Авангардизм в живописи 20 века: представители, примеры

Начало двадцатого века ознаменовалось множеством масштабных событий: изменялись экономика и политическая карта мира, наука и многое другое. Не осталось в стороне и искусство: авангардизм в живописи, кино и литературе преобразил саму концепцию творчества и взгляд общества на него. Новые идеи стали настоящей революцией, которая продолжает оказывать свое влияние на мир даже сейчас.

Авангардизм в живописи

Что такое авангард?

В начале двадцатого века появилось несколько экспериментальных течений с новыми идеями в области искусства. Их общим названием стало слово «авангард», в дословном переводе с французского обозначающее «передовой отряд». Новое понятие было противоположно академизму и продолжало традиции модерна. Представители авангардизма в живописи считали, что абсолютом является сам процесс творчества, а не конечное произведение. Человек превращался в объект искусства. Авангардизм в живописи 20 века можно разделить на несколько основных жанров: футуризм, сюрреализм, абстрактивизм, поп-арт, дадаизм и оп-арт. Отличительными особенностями того времени являются разделение формы и духовного смысла, безудержная свобода самовыражения в сочетании с научным, аналитическим подходом к процессу.

Возникновение и развитие

Авангардизм в живописи 20 века

Новое направление стало порождением абсурда, созданного несоответствием реального искусства и вкладываемого в него духовного смысла. Художественные ценности, сведенные к спекулятивным – вот что отличает авангардизм в живописи. Художники проводили скандальные акции и создавали бессмысленные на первый взгляд инсталляции, подчеркивая этим основные идеи течения. До самого спада явление сохраняло свою внутреннюю пустоту, бросающую зрителю вызов – сможет ли он отделить истину от мнимых ценностей? В современном искусстве авангард то и дело пытается вернуться к прежним традициям, несколько меняя смысл изначальной концепции.

Разные представители

Типичный авангардист скульптор Дюшан объявил своим произведением обыкновенный унитаз, размещенный на постаменте. Энди Уорхол создавал композиции из консервных банок. В подобных акциях заметно, чем отличается авангардизм в живописи и скульптуре от модернизма – суть первого заключается в авторитарности и обмане, пренебрежении школой и сложностями, использовании самых простых путей для насмешки над малообразованными критиками и не слишком культурной публикой.

Группа фовистов

Авангардизм в живописи: художники

Одним из самых ярких направлений, представивших авангардизм в живописи, стал фовизм. Группа последователей выступала против импрессионистов и стремления к достижению натуралистического правдоподобия. Для фовистов характерно использование броских композиций, отрицание традиционной перспективы. Художники бросали вызов буржуазным вкусам и салонному искусству, создавая декоративные сюжеты. Представителями можно назвать таких мастеров, как Рауль Дюфи и Марке. Последний в своих работах прошел путь от фовизма к реализму – в полотне «Собор Парижской Богоматери» ему удалось с детальной точностью передать оттенок воды Сены, архитектурные очертания собора и влажность воздуха, смягчающие его контуры. Отказались от связи с реальностью художники Вламин, Фриз и Брак, примитивистские сюжеты использовал Андре Дерен. Искаженные, мистические образы были созданы Жоржем Руо. Несмотря на многие объединяющие особенности, фовисты не слишком долго существовали как объединение и вскоре распались.

Анри Матисс

Француз, навсегда вошедший в историю искусства, стал одним из самых значимых мастеров, представивших авангардизм в живописи. Картины Матисса выражают его основную творческую идею о высвобождении цвета и энергии на полотнах. Он считал, что живопись во многом похожа на музыку, представленную всего лишь семью нотами, и старался передавать в работах свои личные переживания от увиденного.

Авангардизм в живописи: картины

В начале двадцатого века Матисс увлекся скульптурой Африки, декоративным арабским искусством и японской ксилографией, что тоже проявилось в его творчестве. Картины мастера отличаются интенсивными оттенками: глубоким синим, изумрудным, насыщенным желтым. Самые известные работы включают полотна:

  • «Танец», созданный под впечатлением от русских сезонов Дягилева в Париже и греческой вазовой живописи.
  • «Музыка» с изображением поющих и играющих на разных инструментах фигур.
  • «Красные рыбы» с потрясающей силой цветов и оригинальным плоскостным построением картины с отказом от перспективы и глубины.
  • «Улитка», одно из последних произведений, созданное из кусков бумаги, предварительно окрашенных в нужных тонах.

Абстракционист Кандинский

Представители авангардизма в живописи

Ярче всего русский авангардизм в живописи представлен именно этим художником. Кандинский много путешествовал и черпал вдохновение как в русском средневековье, так и во французском искусстве. Его пейзажи основываются на цветовых диссонансах и игре тонов и линий, которые со временем полностью вытеснили из его творчества реальные образы. Некоторые его полотна вдохновлены характерными русскими мотивами - например, «Дамы в кринолинах» или «Пестрая жизнь». В период после революции художник создал графическую серию «Малые миры», в которой проявилась его склонность к использованию эстетики супрематизма в сочетании с яркой декоративностью. В 1922 Кандинского пригласили преподавать в Баухауз. За годы работы художник не раз экспериментировал с техникой и добился впечатляющих результатов в абстракционизме – его выставки проходили по всей Европе, а теоретические работы пользовались успехом во всем мире, детально объясняя идеи, которые несет авангардизм в живописи. Примеры работ того периода включают «Композицию 8» и «Точку и линию на плоскости».

Статья закончилась. Вопросы остались?
Комментариев 5
Подписаться
Я хочу получать
Правила публикации
0
Мне нужен ответ на билет: Второй авангард. Периодизация. Направления, течения. Основные представители
Копировать ссылку
Вторая волна русского авангарда) — движение в русском искусстве, в первую очередь в изобразительном искусстве и поэзии, началом которого считается середина 1950-х годов, а завершением — конец 1980-х. Его рождение связывается с Хрущевской оттепелью (1955 год) или с VI Всемирным фестивалем молодёжи и студентов в 1957 году в Москве. Считается, что понятие введено в оборот Михаилом Гробманом(ВИКИ)
Копировать ссылку
Нонконформисты 60-80 х годов. Вторая волна русского авангарда.Период с конца 50-х по начало 60-х годов в Советском Союзе ознаменовался подъёмом во всех сферах жизни, обусловленным хрущевской «оттепелью», полётом в космос и другими достижениями. Бурное движение наблюдалось и в художественной среде. Так, в 1954 году художник Элий Белютин создает студию «Новая реальность». Для преподавания Белютин выработал особую методику, основанную на разных системах обучения, в том числе методе Чистякова и худо
Копировать ссылку
жников русского авангарда 1920-х годов.
Однако «оттепель» вскоре закончилась. В 1962 году на выставке, посвященной 30-летию МОСХа в Манеже, Хрущев, посмотрев на работы белютинской студии «Новая реальность», заявил, что в вопросах искусства он остается сталинистом. Последствия этого выступления Хрущева были самыми серьезными: по всему Союзу обострилась борьба с формализмом и абстракционизмом в живописи. Однако, несмотря на отсутствие поддержки, а иногда и гонения со стороны власти, художники про
Копировать ссылку
должали заниматься искусством. Среди них:
Элий Белютин
Эрик Булатов
Люциан Грибков
Борис Жутовский
Юрий Злотников
Владислав Зубарев
Илья Кабаков
Владимир Немухин
Дмитрий Плавинский
Анатолий Сафохин
Тамара Тер-Гевондян
Борис Турецкий
Владимир Яковлев
Копировать ссылку
Редактирование комментария возможно в течении пяти минут после его создания, либо до момента появления ответа на данный комментарий.