Как формировалась личность царя Петра Великого. Детство Петра Первого и его окружение

В истории Российского государства было много самых разных правителей: великих дипломатов, замечательных стратегов и гениальных полководцев. Но только один из них сочетал в себе все эти качества – Петр Великий. Его называли гениальным реформатором, сумасшедшим, хулиганом и Антихристом. Как формировалась личность царя Петра, какие факторы повлияли на это?

как формировалась личность царя петра

Необычный царь

Петр Алексеевич Романов сильно отличался от своих предшественников. Несомненно, между ними была глубокая наследственная связь. Но все правители России были хозяевами, которые трепетно оберегали богатство страны для себя и использовали для работы чужие руки. А сын Алексея Михайловича был царем-тружеником в прямом смысле этого слова. Четырнадцать профессий, которыми владел царь Петр Великий – это не красивая сказка, а правда.

детство петра первого

Характер первого русского императора

Петр Первый обладал сложным и противоречивым характером. Живость, неуемную любознательность и бойкость мысли он унаследовал по материнской линии. В детстве он был смышленым и красивым мальчиком, сильно отличавшимся от своего соправителя, брата Ивана.

Главными чертами характера Петра были вспыльчивость, порывистость, впечатлительность и недоверчивость. Когда он не мог доходчиво что-то объяснить, то легко впадал в ярость. В таком состоянии он нередко хватался за трость. К слову сказать, отходил царь быстро и уже через несколько минут мог простить провинившегося. Но его простота была обманчивой. Петр Первый просил обращаться к нему без титула, но в случае явного неповиновения приговор был скорым и жестоким.

Как формировалась личность царя Петра Великого? Благодаря чему он так сильно отличался от остальных правителей России? Ответ надо искать в самых ранних годах маленького царевича.

царь петр

Детство Петра Первого

О том, где родился будущий первый русский император, неизвестно. Называют несколько предполагаемых мест, но точных данных у исследователей нет.

Пытаясь понять, как формировалась личность царя Петра Великого, нужно обратиться сначала к его родителям – тем, кто оказывал непосредственное влияние на него с самого рождения.

В 4 года он лишился отца, который его очень любил. Алексей Михайлович, одаривая сына игрушечными солдатиками и пистолями, зародил в ребенке первый интерес к оружию и военному делу. По свидетельству современников царя, в детстве он не интересовался никакими другими игрушками и забавами, кроме военных.

Отец, желая дать малолетнему сыну правильное военное обучение, приставил к нему полковника Менезиуса в качестве военного наставника. Так и вышло, что военному делу Петр Первый начал обучаться раньше, чем грамоте. Было малолетнему наследнику тогда 4 года. Знакомство с грамотой началось для него в пятилетнем возрасте.

Обучение по церковным книгам для живого и непоседливого ребенка было настоящей мукой, поэтому Никита Зотов, учитель малолетнего царя, обучал его и по популярным тогда «потешным» книгам с картинками. Много внимания наставник Петра уделял изучению военной истории России, рассказывая о подвигах Александра Невского, князя Владимира и Ивана Грозного.

До десяти лет царевич спокойно и беззаботно жил с матерью под Москвой, в селе Преображенском. Здесь для него было построено земляное укрепление с пушками, где он со своим «потешным» войском, набранным из сверстников, мог заниматься военным делом, играя во взятие крепости.

Детство Петра Первого не было безоблачным. Стрелецкий бунт 1682 года, свидетелем которого был малолетний Петр, не мог не оставить отпечатка на психике ребенка, став причиной нервного расстройства будущего императора. Из-за этого лицо царя в минуты сильного волнения искажали судороги.

После прихода к власти сестры Софьи его вновь отправили в Преображенское. Зотова от него удалили, и молодой наследник был предоставлен сам себе. Другого праздный образ жизни бы испортил, но цельная и деятельная натура Петра не дала убить любознательность и желание узнавать новое. Сам он впоследствии говорил, что ему очень не хватает знаний, не полученных в детстве.

Царь Петр Алексеевич учился до самой смерти. В 14 лет он узнал об астролябии и поручил привезти ему ее из Франции. Затем он нашел голландца, который смог в общих чертах показать, как обращаться с прибором. Талантливому юноше этого было достаточно, чтобы дальше разобраться самому. Так было всегда. Увидев или узнав о чем-то неизвестном для него, царь тут же загорался идеей изучить новое дело и не успокаивался, пока не становился его знатоком. Так, увидев заброшенный бот, он выучился плавать на нем и даже заложил собственную верфь.

царь петр алексеевич

Окружение

Как формировалась личность царя Петра Алексеевича? Вопрос этот крайне интересен, учитывая тот факт, насколько сильно он отличался от своих предшественников. Окружение юного наследника сыграло огромную роль в воспитании тех качеств, которые были присущи Петру Великому. Ему повезло – сначала отец, а после его смерти старший брат Федор уделял много внимания воспитанию и обучению наследника престола. Учителя, Менезиус и позже приставленный к Петру дьяк Никита Моисеевич Зотов, зародили в нем тягу к знаниям и поддерживали интерес ко всему новому.

как формировалась личность царя петра

Сподвижниками и наиболее близкими для царя людьми были Франц Яковлевич Лефорт, Александр Данилович Меншиков, Павел Ягужинский, Яков Брюс.

Первый русский император – гениальный реформатор или самодур?

Судить о личности Петра Первого сложно. В нем тесно переплелись противоположные черты характера. Вспыльчивость, жестокость, мстительность соседствовали с трудолюбием, любознательностью, неуемной жаждой жизни, веселым нравом. Уникальность личности Петра Алексеевича заключалась в том, что он обладал сильной тягой к знаниям и огромной работоспособностью, при помощи которых стремился преобразить отсталую во всех отношениях Россию и сделать ее великой державой.

Статья закончилась. Вопросы остались?
Комментариев 1
Подписаться
Я хочу получать
Правила публикации
0
А что тут можно комментировать - набор слов без ссылок и анализа фактов
Копировать ссылку
Редактирование комментария возможно в течении пяти минут после его создания, либо до момента появления ответа на данный комментарий.