Сознание - это способ восприятия окружающего мира человеком. Само слово указывает на процесс постижения знания, заложенного в окружающем мире, и удвоение его посредством мышления. Как связаны сознание и деятельность человека? Для ответа на вопрос поэтапно разберем эти термины.
Природа сознания
Сам термин содержит подсказку о сущности процесса.
Реальность окружающего мира хаотичная на первый взгляд, имеет в основе определенный логикой природы порядок. Внутренний закон, согласно которому и определяется порядок и последовательность явлений внешнего мира.Человек как часть природы имеет особенность, которая дает ему право осуществлять преобразующую окружающий мир деятельность. Эта способность - мышление. Сознание и деятельность человека оказывают преобразующее воздействие на окружающий мир.
Именно предметное освоение действительности дает право говорить об осознанной деятельности. Сознание - это процесс мышления, в результате которого знание, заложенное в природе реального мира, получает отражение в мышлении человека.
Осознанная деятельность
Человек, осуществляя деятельность, имеет определенную цель и предмет. Целью является результат деятельности, который получает человек в итоге преобразования окружающего мира. В ином случае деятельность и сознание ее ценности теряют смысл.
Все этапы деятельности человека связаны с осознанием процесса:
- постановка цели и задач деятельности;
- применение знаний, умений и навыков в процессе труда;
- оценка результатов деятельности.
Эти последовательные этапы активности показывают, как связаны сознание и деятельность в процессе преобразования действительности.
Развивающая деятельность
Осознанно осуществляя деятельность, человек тем самым задает горизонты своего развития. Поскольку сама деятельность является развивающей средой для формирования личности.
Рассматривая деятельность и сознание как взаимосвязанные процессы, ученые разработали учение о деятельности как ведущей на каждом из возрастных этапов человека:- Игровая. В процессе ребенок получает и отрабатывает знания о мире.
- Учебная. В процессе школьник приобретает знания об основных областях жизнедеятельности человека.
- Трудовая. Эта форма является основой самореализации человека в качестве личности.
На фоне этого учения наглядно проявляется, как связаны сознание и деятельность человека на каждом из возрастных этапов жизни.
Личность и трудовая деятельность
Общей целью осознанной трудовой деятельности является удовлетворение личных потребностей. Они могут быть разные. Известная схема - пирамида потребностей Маслоу - сообщает о наличии четырех уровней потребностей:
- Физиологические потребности. Начальный уровень потребностей человека. который позволяет осуществлять существование на уровне природы.
- Потребность в безопасности. Отвечает цели самосохранения человека.
- Потребность в принадлежности к социальной группе. Отвечает природе человека как социального существа.
- Потребность в уважении, признании и самовыражении. Это уровень потребности развитой личности.
Все потребности в разной степени являются мотивирующим началом деятельности человека. Степень зависит от культуры уровня морали личности.
Если человек ориентирован только на материальные потребности, формируется потребительский тип культуры и ей определяется деятельность. Сознание, личность в полной степени обретают свою стихию на высшем уровне потребности, в процессе полного самовыражения.Как связаны сознание и деятельность, личностная самореализация в процессе трудовой деятельности? Именно в процессе производства социально значимой деятельности личность в полной мере реализует свой потенциал.
Она получает признание, уважение за востребованный обществом результат труда и в этом полностью проявляет свою цель, назначение.На уровне решения проблемы физиологического удовлетворения потребностей и потребности в безопасности человек обеспечивает только свое индивидуальное бытие. И только будучи востребованной обществом личностью, человек удовлетворяет свою осознанную потребность в том, что он привнес в развитие общества.