваяния: "Умирающий раб", "Лия", "Моисей" и "Связанный раб". С 1508 и до конца 1512 года Буонарроти работает над фресками Сикстинской капеллы. В 1513 году, после кончины Юлия Второго, скульптор получает заказ от Джованни Медичи на изготовление статуи Христа с крестом.

Великий скульптор эпохи Возрождения Микеланджело Буонарроти скончался в 1564 году в Риме. Похоронен во Флорентийской базилике Санта-Кроче.

скульптура раннего возрождения

"Чинквиченто"

В общую картину Ренессанса органично вписался период Высокого Возрождения. Тогда же появился термин "чинквиченто", что означает "превосходство". Этот период взлета продолжался около сорока лет. Он дал миру шедевры, которые навечно вписаны в скрижали высокого искусства. Портрет Моны Лизы и "Тайная вечеря" Леонардо да Винчи,"Сикстинская мадонна" Рафаэля Санти, "Давид" Микеланджело Буонарроти - эти и другие произведения украшают залы престижных музеев.

Итальянский скульптор Андреа Сансовино (1467-1529 гг.) - один из наиболее заметных представителей эпохи Высокого Возрождения. Первой работой Сансовино стало алтарное терракотовое украшение для церкви Санта-Агата с изображениями Св. Себастьяна, Роха и Лаврентия. Аналогичную скульптурную группу Андреа изваял для алтаря церкви Сан-Спирито во Флоренции. Скульптура Высокого Возрождения отличается выраженной духовностью и какой-то особой проникновенностью.

Вероккьо Андреа

Это знаменитый скульптор эпохи Раннего Ренессанса, учитель Леонардо да Винчи, Сандро Боттичелли и Пьетро Перуджино. Главным предметом творчества Верроккьо было ваяние, на втором месте - живопись. Андреа был прославленным постановщиком придворных балов и талантливым декоратором. Скульптура Высокого Возрождения фактически началась с работ Верроккьо.

архитектурные постройки и скульптуры возрождения

Художник долгое время творил, находясь во Флоренции. Им было создано надгробие для флорентийского вельможи Козимо Медичи, затем более двадцати лет скульптор работал над композицией "Уверение Фомы". Знаменитая статуя Давида была создана Верроккьо в 1476 году. Бронзовое изваяние предназначалось для украшения виллы Медичи, однако Джулиано и Лоренцо сочли себя недостойными столь высокой чести и предали скульптуру в Палаццо Синьории во Флоренции. Великолепная скульптура Раннего Возрождения, таким образом, обрела свое место. В частных домах старались не держать уникальные художественные произведения. Не менее ценным с точки зрения высокого искусства было также и позднее Возрождение. Скульптура Бенвенуто Челлини "Персей" считается непревзойденным шедевром Позднего Ренессанса.

Статья закончилась. Вопросы остались?
Комментарии 0
Подписаться
Я хочу получать
Правила публикации
Редактирование комментария возможно в течении пяти минут после его создания, либо до момента появления ответа на данный комментарий.