Янычар - это кто? Регулярная пехота Османской империи

Представления современного европейца об Османской империи, как правило, носят характер набора смутных образов, почерпнутых из старинных романов и их экранизаций. Гаремы, одалиски, кривые мечи и, конечно же, знаменитые турецкие янычары. Нашим согражданам также известно, что последние не испытывали жалости ни к кому, так говорил герой знаменитых романов И. Ильфа и Е. Петрова Остап Бендер. Он себя называл сыном турецкоподданного, но, учитывая авантюрный характер персонажа. это утверждение вполне можно поставить под сомнение. Так кем же были эти страшные воины, составлявшие оплот и элиту султанового воинства?

янычар это

Эмир Орхан и его новое воинство

Считается, что войско янычар было создано во второй половине XIV века османским султаном Мурадом Первым как особый род вооруженных сил, или, выражаясь современным языком, спецназ. Но этому событию предшествовала некая предыстория, относящаяся к 20-м годам того же столетия.

Ничего в военном деле не предпринимается просто так, из прихоти. Побудительным мотивом для создания особого корпуса стала низкая дисциплина в войсках эмира Орхана, который в 1326 году сумел занять город Бурсу, потеснив Византийскую империю. Победа была достигнута, но как истинный полководец, Орхан проанализировал причины больших потерь и многих других неприятных моментов, возникавших в ходе сражения, и пришел к выводу, что турки воюют плохо, а успеху способствовала скорее еще худшая подготовка войск противника, чем доблесть и умение собственной армии. Нужна была реформа, требовался новый тип воина. Отсюда и название («yeni» - новая, «ceri» - рать). Таким образом, история янычар начинается в двадцатые годы XIV века, а родоначальником турецкого спецназа по праву считается эмир Орхан.

турецкие янычары

Почему турки не подходили

Любые войска специального назначения комплектуются отборными солдатами. Во времена султанов и эмиров граждане Османской империи были людьми свободными и зажиточными, обилие захваченных ранее территорий, эксплуатация и грабежи населения оккупированных областей Балкан создавали условия для достаточно сытной и вольготной жизни, действующей расслабляюще. Турки воевать не очень желали, героически гибнуть не стремились, и уж тем более трудно было говорить о необходимом применении жестоких мер по отношению к соплеменникам в случае бунтов или иных народных волнений. И Орхан обратился к мировому опыту. Ему нужны были послушные рабы, преданные и беспощадные. Если турки таковыми быть не могут, значит, следует набирать нукеров из иностранцев. Такими были персидские телохранители IX века и гвардейцы древних индийских раджей.

Азабы-холостяки

Первой попыткой создания карательного спецназа было формирование корпуса азабов, укомплектованного взятыми в плен христианами из Болгарии, Албании, Сербии и других занятых османскими войсками территорий. Воины становились под вражеские знамена в добровольно-принудительном порядке, под страхом смерти. Жениться им запрещали, поэтому их и называли азабами (по-турецки - холостяками).

Из дальнейшей истории, в том числе и новейшей, известно, что подразделения, набранные из коллаборационистов, не отличаются высокой боеспособностью. В лучшем случае их можно использовать в качестве вспомогательной оккупационной полиции, но доверять ответственные участки фронта никак нельзя, они или побегут, или тут же переметнуться на сторону своих соплеменников, покаются, и, скорее всего, будут прощены.

командир янычар

Орхан рассудил мудро. Взрослые пленники не годятся. Османские янычары (новые воины) не должны помнить родства, забыть отца и мать, тогда они будут бесконечно преданы империи ему лично. Их нужно вырастить и воспитать. Кто для этого требуется? Дети!

Подготовка и обучение

На жителей захваченных Османской империей земель в 30-е годы XIV века, помимо обычных налогов и податей, возложили еще одну повинность, пожалуй, самую страшную. Самых крепких и смекалистых мальчишек 12-16 лет отбирали у родителей и везли в Турцию. Теперь их ждала совсем другая, не крестьянская судьба.

Важность идеологической подготовки была осознана военным руководством Османской империи. Будущие турецкие янычары получали новое имя, принимали ислам и проходили начальную адаптацию в семьях, где они осваивали турецкий язык в совершенстве, забывая попутно родную речь и культуру. Затем была военная школа.

войско янычар

Военная школа в Адрианополе

В возрасте 21 года подготовленный, воспитанный в духе преданности молодой человек прибывал в главное место дислокации корпуса янычар. Это был город Адрианополь, здесь же проходила церемония присяги. Принимали клятву верности дервиши, выполнявшие функции духовников и политруков одновременно.

Подготовка аджеми (новичков) включала уроки фехтования, стрельбы, тактических навыков. Занятия проводились по групповой системе, учебное подразделение составляли от 10 до 15 курсантов, будущих янычар. Это изнурительное обучение продолжалось шесть лет.

Но муштрой дело не ограничивалось.

Настоящий воин должен знать не только военное дело. Широкий кругозор и развитый интеллект – вот качества, которыми должен обладать истинный янычар. Это дает возможность принимать нестандартные решения в критической обстановке. Знание Корана приближает воина к Аллаху, поэтому теология была в военной школе одним из самых важных предметов. Отдельным важным предметом было и христианское богоучение. Занятия по правоведению, литературе и иностранным языкам также входили в программу интенсивного обучения.

Дисциплина

В средневековой Европе люди служивые любили проводить досуг в пирушках и кутежах. Жизнь солдата в эпоху постоянных войн и государственных переделов была, как правило, недолгой, и будущим жертвам войны хотелось взять свое еще на земле, пока душа не отлетела в рай. Европейские путешественники, видевшие адрианопольские казармы, место обучения «нового войска», удивлялись суровым условиям содержания янычар. Это было непривычно, курсанты, всегда невозмутимо-спокойные, проводили все время, за исключением разве что сна, в муштре и учебе. О картах или игральных костях они даже не слышали, алкогольные возлияния составляли религиозное табу. Железная дисциплина, стоическое терпение и аскетическая простота быта – вот те условия, в которых воспитывается настоящий воин. На основе рассказов габсбургского посланника фон Бусбека, бывавшего в Истанбуле, в Европе даже возник миф о непобедимости Османской империи.

корпус янычар

Обычаи, традиции и униформа

Помимо обета безбрачия, действовавшего до 1556 года, были и другие запреты, например, на ношение бороды, ее мог отпустить только офицер - командир янычар. В каждом подразделении, называемом арком, традиционно был котел (казан), из которого личный состав ел приготовленную самостоятельно пищу. Он считался своеобразным символом и амулетом и содержался в образцовой чистоте. Признаком недовольства или бунта (они случались) был перевернутый казан. Униформа менялась из века в век, но по своей сути корпус янычар представлял собой пехотные войска, экипированные легкими латами. В одежде турецкого спецназа и запорожских казаков было много общего. Шаровары (шальвары) благодаря своему свободному покрою не сковывали движений в бою, а «бёрк» (шапка со шлыком) набивалась конским волосом и служила защитой головы, наподобие шлема. Булава и кривая сабля янычара довершали воинственный облик.

османские янычары

Реформы

Столь хорошо подготовленное в военном отношении и высокоинтеллектуальное сословие не могло долго мириться с отведенной ему ролью слепого орудия в руках султана. Хитрость в сочетании с силой побуждает несправедливо униженного бороться за власть. Командир янычар, пользуясь привилегиями, при каждом удобном случае оттеснял от выполнения полномочий султанских наместников, выражая претензии на большие свободы и полномочия.

В XVI веке казавшиеся нерушимыми традиции претерпевают изменения, в корпус избранных слуг монарха начинают принимать этнических турок. Несмотря на скромное жалование, выплачиваемое раз в 3-4 месяца, служба в войсках особого назначения считается престижной. Этому способствует высокое качество образования и растущее социальное влияние «новых солдат». К тому же, при выходе в отставку по выслуге лет янычары получали неограниченные карьерные возможности. За прием в их ряды своего отпрыска турецкие родители нередко давали солидный «бакшиш», иным словом, взятку.

Такое положение продолжаться долго не могло.

сабля янычара

Конец эпохи янычаров

Среди людей, интересующихся историей, до сих пор нет единого ответа на вопрос: «Были ли янычары предателями?» Однако, рассуждая логически, можно прийти к выводу о том, что обвинять в измене можно лишь тех, кто сознательно и в зрелом возрасте перешел на сторону врага и сделал это для получения каких-то личных выгод. Детям, отнятым у родителей, в течение долгих лет «промывали мозги», им внушали мысль о справедливости власти султана, их «отца». Следует отдать должное османскому владыке, он и в самом деле относился к своим личным гвардейцам-телохранителям, особо доверенным карателям, элитным воинам и полицейским по совместительству, как к собственным детям. Сабля янычара три века безотказно обрушивалась на головы непокорных независимо от того, были ли они чужеземцами или турками. Но в XIX столетии проверенный инструмент начал давать сбои.

Летом 1826 года янычарский корпус восстал против новых законов, принятых султаном Махмудом Вторым. Толпа вооруженных «башибузуков» пыталась взять штурмом резиденцию владыки в Стамбуле. Мятеж был беспощадно подавлен, корпус янычаров расформирован, а сами они почти все истреблены.

Статья закончилась. Вопросы остались?
Комментарии 0
Подписаться
Я хочу получать
Правила публикации
Редактирование комментария возможно в течении пяти минут после его создания, либо до момента появления ответа на данный комментарий.