Картина "Итальянский полдень" Брюллова: описание и фото

За свою сравнительно короткую творческую жизнь художник Карл Павлович Брюллов создал множество полотен, среди которых есть несколько признанных шедевров мировой живописи. Среди них особое место занимает “Итальянский полдень”. Брюллов написал ее в 1827 году, и именно эта картина чаще всего упоминается в качестве лучшего произведения, принадлежащего его кисти.

картина Брюллова “Итальянский полдень”

Биография автора: ранние годы

Прежде чем перейти к описанию картины Карла Павловича Брюллова “Итальянский полдень”, стоит посвятить несколько срок биографии и творчеству самого автора. Итак, Карл Брюлллов родился в 1799 году в Санкт-Петербурге. С ранних лет он обучался живописи и помогал отцу — академику Павлу Брюллову — выполнять различные заказы. В частности, известно, что он участвовал в росписи Кронштадтской церкви. В возрасте десяти лет мальчик был зачислен в Императорскую академию художеств, которую окончил в 1821 году. Причем известно, что он получил золотую медаль за свои произведения по классу исторической живописи. За блестяще выполненную выпускную работу Брюллову полагалась поездка в Италию на средства казны, однако Президент академии — А. Оленин — потребовал, чтобы молодой человек отложил зарубежную стажировку на три года. Тогда Брюллов, который не смог найти общего языка со своим новым наставником А. Ермолаевым, отказался от поездки и оставил Академию.

Итальянское путешествие

Несмотря на все трудности, путешествие за рубеж все же состоялось. Дело в том, что на тот момент в Санкт-Петербурге действовало Общество поощрения художников, членами которого были богатые меценаты. Они предложили начинающему живописцу написать несколько картин, а взамен оплатили ему поездку в Италию, в которую тот отправился в 1822 году вместе с братом Александром Брюлловым. По дороге молодые люди посетили Ригу, несколько городов Германии, включая Берлин и Дрезден, а также Венецию, Верону и Болонью. Конечным пунктом путешествия был Рим, куда художник прибыл в 1823 году. Там он приступил к работе над заказным полотном, которое представляло собой копию одной из известных фресок Рафаэля Санти.

Карл Брюллов “Итальянский полдень” описание

Карл Брюллов, “Итальянский полдень”: история создания

Оказавшись в Риме, среди шедевров античного искусства и произведений мастеров эпохи Возрождения, художник пережил настоящий творческий подъем. Однако его живо интересовала кипевшая вокруг жизнь итальянской столицы и ее окрестностей, которая даже отдаленно не напоминала размеренный быт петербуржцев. Не остался художник равнодушным и к южной красоте римлянок. Все эти впечатления вдохновили его на создание картины “Итальянское утро”. Она имела оглушительный успех и была подарена Обществом поощрения художников супруге Николая Первого. Вскоре живописец получил заказ на создание еще одного подобного полотна от самого императора. Им стал “Итальянский полдень”. Брюллов блестяще справился и с этой работой, создав настоящий шедевр. Интересно, что через некоторое время после написания полотна художник встретился с графиней Юлией Самойловой, ставшей его музой, внешность которой чем-то напоминала девушку, изображенную на этой картине.

Карл Брюллов “Итальянский полдень”

Карл Брюллов, “Итальянский полдень”: описание

Как уже было сказано, это полотно было создано как бы в пару к уже написанной картине, где также изображена красавица-южанка. Однако это полотно отличается от предыдущего. “Итальянский полдень” (Брюллов создал его в возрасте 28 лет) изображает более зрелую красоту, тогда как на картине, написанной ранее, мы видим совсем юную девушку, почти подростка, которая на рассвете умывается прохладной водой из фонтана. Чтобы подчеркнуть то, что итальянка переживает пору расцвета, художник дал ей в руку пышную виноградную гроздь, налитую соком, такую же роскошную, как и она сама. Кстати, если присмотреться, можно заметить инициалы мастера, в виде латинских букв “СВ” на рубашке, едва прикрывающей белоснежную грудь красавицы. Трудно сказать, к какому сословию принадлежит женщина, которую изобразил Карл Брюллов. “Итальянский полдень” вообще полон загадок. Например, неизвестно, кто та девушка, что позировала художнику. Возможно, это была крестьянка из римских пригородов, однако белизна кожи подсказывает, что вряд ли эта особа привыкла проводить дни, работая на виноградниках под палящими лучами солнца.

Карл Брюллов “Итальянский полдень”

Дальнейшая судьба полотна

В это трудно поверить, но картина Брюллова “Итальянский полдень” после того, как ее выставили в Петербурге, вызвала волну негодования и получила массу нелестных отзывов. Дело в том, что модель показалась критикам слишком простой и лишенной изящества. Кроме того, любители живописи указывали, что внешность изображенной девушки далека от античных канонов красоты, что в эпоху позднего классицизма считалось недопустимым.

Таким образом, публика отвергла “Итальянский полдень”. Брюллов был расстроен. Более того, ему пришлось разорвать свои связи с меценатами, которые снабжали его заказами не один год. Знал бы он тогда, что спустя всего несколько десятков лет репродукции и копии этого полотна будут украшать стены частных домов и общественных учреждений по всему миру.

“Итальянский полдень” Брюллов

Где можно увидеть

Сегодня любители живописи во всем мире знают, что главный шедевр, который создал Карл Брюллов, — “Итальянский полдень” (описание представлено выше). Чтобы увидеть это великолепное полотно, нужно отправиться в Русский музей, который находится в Санкт-Петербурге по адресу: Инженерная улица, 4. Кроме того, в Третьяковской галерее в Москве хранится уменьшенная копия этой картины, также принадлежащая кисти художника.

Статья закончилась. Вопросы остались?
Комментарии 0
Подписаться
Я хочу получать
Правила публикации
Редактирование комментария возможно в течении пяти минут после его создания, либо до момента появления ответа на данный комментарий.