Мезенские изделия: описание, виды, символика. Изделия мезенских мастеров

Откуда произошло это ремесло? Деревенька Палащелье, которая расположилась на живописном берегу реки Мезень, определила название целого направления в

мезенская роспись
декоративном русском искусстве. В некоторых печатных изданиях можно увидеть другое название этой росписи — Палащельская. Художественная роспись по дереву — мезенская роспись поражает самобытными орнаментами и непосредственными рисунками.

Большую популярность промысел приобрел в 19 веке. Короба и прялки от реки Мезень распространились по Пинеге и Онеге. Мезенская роспись — это декоративно-прикладное искусство. Начало берет во времена славянских племен.

Мезенская роспись. Обсуждение первоистоков

Что породило такую роспись, неизвестно. Некоторые историки говорят, что мезенская роспись родом из Коми, другие считают, что первоисточником были древние греки со своими рисунками. В настоящее время это трудно установить, так как со времен ее возникновения прошли сотни лет. Широкое признание искусство получило с начала 1904 года. Академик Рыбаков находил в росписи элементы скифской культуры. Наскальные рисунки Заонежья увидела в ней Жегалова С.К.

Приобщение детей к народному ремеслу

Знакомство детей дошкольного возраста с мезенским промыслом — это приобщение к культуре и быту северных народов. При нанесении узоров и орнаментов росписи развивается детский художественный вкус, обогащается словарный запас названиями орнамента: ромб, завиток, зигзаг, спираль, контур и т. д. Дети учатся рисовать простые геометрические фигуры, животных.

знакомство детей дошкольного возраста с мезенским промыслом
С одной стороны рисунки орнамента, особенно животные, выполнены вычурно и абстрактно. Дошкольники любят копировать предложенные учителем рисунки оленя или коня. Каждое изображение отличается от другого появлением дополнительных элементов. Они настолько притягательны и понятны, что дети с удовольствием их повторяют. Это лишний раз подтверждает то, что эта роспись зарождалась как наскальная.

Мезенская прялка

Прялки — изделия мезенских мастеров, которые первыми в древние времена были удостоены росписи. Уникальность их состояла не только в изысканности рисунка, но и в форме. Они изготавливались из цельного куска дерева, и днищем их служил корень.

Лицо каждой прялки расписывалось одинаково: верхняя часть изображала небо, средняя — землю, а нижняя — подземное царство. На небе должны были быть птицы и окно для общения с высшими силами. Обязательными элементами были олени, лошади, и дерево с птицей. В последнем ряду также были изображены лошади и олени, но они были черные. На оборотной стороне прялки могла быть надпись, например, посвященная любимому человеку, если прялка была подарком мужа жене. Прялка также была и необходимым атрибутом каждой северной девушки. Когда собирались девичьи посиделки, то каждая ставила свою прялку так, чтобы было видно ее лицо, которое было расписано индивидуально. Кода девушка выходила замуж и переезжала жить к мужу, прялка следовала за ней и называлась собойная. Прялка в доме была на особом положении и к ней относились с почетом и благоговением.

мезенские изделия

Техника нанесения росписи

В те далекие времена исключительно мужское население занималось таким престижным ремеслом, как мезенская роспись. Традиция состояла в том, чтобы передавать его по наследству. В мезенской росписи всегда присутствовало два цвета: красный и черный. Первые мезенские рисунки писались красной глиной и черной сажей, которые растворялись в смоле лиственницы. Писались рисунки деревянной палочкой, перьями птиц или кисточкой, сделанной из человеческих волос. Узор наносили на необработанную древесину, потом изделие покрывали олифой, и от этого дерево становилось золотистым.

С тех пор техника нанесения мезенской росписи не изменилась за исключением орудия нанесения рисунков. В настоящее время преимущество отдается кисти.

Орнамент был не произвольным, а символическим. Толкование некоторых символов уже утрачено, но техника сохранилась та же. Все элементы орнамента статичны и только благодаря тому, что они неоднократно повторяются, в рисунке появляется динамика и движение.

Мезенская роспись, символика, элементы орнамента

Символы своими корням уходят в мифологию и отображают культуру и жизненные ценности народов Севера. Для рисунков характерна многоярусная узорчатость, что указывает на шаманское происхождение.

художественная роспись по дереву мезенская роспись
Три уровня символизируют три мира: небо, земля и подземелье. На нижнем и среднем уровнях располагаются животные: лошади, олени. Верхний уровень, небесный, заполняют птицами. Животные рисуются в красных и черных тонах, что можно также толковать как сочетание живого и мертвого миров. Конь у народов севера на особом положении и имеет значение оберега. Он символизирует жизненное начало и является также источником благополучия. Каждый уровень отделяется полосой, которая состоит из повторяющихся рисунков.

Земля на рисунках обозначается прямой линией. Если она расположена внизу, то это земная твердь, если вверху, то небесная. Земля в мезенской росписи имеет большое значение, так как это плодородие, защита, материнский оберег. Графическое изображение земли на рисунках - квадрат.

Вода на рисунке может обозначаться косыми линиями. Она имеет несколько значений. Небесная вода, которая орошает землю в качестве дождей. Это живительная влага может быть с градом. Может изображаться волнистой линией, находиться рядом с прямой линией или возле водоплавающих птиц.

Ветер. Мелкие короткие линии, сопровождающие орнамент, обозначают ветер или свежий воздух. Этот элемент связан с мистикой и имеет Божественное начало. Это то, что существует, но невидимо и неосязаемо. Кроме божественного значения, этот символ может обозначать и демонические образы и представлять разрушительную силу. Как и всякий ветер, он может быть легким и приятным, а может нести ярость и разрушение, но без него невозможно земное существование. Это творческое начало. Мезенская роспись изображает ветер как покоренную стихию в виде черточек на скрещенных линиях. Эта композиция похожа на ветряную мельницу.

Значение символа "спираль"

По мнению академика Б. Рабакова, спираль в мезенской росписи относится к мифологии. Это солнце, которое движется по орбите. Мезенская роспись изобилует множеством спиралей, которые присутствуют по всему рисунку. Они везде: крутятся возле животных и присутствуют в орнаменте. Спираль может обозначать не только солнце, а также смерчи, водовороты и является самым распространенным элементом декора. Спирали бывают разные. Если спираль сжата,

мезенская роспись символика элементы орнамента
она обозначает энергетический клубок. Приближенная к кругу символизирует цикличность смены времен года. Сочетание женской и мужской энергии обозначает спираль двойная. Спираль, стремящаяся вверх, соответствует мужской энергетике, стремящаяся вниз — женской. Двойственность спирали может еще обозначать деторождение.

Элементы, символизирующие процветание в росписи мезенских умельцев

Символика и элементы мезенской росписи, которые символизировали процветание, изображали повсюду, желая себе добра. Их располагали на посуде, что предвещало никогда не голодать, на свадебных нарядах, что означало быть плодовитой и иметь полную семью. Вообще вся мезенская роспись посвящена изобилию. Это выражается в изображениях цветов, плодов, семян. Иногда применялось двухрядье, где символы располагались в порядке клеток шахматной доски. Ромб как символ изобилия часто располагался в виде непрерывной цепи, что указывало на дерево жизни.

Значение символа «птицы»

Птица — популярный знак, который означает дары и предвестника хороших новостей, особенно если она сидит на верхушке дерева. Птица, пожалуй, самый распространенный символ, который используется в рисунках народных умельцев. Северные народы имеют традицию размещать птиц из дерева в углу своей избы, который должен быть непременно красным (предполагает воображаемое дерево). Лебеди, гуси, уточки обозначали умерших предков, которые оберегают и помогают живым родственникам в тяжелую минуту.

Животные в символике

символика и элементы мезенской росписи
К числу самых распространенных символов в мезенской росписи относятся изображения животных, таких как олени и лошади. Причем в мезенской росписи кони имеют необычную окраску, не свойственную этим животным. Их мастера раскрашивали в красные и оранжевые цвета. Иногда они заштриховывались решетками. Вместо копыт часто рисовали вычурные перья. Ноги лошадей были неестественно тонкие и длинные.

В рисунках коней принято располагать напротив друг друга часто с воюющими наездниками. Вокруг животных часто изображались солярные символы.

Искусство декорирования красками

Мезенская роспись — декоративно-прикладное искусство. Помимо прялок, мезенская роспись применялась для украшения домашней утвари (коробов, прялок, шкатулок, лукошек, сундуков, ковшей, чашек, ложек, решет). Мезенские изделия расписывались в весеннюю пору. Изготовление их для продажи было большим подспорьем в каждом хозяйстве. Коробья в конце 19-начала 20 века расписывали в отличие от прялок крупными розетками, состоящими из овалов и кружков. Наклонными полосами украшали обручи.

Мезенские изделия и в наши дни высоко ценятся любителями народного творчества. Искусство росписи мастеру деревни Селище Ивану Фатьянову передал по наследству его отец. Он искусно расписывал лукошки и с успехом их продавал. Самой древней русской династией мастеров росписи были Аксеновы. Известны также своим ремеслом Федотовы, Новиковы, Шишкины, Кузьмины. Самым выдающимся мастером–художником, роспись которого никого не оставляла равнодушным, потому что всю душу он вкладывал в свое дело, был Федотов Василий Климентьевич, которого односельчане называли Вася Климович.

Современные ученые, изучающие мезенские изделия, считают роспись на них аграрной. На это указывают многочисленные прямоугольники, которые символизируют вспаханные пашни. В таких животных, как «уточка» и конь, узнаются символы заката и восхода. У северных народов эти животные всегда ассоциировались с солнцем: утицы-солоницы, конь-огонь.

Мезенские изделия содержат в рисунках изображение «курочки», которыми также украшали крыши домов наряду с конями. “Курицы и конь на крыше – в доме тише”, — известная славянская поговорка.

изделия мезенских мастеров

Палащельская роспись в наши дни

Сейчас на Севере в таких городах, как Архангельск и Северодвинск, изготавливаются множество сувениров в стиле мезенской росписи.

Современная мезенская роспись несколько отличается от древней. Она стала не такой графичной. Она мягче. Это происходит потому, что поменялся инструмент, которым выполняется рисунок - перья сменили кисти. Мезенская роспись в наши дни приобретает другой смысл. Сейчас используются только символы и образы, которые не так красноречиво рассказывают о жизни северных народов.

Статья закончилась. Вопросы остались?
Комментарии 0
Подписаться
Я хочу получать
Правила публикации
Редактирование комментария возможно в течении пяти минут после его создания, либо до момента появления ответа на данный комментарий.