Атомный ледокол «Арктика»: описание и фото. Современные ледоколы класса «Арктики»

Пожалуй, нет в истории бывшего Советского Союза эпизода более романтичного и драматичного, чем освоение Крайнего Севера. Необходимость в этом была первостатейной: в тех краях залегает огромное количество полезных ископаемых, в которых крайне нуждалась промышленность молодого государства. Кроме того, данные по изучению тех мест очень требовались ученым, так как они позволяли рассмотреть этапы развития всей планеты.

ледокол арктика
Словом, нужно было как-то добираться до места назначения. В условиях жесточайшего климата и полного бездорожья оптимальным выходом являлось использование морских путей, вот только сезон навигации в тех краях чрезвычайно короткий. Риск оказаться запертыми во льдах был велик.

Вот тогда-то и возник знаменитый на весь мир советский ледоходный флот. Одним из наиболее значимых его представителей являлся ледокол «Арктика», истории которого и посвящена данная статья. Этот корабль настолько уникален, что ему можно смело посвящать целую книгу! Если вы прочитаете статью, то наверняка согласитесь с нами в этом.

Краткая техническая характеристика

Судно обладает крайне высокими и прочными бортами, сразу четырьмя палубами и двумя грузовыми платформами. Для размещения органов управления и командного состава используется пятиярусная палубная надстройка. В движение огромный корабль приводится сразу тремя винтами (на каждом – по четыре лопасти). В центральной части ледокола располагается паровая турбина, пар для которой вырабатывается при помощи атомного реактора. Для изготовления последнего были использованы все теоретические и практические наработки, которые атомная промышленность Союза успела накопить к тому времени.

Особенностью всей конструкции является корпус из высококачественной легированной стали. Только вдумайтесь: вся огромная конструкция сделана из столь дорогостоящего и невероятно прочного материала! В тех местах, которые на практике подвергаются наибольшему давлению льда, предусмотрена защита, так называемый ледовый пояс, представляющий собой усиление конструкции наращиванием слоя основного корабельного корпуса.

Прочие корабельные системы

ледокол арктика фото
Важной конструктивной частью, которой отличается ледокол «Арктика», являются дифферентная и креновая системы. Для буксирования, которое нередко приходилось выполнять экипажу судна, предназначена целая буксировочная площадка, расположенная на корме судна. Имелась также вертолетная площадка. Как правило, в походах использовался Ми-8, который был незаменим для проведения дальней разведки и нахождения застрявших во льду кораблей.

Важной особенностью судна является предельно совершенная по своим временам автоматика, благодаря которой атомный реактор мог длительное время функционировать в полностью автономном режиме, не требуя постоянных и трудоемких вахт. Датчики были установлены также в помещении гребных электродвигателей, в отсеках электростанций, а также в основных распределительных щитах. Управление центральной энергетической установкой осуществлялось из командного центра, в качестве которого выступала ходовая рубка.

Она располагается в самой верхней части палубной надстройки, так как такое положение обеспечивает максимально эффективный обзор. Ширина ходовой рубки – порядка пяти метров, в длину она вытянулась на все 30 метров. Передняя и боковые стенки ходовой рубки практически полностью покрыты широкими обзорными иллюминаторами. Как ни странно, но перечень располагающегося в ней оборудования достаточно скромный.

Так, в помещении располагаются три совершенно одинаковых пульта управления, на которых имеются рукоятки для управления направлением движения корабля, а также индикаторы, показывающие состояние положение всех гребных винтов и руля. Есть кнопки для подачи предупреждающего звукового сигнала, устройства для активации механизма опорожнения балластной цистерны. Картину довершает штурманский стол, штурвал, стол гидрологов и стойки с гидролокаторами.

атомный ледокол арктика фото
Пиковая мощность – 55 МВт, водоизмещение составляет 23 тысячи тонн. Скорость хода (в идеальных условиях) может достигать порядка 18 узлов, длительность полностью автономного плавания составляет семь месяцев.

История создания

Сам ледокол «Арктика», являющийся головным кораблем проекта 10520, был заложен в 1971 году на стапелях Балтийского судостроительного завода. Впервые в истории советского флота будущий экипаж в количестве 150 человек не только участвовал в постройке судна, но и мог давать советы при его проектировании. Такая практика позволила морякам освоить совершенно новую технику в рекордно короткие сроки. Экипаж возглавлял капитан Ю. С. Кучиев.

Это был невероятно опытный капитан, который плавал на разных типах ледоколов более трех десятков лет. Уже в конце декабря 1972 года корабль спустили на воду, что является совершенно рекордным сроком для строительства такого рода.

Оборонный вариант использования

В правительстве СССР практически сразу было принято решение о том, что ледокол «Арктика» должен иметь технические возможности для использования в качестве мощного крейсера береговой охраны. Чтобы добиться этого, на него следовало установить комплект крупнокалиберного артиллерийского вооружения, приборы для постановки активных помех, а также дополнительное радиолокационное оборудование военного образца. «Программа максимум» предусматривала также проведение испытаний в условиях, приближенных к боевым.

После этого все военное оборудование предполагалось снять и законсервировать. На корабле планировалось оставить часть наиболее необходимого и востребованного в военное время вооружения, законсервировав его особым образом (с сохранением возможности его скорейшей распаковки и приведения в боевое положение).

В принципе, если вы посмотрите на качественную модель ледокола «Арктика», то сможете увидеть в его контурах очертания боевого корабля. Для СССР такая милитаризация не была чем-то новым, ведь страна помнила опыт 40-х годов всегда.

Как были достигнуты такие темпы строительства корабля

экскурсия в арктику на ледоколе
Очень долго конструкторы думали над тем, как избежать малейших задержек в строительстве корабля. Для этой цели был создан отдельный оперативный штаб, который работал под началом Виктора Ниловича Шершнева. Он принял решение: произвести все необходимые испытания в море, без захода в порт, за один прием.

На борт планировалось взять всех необходимых военных специалистов, а также отдельную команду, которая должна была отвечать за стрелковое и артиллерийское вооружение. Экипаж сразу вырос до 700 человек, тогда как в штатном порядке на борту предусматривалось не более 150 мест.

Конструкторам и представителям заказчика пришлось очень много работать, чтобы разместить весь требуемый персонал, при этом никого не обидев. Пришлось ради этого задержаться в Ленинграде на четыре дня. За это время уровень воды спал значительно ниже уровня ординара, при том что для успешного вывода корабля необходимо было его превышение на 30-40 сантиметров!

Вывод судна на морские испытания

Проблем удалось избежать хотя бы потому, что ждать никого не пришлось: весь экипаж находился в постоянной боеготовности, проживая прямо на борту. Ввели морской распорядок, корабль удалось благополучно вывести в море. В середине декабря 1974 года в Москве и Ленинграде была принята короткая и лаконичная радиограмма: «Работа завершена». Впоследствии шутили, что Кучиев превзошел самого Цезаря: так кратко отрапортовать об успешном завершении ходовых испытаний сложнейшего корабля!

Были внесены сотни предложений по улучшениям ходовых и швартовых качеств ледокола, причем большая часть из них была полностью выполнена конструкторами «по горячим следам». В апреле 1975 года состоялся первый серьезный выход в море. Это говорило о том, что ледокол «Арктика», фото которого имеются в статье, полностью соответствует всем требованиям, которые закладывались еще на стадии проектирования и эскизов.

Уже 25 апреля 1975 года, когда корабль находился на рейде в порту Таллинна, на нем был поднят государственный флаг СССР. Наконец-то официально подписали акт о передаче имущества флоту, после чего первый ледокол класса «Арктика» отправился прямиком в Мурманск, в котором располагался порт его приписки. Это был триумф для всей научной и оборонной промышленности огромной страны.

Помимо тысяч человек, которые непосредственно участвовали в строительстве судна, в его проектировании и проведении опытов было задействовано более 350 (!) научно-исследовательских, оборонных, океанографических и гидрологических институтов, КБ, НИИ по всей стране.

Проводка по Северному морскому пути

ледокол класса арктика
Еще в начале 1975 года, до своей официальной приемки, ледокол «Арктика» (фото см. выше) с блеском провел по Северному морскому пути ледокол «Адмирал Макаров» (дизель-электрический). Уже в начале следующего года он буквально вырвал из плена ледовых торосов аналогичный корабль «Ермак», а также спас от верной смерти сухогруз «Капитан Мышевский».

Именно «Арктика» участвовала в спасении ледокола «Ленинград» вместе с транспортным кораблем «Челюскин». Счастливый капитан называл это мероприятие звездным часом нового корабля, так как только ради этих четырех случаев его можно было построить.

Всего два года столь активной работы убедительно доказали, что в состав советского флота вошел совершенно уникальный в своем роде флагман – атомный ледокол «Арктика». Модель его в те годы считалась самой желанной добычей любого советского мальчишки. И недаром, нужно сказать! Была продемонстрирована не только выдающаяся надежность атомной и прочих установок, но и отличные мореходные качества корабля. Впрочем, неугомонный капитан Кучиев знал, что его «подопечный» способен на большее, а потому требовал подготовки дальнего северного похода. Вскоре его настойчивые просьбы были услышаны. Команда стала готовиться к дальнему рейсу.

Апрель 1977 года, экспериментальный рейс на Ямал

В 1976 году корабль вышел из порта Мурманска, попутно проведя через льды усиленное судно «Павел Пономарев». Транспорт перевозил на своем борту почти четыре тысячи тонн разнообразных продовольственных и хозяйственных грузов. Неподалеку от мыса Харасавэй команда без особых сложностей смогла разгрузить все припасы на припайный лед, после чего их доставили на берег. Оба судна легли на обратный курс, в незамерзающий порт Мурманска.

Опыт показал, что Кучиев совершенно прав в своих высочайших оценках ходовых качеств корабля, а потому на 1977 год сразу же был запланирован еще более дальний и куда более сложный поход. Теперь предполагалось сделать сразу несколько рейсов до Ямала. На сей раз в команде был не только первый ледокол Арктики, но и корабль аналогичного класса «Мурманск», а также три транспортных грузовых судна.

«Чудеса на виражах»

В начале 1977 года караван благополучно отчалил из Мурманска, после чего уже через четверо суток подошел к Харасавэю. Через неделю суда легли на обратный курс. В Баренцевом море один из транспортников отправили своим ходом в Мурманск, где по прибытии он сразу же встал на загрузку. Тем временем компания ледоколов приняла еще один ведомый корабль, а затем снова провела его прежним курсом. Спустя всего двое суток процесс был снова повторен.

тур на ледоколе в арктику
Все участники того похода единодушно признавали, что ледокол «Арктика», технические характеристики которого представлены в статье, творил настоящие чудеса, проламывая торосы чудовищной толщины.

Последователи

А сейчас приведем полный перечень всех судов, построенных в рамках проекта 10520:

  • «Арктика».
  • «Сибирь».
  • «Россия».
  • «Советский Союз».
  • «Ямал».
  • «50 лет Победы».

Следует заметить, что последний ледокол «Арктика» (новый корабль «50 лет Победы») был введен в строй только в 2007 г., хотя его спуск на воду состоялся еще в 1993 г. Причина банальна – у руководства новой страны была постоянная нехватка денег.

С 2000-х годов экскурсия в Арктику на ледоколе стала доступна каждому желающему (были бы деньги). Благодаря этому требуемые суммы для окончательной достройки наконец-то удалось собрать, и корабельный долгострой был введен в состав флота Российской Федерации.

Новое время

К 1999 году «старичок» отработал уже 25 лет, проведя через Северный путь более трех тысяч судов, в трюмах которых был перевезен не один миллион тонн ценнейших грузов. Но путь ветерана не был завершен, его ждал совершенно новый рекорд. С мая по май, с 1999 по 2000 год, корабль провел в Северном Ледовитом океане 110 судов. Из 50 тысяч морских миль ровно 32 тысячи судно прошло без единой поломки. Совсем неплохо для 25-летнего «динозавра», который всю свою жизнь проработал в нереально сложных условиях!

Как предполагалось использовать к тому времени ледокол «Арктика»? Музей или аттракцион для богатых туристов, с чем моряки были категорически не согласны! Справедливости ради стоит отметить, что первый корабль проекта 10520 в 2008 году все же стал музеем, но его историческая идентичность была полностью сохранена. На тех судах проекта, которые по сей день остаются в строю, можно совершить тур на ледоколе в Арктику. Впечатления туристов, которые там побывали, просто невозможно передать словами. Восторг неописуемый!

Продление срока эксплуатации

атомный ледокол арктика модель
Атомный ледокол стал настоящим исследовательским полигоном. Моряки доказали ученым, что силовая установка корабля может еще долго работать сверх отведенного для нее срока. К середине 2000 года основная наработка всех систем и механизмов судна составляла уже порядка 146 000 часов. Учитывая все это, ученые и конструкторы постановили, что эксплуатационный ресурс самой «Арктики» можно смело продлевать до 175 тысяч часов, а прочие корабли проекта эксплуатировать до достижения ими наработки в 150 тысяч.

Флагман этого проекта позволил провести сотни тысяч экспериментов, на нем были отработаны сложнейшие комплексы навигационного и радиолокационного оборудования СССР и Российской Федерации, ученые-ядерщики собрали неописуемо ценные данные по работе атомных силовых установок в предельно жестких условиях. Значение, которое имеет атомный ледокол «Арктика» (фото представлены в статье), сложно переоценить.

Статья закончилась. Вопросы остались?
Комментарии 0
Подписаться
Я хочу получать
Правила публикации
Редактирование комментария возможно в течении пяти минут после его создания, либо до момента появления ответа на данный комментарий.