Паства - это овчарня Божья. Религиозное значение терминов «паства» и «пастырь»

Церковная жизнь, как и жизнь практически любой религиозной организации организуется вокруг общества верующих и их лидеров - носителей священного функционала культа. Последние – жрецы, священники и пр. – часто носят наименование пастырей. Соответственно, паства - это широкие слои мирян. Аналогия эта очень древняя и в силу своей очевидности понятна всякому.

паства это

Семантика аллегории пастыря и паствы

Пастырь пасет овец, сторожит, ведет их к водопою и на луга, обильные пищей. Забота пастыря – благополучие и безопасность вверенного стада. Также и религиозный лидер призван сторожить свою паству от расколов, от смущения инакомыслием и ересью, вовремя подавать духовные воду и пищу и вообще всячески заботиться о благе пасомых.

История образа

Перспектива отношений «пастырь и паства» в религиозном контексте уходит корнями в седую древность. Вряд ли сегодня возможно установить, где и когда впервые была употреблена данная метафора. Важно отметить, что изначально пастырем назывался сам бог. Так, например, в псалмах, приписываемых Давиду, Яхве называется пастырем, пасущим своего почитателя на злачных пажитях (Пс. 22). В то же время криофором, то есть несущим барана, назывался Гермес – языческий вестник богов греческого пантеона. В этом амплуа Гермес изображался юношей, несущим подмышкой или на плечах небольшого барашка. Возможно, не без влияния этого религиозно-культурного типа появляется с началом новой эры изображение Иисуса Христа как доброго пастыря, полагающего себя за овец. Священные тексты христиан влагают в уста Иисуса слова: «Я пастырь добрый».

пастырь и паства

Вероятно, образ этот был так популярен, потому что был понятен широким слоям крестьянского населения, часто неграмотным. Дело в том, что на Востоке пастух идет впереди, а стадо идет следом, ведомое его голосом или мелодией. Также и верующая паства - это стадо послушных овец, идущее за голосом своего вождя-пастыря-спасителя.

Отрицательные стороны символики

Со временем пастырская роль переходила из рук божества к людям. Лидеры общин превращались из пасомых в пастухов, что создавало дистанцию между людьми. Подобная ситуация не здраво отражалась на этике и вообще на всем укладе религиозной жизни. Это можно показать на красноречивом примере христианства.

Изначально все христиане считались учениками Христа и, соответственно, составляли часть его паствы. Однако довольно быстро (уже в новозаветное время) происходит раскол между лидерами и общинами. Первые присваивают себе суверенное право священнодействовать и учить, что нивелирует царственное священство церковной общины до профанного уровня. Прихожане церкви отныне не народ священников, а просто миряне – мирские, профанные люди. Увеличивающаяся дистанция привела к доктринальному закреплению учения о двух церквях – учимой, состоящей из непосвященных мирян, и учащей, состоящей из носителей так называемой апостольской преемственности. В том или ином виде это деление на клир и мир присутствует почти во всех современных христианских деноминациях. Вопреки проповеди самого Иисуса и нормам ранней церкви, паства утратила возможность предстоять при совершении Евхаристии, проповедовать и исполнять иные, сугубо «священнические» обязанности. В настоящее время священнослужители и миряне даже причащаются раздельно.

прихожане церкви

Развитие церковности и клерикализма привело к тому, что пастырство стало профессией, а в некоторых странах в некоторые периоды истории вообще отдельным. Сама аллегория пастыря, перенесенная с бога на человека, способствует такому пониманию: психологически пастырь возвышается над паствой, а потому обладает правами судить, руководить, властвовать, стричь (!), наказывать и т. д. Поэтому часто в истории христианства паства - это не народ святой, а безмолвное стадо, ведомое горе-пастырями на убой. Злоупотребления эти предвидел еще сам Иисус, сравнивая себя, как истинного доброго пастыря, с наемниками, которые не заботятся о стаде и при первой опасности бросают его, и с ворами, которые расхищают стадо, прикидываясь пастырями.

Заключение

Клерикализм и духовная деспотия – неизбежное следствие разделения людей по иерархическому принципу в религиозном контексте, когда одни получают власть над другими в силу простого посвящения в сан, а не в силу личных заслуг. Учитывая, что параллельно процессу разделения церковного народа на духовную элиту пастырей и безликое стадо пасомых, последние потеряли даже право выбора пастырей, можно говорить о негативном влиянии этого образа на духовную культуру западной цивилизации. Христианская паства (это особенно характерно для реалий современной Русской православной церкви) - бесправное сборище людей, для которых есть только один закон – так называемое послушание (человеку в рясе).

К сожалению, чем больше проходит времени, тем больше отходят последователи Христа от идеалов, провозглашенных своим учителем.

Статья закончилась. Вопросы остались?
Комментарии 0
Подписаться
Я хочу получать
Правила публикации
Редактирование комментария возможно в течении пяти минут после его создания, либо до момента появления ответа на данный комментарий.