Патомский кратер и его загадка

Север Иркутской области отличает от других мест Сибири не только особая красота пейзажей, но и наличие объекта, происхождение которого до сих пор является загадкой для учёных. Патомский кратер, или «Гнездо горного орла», был обнаружен ещё в середине 20 века. Геолог Вадим Колпаков тогда даже не представлял, что вокруг его открытия будет сосредоточено большое внимание общественности. Загадка Патомского кратера состоит в том, что существует несколько версий его образования, ни одна из которых не нашла более или менее убедительных доказательств.

патомский кратер

История открытия сибирского кратера: как это было

История обнаружения необычного геологического образования в сибирской тайге очень необычна. Патомский кратер, фото которого не так часто, но всё же можно увидеть в средствах массовой информации, поначалу был принят Вадимом Колпаковым и группой геологов, составляющих геологическую карту области, за обычный мираж.

патомский кратер 2014

Произошло всё летом, погода стояла очень жаркая. Огромный по размеру объект, напоминающий пирамиду, позже был классифицирован учёными как шахтовый террикон, однако никаких признаков добычи ископаемых вблизи обнаружено не было. Именно тогда, в 1949 году, Вадим Колпаков понял, что Патомский кратер – это нечто необычное. Сразу несколько гипотез выдвинул он относительно причин его образования: зарождение нового вулкана, след от упавшего метеорита или протекающие в глубине радиоактивные реакции.

Первая гипотеза: падение метеорита

Первая экспедиция, отправившаяся исследовать Патомский кратер, координаты которого были зафиксированы Колпаковым, была собрана только спустя почти 15 лет – в 1963 году. Именно тогда был установлен размер этого нетипичного для местности геологического объекта, а также собраны материалы, которые могли бы пролить свет на его происхождение. Однако даже это не помогло с уверенностью определить, почему посреди зеленеющих холмов, поросших хвойниками, образовался столь крупный кратер.

патомский кратер в иркутской области

В пользу падения метеорита говорили такие признаки, как форма кратера и угол его склонов. В то же время на дне гигантской воронки не было найдено никаких признаков метеоритных пород. Даже проделанный двухсотметровый шурф не помог исследователям в обнаружении каких-либо доказательств, говорящих о космическом следе.

Вулкан или...

Вторая поначалу убедительная версия, почему в тайге появился Патомский кратер – вулканическая активность. Однако, принимая во внимание строение тектонической плиты, а также отсутствие сейсмической активности в этом районе в последние несколько столетий, учёные вынуждены были отказаться от этой гипотезы. К тому же, только что зародившийся вулкан (форма кратера больше всего подходила под это определение) не мог сразу же прекратить своё существование, а продолжал бы выбрасывать из своих недр характерные породы и газы, как это обычно происходит во время их зарождения.

загадка патомского кратера

Отзвук Тунгусского метеорита?

Следующая версия происхождения кратера была выдвинута спустя несколько десятилетий А. М. Портновым. Собрав очередную экспедицию, чтобы изучить Патомский кратер (2013 год), учёный пытался найти «тунгусский след». Дело в том, что данное образование было очень похоже на другой объект, расположенный на прямой линии между Патомским кратером и местом, где предположительно упал Тунгусский метеорит. Однако версия эта очень быстро потерпела фиаско, так как лиственницы, растущие на склонах необычного геологического образования, выросли там намного раньше падения метеорита на реке Тунгуска (примерно на 130-150 лет). Опираясь на эти факты, учёные отклонили версию связи метеорита и такого геологического образования, как Патомский кратер. 2014 год также не открыл ничего нового, кроме, пожалуй, «радиоактивного следа».

Ядерная реакция или что-то другое?

Несмотря на стабильный радиационный фон в районе необъяснимо возникшего геологического образования, существует версия того, что инициировать его появление могла реакция распада радиоактивных веществ. Спилы с деревьев, сделанные во время очередной экспедиции, позволили учёным выяснить, что Патомский кратер имеет определённую связь с ними. Годичные слои лиственниц, росших в непосредственной близости от него, содержали изотопы. Судя по тому, в каких именно годовых приростах были локализованы радиоактивные вещества, специалисты установили примерную дату всплеска такой активности: примерно 1845 год. Всё это натолкнуло геологов и других специалистов на мысль о возможной причастности к этому делу летающих объектов с других планет, которые в качестве топлива использовали уран.

патомский кратер координаты

Инопланетный след

По словам некоторых учёных, Патомский кратер в Иркутской области мог возникнуть в результате столкновения с Землёй цилиндрического объекта. Почему именно цилиндрического? Во-первых, глубина кратера говорит о достаточно глубоком проникновении тела в породы, а это характерно именно для таких форм падающих предметов. Во-вторых, вокруг кратера не обнаружено камней и осколков, которые при падении цилиндрических предметов появляются практически всегда в больших количествах. Гипотеза основана на том, что цилиндр после проникновения на глубину примерно 300 метров натолкнулся на газовый карман, в результате чего измельчённые им породы были выдавлены на поверхность. На сегодняшний день эта версия считается одной из самых правдоподобных, а отсутствие свидетельств о падении космического объекта объясняется тем, что в 18 веке (установленная дата возникновения Патомского кратера) этот район не был заселён.

патомский кратер фото

Якутские легенды о Патомском кратере

Как бы то ни было, но Патомский кратер давно известен на всю округу. У местных жителей, которые называют его «Гнездо горного орла», существует множество легенд и преданий, связанных с этим местом. Рассказывают, что вблизи его у людей возникает необъяснимое чувство страха, печали или обречённости. Все, кто когда-то селился рядом с ним, в скором времени погибали: кончали жизнь самоубийством или были растерзаны медведями. Конечно, для тайги такие случаи могут быть обычными, но только зимой или в начале весны. Однако в окрестностях Патомского кратера случаются необъяснимые события: медведи нападают летом, что для них не свойственно.

Участники геологических экспедиций, направлявшиеся к этому месту, также становились свидетелями необъяснимых событий. Так, в 2004 году на подходе к кратеру неожиданно для всех скончался иркутский геолог Евгений Воробьёв. Как оказалось позже, у него произошёл инфаркт, хотя раньше на сердце научный сотрудник не жаловался. Конечно, это событие можно списать на обычную усталость вследствие длительного перехода по тайге, но другие участники экспедиции также чувствовали себя очень некомфортно.

Несмотря на то, что было собрано огромное количество фактов, материалов и прочих сведений, которые могли бы пролить свет на происхождение Патомского кратера, история с ним только начинается. Возможно, что с течением лет геологи, антропологи и учёные из других областей смогут выяснить, как посреди глухой тайги появилось это чудо.