Памятник Лермонтову в Москве: фото и описание

4 июня 1965 года, в солнечный летний день состоялось торжественное открытие памятника Лермонтову Михаилу Юрьевичу на его родине - в Москве. На церемонии присутствовали поэты, писатели, исследователи, студенты, школьники и просто рабочие. С трибуны звучали поздравительные речи и стихи.

Открытие памятника Лермонтову

Идея создать памятник Лермонтову в Москве появилась еще в 1941 году. Именно в год 100-летия со дня смерти поэта столичное правительство приняло постановление о сооружение мемориала. Но начавшаяся вскоре Великая Отечественная война не позволила реализовать задумку сразу.

Только в начале 60-х годов появилась возможность вернуться к этой идее. Были проведены несколько конкурсов на лучший проект памятника. И в 1964 году, в год 150-летия со дня рождения поэта, проект первого в Москве памятника Лермонтову был утвержден. Начались работы по его изготовлению.

Москва в жизни М.Ю. Лермонтова

В Москве Лермонтов прожил в общей сложности не более 5 лет. Но с этим городом в его судьбе были связаны самые важные события. Здесь в октябре 1814 года он родился. Правда, уже через несколько месяцев, в начале 1815, его увезли в Тарханы, в имение бабушки по линии матери, где он воспитывался до 13 лет.

В 1827 году Лермонтов вновь поселяется в Москве, чтобы получить образование. Он учится сначала в пансионе при Московском Императорском университете, а затем поступает в сам университет.

Памятники Лермонтову в России

Наконец, с Москвой связано начало творческой деятельности поэта. В 1830 году в журнале «Атеней» появилось его стихотворение «Весна». Это была первая публикация Лермонтова. С этого времени он уверенно вошел в русскую литературу.

Первый памятник поэту

Разговоры о создании памятника Лермонтову начались еще в конце XIX века, примерно через 40 лет после его трагической гибели на дуэли. В Пятигорске появилась инициативная группа, которая начала продвигать эту идею, добиваясь разрешения правительства и ведя сбор средств.

Тогда же было предложено установить памятник Лермонтову в Москве. Но в 1880 году прошли шумные торжества по случаю открытия там памятника Пушкину (работы Опекушина А.М.), поэтому от нового грандиозного проекта московское градоначальство было вынуждено отказаться.

Созданию монумента предшествовала многолетняя подготовительная работа. В 1889 году в Пятигорске появился первый памятник Лермонтову.

Первый памятник Лермонтову

Другие памятники Лермонтову

Вслед за памятником, установленным в Пятигорске, лермонтовские мемориалы начали появляться и в других городах России. В 1892 году - в Пензе (скульптор Гинцбург И.Я.), в 1896 – в Петербурге (Крейтан В.П.), в 1900 – в подмосковном Середниково (Голубкина А.С.). Дважды предпринималась попытка установить памятник на месте дуэли Лермонтова в Пятигорске. Первый проект был реализован в 1901 году (автор Байков А.А.), но через 6 лет скульптура пришла в негодность, т.к. была выполнена из гипса. Новый памятник на том же месте был установлен в 1915 году (автор Микешин Б.М.).

Памятник на месте дуэли Лермонтова

Памятники М.Ю. Лермонтову установлены в Тамбове, Геленджике, музее-заповеднике Тарханы (Пензенская область), в Грозном. Так уж сложилось, что на родине поэта, в Москве, его память была увековечена чуть ли не в последнюю очередь. Зато московский памятник выделяется среди прочих и по мастерству исполнения, и по своему пространственному решению. Он был во многом новаторским, но об этом в свое время.

Выбор места для памятника Лермонтову в Москве

Вопрос о месте, где будет установлен монумент, был решен быстро. Члены комиссии единогласно выбрали территорию на площади Красных ворот, которая с 1941 года носит имя поэта. Недалеко от этой площади находился дом, в котором родился М.Ю. Лермонтов.

Памятник Лермонтову в Москве: подготовительный этап

Сознанию памятника предшествовала многолетняя работа. Конкурсы на лучший проект проходили начиная с 1958 года. Авторитетное жюри из членов Союза художников СССР изучило десятки вариантов, долгое время не находя такого, который удовлетворил бы их в полной мере. Разнообразные по сюжету и форме были представлены памятники Лермонтову, фото их найти не удалось, но сохранилось словесное описание.

Одни скульпторы делали ставку на динамичное образное решение, выбирая необычную композицию, позу, ситуацию. У них Лермонтов был помещен на скалу, на коня, сидел на земле, на уступе горы. Такие проекты были по-своему интересны, но не соответствовали месту, которое было определено для будущего памятника.

Другие авторы сосредоточили свое внимание на передаче внутреннего состояния поэта, при помощи выразительных жестов, поворота головы и т.д. Но излишняя экспрессия, по мнению членов жюри, не соответствовала лермонтовскому образу.

Интерес жюри вызвали проекты, которые предлагали пространственное решение памятника, анализировали, как он впишется в окружающий ландшафт.

Группа авторов под руководством И.Д. Бродского на всех этапах конкурса оказывалась среди претендентов на победу. Именно их проект в 1964 году и был утвержден.

Авторский коллектив

Исаак Давидович Бродский был самым зрелым участником победившей творческой группы. Он воевал на фронтах Великой Отечественной войны, а после ее окончания поступил в институт прикладного и декоративного искусства, где обучался у известного скульптора М.Г. Манизера. Перед началом работы над памятником Лермонтову у Бродского уже был опыт сооружения монументов. В 1954-1955 годах он увековечил память А.М. Горького в Тесселли и Южно-Сахалинске, делал памятники революционным вождям.

Приняли участие в работе и 2 молодых архитектора - Николай Николаевич Миловидов и Григорий Ефимович Саевич. Они отвечали за пространственное решение памятника, уточняли его размеры, положение на площади, анализировали, как скульптура будет гармонировать с окружающими зданиями.

Неоценимую помощь творческой группе оказал исследователь И.Л. Андроников, без его советов и подсказок памятник Лермонтову в Москве не получил бы такой портретной и психологической точности.

Памятник М.Ю. Лермонтову

Выбор материала

Фигуру поэта было решено изготовить из бронзы. Это один из наиболее традиционных материалов. Благодаря своим пластическим свойствам он позволяет создать очень сложные композиции, передать мельчайшие детали. Памятники Лермонтову в России в основной своей массе сделаны из этого сплава.

Из бронзы выполнена и декоративная решетка, составляющая с памятником единый ансамбль. Остальные части этого ансамбля (постамент, скамьи, площадка, опорный пилон решетки) выполнены из шлифованного серого гранита. Такое сочетание разных по фактуре и свойствам материалов позволило расставить смысловые акценты и добиться максимальной выразительности.

Описание памятника

Памятники Лермонтову в России различны по технике исполнения и воздействию на зрителя. Московский мемориал лаконичен и вместе с тем очень выразителен. Фигура поэта имеет жесткие контуры, образованные большими гладкими плоскостями, границы которых сходятся под острыми углами. Это придает напряженность позе и фигуре. Кажется, что за внешней сдержанностью скрывается огромная внутренняя энергия.

Живой и динамичной скульптуру делает трактовка одежды. Фигура заключена в строгий военный сюртук. Но порывы ветра развевают его полы и треплют воротник, открывая грудь поэта навстречу стихии. Скованность, зажатость в тиски символически выражены и в позе рук, сцепленных за спиной. Однако голова поэта волевым движением развернута в сторону в знак того, что он не желает подчиняться.

Много сил было потрачено на то, чтобы добиться портретного сходства. Здесь особенно помогли советы И.Л. Андроникова. За основу был взят автопортрет Лермонтова, созданный в 1837 году.

Памятник Лермонтову в Москве

Художественные детали

Первое, на что следует обратить внимание, говоря об особенностях памятника, это на форму постамента. Во всей композиции мемориала пьедестал – это самая скромная и нейтральная часть. Гранитный столп, чуть расширенный в средней части, одновременно и возносит фигуру поэта над окружающим пространством и связывает ее с ним, т.к. из того же материала выполнена площадка. Столп, лишенный всякого декора, не отвлекает внимание от главной части мемориала.

Важной частью композиции является широкая скамья, протянувшаяся вдоль одной из сторон площадки. В середине прошлого века это было новаторским решением окружающего пространства. В настоящее же время такой прием широко распространен, что свидетельствует о его больших возможностях и преимуществах.

Еще одним значимым элементом ансамбля является фигурная решетка, запечатлевшая силуэты лермонтовских героев - Демона и Мцыри. Между ними на высокой вздыбленной волне изображен одинокий парус. Решетка выполняет не только декоративную роль, но и отделяет территорию монумента от остальной части сквера.

Памятники Лермонтову, фото

Во многих российских городах установлены памятники Лермонтову, фото не всегда позволяет передать их экспрессию, гармоничную связь с окружающим ландшафтом. Одно бесспорно, памятник, установленный в Москве, входит в тройку лучших.

Статья закончилась. Вопросы остались?
Комментарии 0
Подписаться
Я хочу получать
Правила публикации
Редактирование комментария возможно в течении пяти минут после его создания, либо до момента появления ответа на данный комментарий.