Чем отличается словосочетание от предложения и других сочетаний слов? Анализ словосочетаний

Словосочетание традиционно считается самостоятельной синтаксической единицей, принципиально отличающейся от предложения. Оно появляется в языке в номинативных целях. Сложное наименование, несущее в себе ту же номинативную функцию, которую имеет слово, - словосочетание.

Предложение и словосочетание - как их отличить?

Отличие словосочетания от слова не нуждается в пояснении. На него указывает само название термина. А чем отличается словосочетание от предложения? Прежде всего оно представляет собой соединение слова и словоформы, реализацию обязательных и типично-факультативных его валентностей. В "Русской грамматике-80" словосочетание понимается как семантико-грамматическая модель распространения слова.

Предложение же - это чрезвычайно сложная и многоаспектная единица. За каждым из них стоят 3 образца: формальный, семантический и коммуникативный (прагматический). Основным грамматическим значением предложения является предикативность, которая дает возможность соотнести информацию о внеязыковой действительности (факт сообщения) с той речевой ситуацией, в которой порождается высказывание (с актом сообщения). Вот чем отличается словосочетание от предложения, говоря кратко.

отличие словосочетания от предложения

В синтаксисе изучаются только свободные словосочетания, то есть такие, в которых полностью сохраняются самостоятельные лексические значения входящих в него слов. Если они утрачены, мы имеем дело с фразеологизмами, которые уже не являются предметом изучения грамматики.

Построение словосочетаний

Словосочетания строятся по определенной исторически сложившейся в языке модели, то есть воспроизводятся в речи. Они имеют систему форм изменения, парадигму, которая полностью совпадает с парадигмой главного слова (вот еще одно отличие словосочетания от предложения).

В их состав могут входить не только два компонента: главный и зависимый (простое словосочетание). В высказывании по смыслу и грамматически могут объединяться несколько компонентов (больше двух), между которыми наблюдаются разные виды синтаксической зависимости.

Виды многокомпонентных словосочетаний

отличие словосочетания от слова

Они могут быть:

- комбинированными (последовательное подчинение): купить письменный стол, друг моего отца;

- сложными (параллельное подчинение): широко известный в городе, дать другу книгу;

- распространенными (с неоднородными определениями при главном): старинная хрустальная ваза, сочная некошеная трава;

- слитными (образуются при формировании предложения): купил газеты и журналы, шерстяные и шелковые ткани.

Анализ словосочетаний

слово словосочетание предложение

Первой процедурой анализа является выделение из предложения целого словосочетательного блока, определение его типа и деление на простые (двухкомпонентные).

Второй шаг - это анализ простого словосочетания с учетом многих характеризующих его параметров по следующей схеме:

1) начальная форма;

2) частеречная принадлежность главного слова;

3) вид синтаксической связи и средства ее выражения;

4) тип синтаксических отношений;

5) обусловленность формы зависимого слова;

6) модель (структурная схема).

Обусловленность формы зависимого слова

как отличить словосочетание от предложения

Обусловленность формы зависимого слова может определяться грамматическими свойствами главного, например принадлежностью его к определенному классу слов (части речи) или к той или иной грамматической категории. Так, способность определяться с помощью прилагательного присуща существительным: веселый молочник, старая книга.

Глаголы же как грамматический класс слов определяются качественными наречиями: работать усердно, говорить громко. Все эти словосочетания являются грамматически обусловленными. Наличие зависимой формы в винительном падеже без предлога определяется лексико-грамматическими свойствами, переходностью главного глагола: читать книгу, пить молоко.

Форма зависимого слова может определяться принадлежностью главного к определенному семантическому классу или лексико-семантической группе (ЛСГ). Так, все слова со значением речевого общения образуют словосочетания с зависимым существительным в форме творительного падежа с предлогом "с": говорить с кем-то, дискутировать с кем-то. Лексемы разных частей речи, включающие в свое значение модальный компонент (возможность, желание, необходимость и др.), в качестве зависимого имеют инфинитив глагола: хотеть учиться, надо учиться, желание учиться, готовый учиться. Все эти словосочетания являются семантически обусловленными.

И наконец, форма зависимого слова может определяться индивидуальным лексическим значением главного. В таком случае даже представители одной ЛСГ могут образовывать разные словосочетания: продавать фрукты - торговать фруктами; оплатить проезд - платить за проезд; гордиться другом - преклоняться перед другом. В таком случае говорят о лексически обусловленных словосочетаниях.

Отличие от других сочетаний слов

Зная, чем отличается словосочетание от предложения, необходимо отграничить его и от других сочетаний слов.

Как особую синтаксическую единицу, обладающую рядом свойств и имеющую языковую модель (структурную схему), его нужно отличать от следующих сочетаний слов в предложении:

1) от предикативных сочетаний (подлежащее + сказуемое): мальчик бежит;

2) от полупредикативных: а он, мятежный, просит бури;

3) от сочинительных: деревья и кустарники росли на поляне;

4) от аппозитивных сочетаний (сочетания приложения и определяемого слова): студент Иванов вышел;

5) от сочетаний, возникающих только в предложении: отец с сыном были очень похожи.

чем отличается словосочетание от предложения

Зная, чем отличается словосочетание от предложения и других сочетаний слов в нем, вы будете грамотно выполнять синтаксический разбор и не допускать грамматических ошибок. Это важный момент в изучении раздела "синтаксис", поскольку вышеуказанные элементы являются основными в нем, и их необходимо разграничивать. Надеемся, мы понятно объяснили в данной статье, как отличить словосочетание от предложения.

Статья закончилась. Вопросы остались?
Комментариев 1
Подписаться
Я хочу получать
Правила публикации
0
Это по школьному учебнику или доп.литра?
Копировать ссылку
Редактирование комментария возможно в течении пяти минут после его создания, либо до момента появления ответа на данный комментарий.