Иммуноглобулин - это что такое? Иммуноглобулин (анализ): норма и отклонения

Человек окружен бактериями и микробами на протяжении всей своей жизни. Многие из них, живущие снаружи, не причиняют никаких проблем человеческому здоровью, а некоторые даже приносят пользу. Однако наравне с безвредными микробами в организм человека могут попасть и болезнетворные микроорганизмы, провоцирующие вирусные и инфекционные заболевания. С ними человеческий организм старается бороться. И вот тут на арену выходят иммуноглобулины.

иммуноглобулин это

Иммуноглобулин – это особая клетка, содержащаяся в крови человека и поддерживающая его иммунитет. При обнаружении инородных клеток, вирусов или микроорганизмов эти иммунные молекулы начинают их нейтрализовать.

Что такое иммуноглобулин: особенности

Иммуноглобулины представляют собой важный инструмент иммунной системы. Они имеют ряд характерных особенностей:

1. Специфичность. Заключается в нейтрализации исключительно самого возбудителя болезни. Тогда как большинство антимикробных и противовирусных препаратов воздействуют токсично не только на возбудители, но и на собственные клетки организма.
  2. Безвредность для организма.
  3. Необходима минимальная концентрация для борьбы с антигеном.
  4. Мобильность. С кровью иммуноглобулины поступают в самые отдаленные части и клетки организма для борьбы с вредителями.

анализ на иммуноглобулин

Функции иммунных молекул

Иммуноглобулин – это белок, который справляется со многими биологическими функциями, которые заключаются в следующем:

• распознание чужеродного вещества;
  • последующее связывание с антигеном и образование иммунного комплекса;
  • защита от повторного инфицирования;
  • уничтожение избыточных иммуноглобулинов антиидиотипическими видами антител;
  • отторжение тканей другого биологического вида, например, пересаженных органов.

Классификация иммуноглобулинов

В зависимости от молекулярной массы, строения и выполняемых функций выделяют пять групп иммуноглобулинов: G (lgG), M (lgM), A (lgA), E (lgE), D(lgD).

Иммуноглобулин E (lgE) содержится в плазме крови в очень малых количествах. Фиксируется на клетках кожи, на слизистых оболочках и базофилах. Эта группа иммуноглобулинов ответственна за возникновение аллергической реакции. Присоединение его к антигену приводит к возникновению отеков, зудов, жжений и других аллергических реакций.

иммуноглобулин е повышен

Если иммуноглобулин Е повышен, это свидетельствует о проникновении в организм раздражающих веществ или о наличии аллергии к большому количеству гистаминов. Для установления точного диагноза следует проводить дополнительные анализы крови с целью выявления специфических антител.

Кроме того, в случае, когда иммуноглобулин Е повышен, необходимо также сдать анализ на наличие в организме паразитирующих веществ, например, гельминтов. Эти черви паразитируют на внутренних органах, разрушая слизистую оболочку, что выливается в интенсификацию продуцирования клеток белка.

Иммуноглобулин М (lgM) имеет повышенный молекулярный вес, из-за чего не может проникать в кровь ребенка во время его внутриутробного развития. Плод вырабатывает его самостоятельно. Выработка этой группы иммуноглобулинов начинается первой после попадания инфекции в организм. Иммуноглобулин M играет немаловажную роль в процессе выведения возбудителя заболевания из кровеносного русла. Повышение иммуноглобулина M является показателем тяжелого воспалительного процесса в организме. Например, повышенное содержание этих титров в пуповинной крови говорит о возникновении внутриутробной инфекции плода, о заражении краснухой, сифилисом или токсоплазмозом.

что такое иммуноглобулин

Иммуноглобулин G составляет основное количество иммунных клеток в крови. Выработка начинается через несколько дней после попадания инфекции в организм и после начала выработки иммуноглобулина M. Сохраняется в организме на протяжении длительного времени. Это единственный вид антител, передающихся от матери к ребенку и создающих пассивный иммунитет.

Иммуноглобулин lgA называется секреторным, так как защищает дыхательные, мочевые пути и желудочно-кишечный тракт от инфекций. Также отражает атаку вирусов на слизистые оболочки. Что такое иммуноглобулин D, его количество и функции, до конца все еще не изучено.

Назначение анализа на иммуноглобулин

Анализ крови на определение количества иммуноглобулина E назначается в случае обнаружения бронхиальной астмы, атопического дерматита, пищевой или лекарственной аллергии. Рецидивирующее воспаление легких, кожные абсцессы, частые переломы конечностей, сколиоз и синусит свидетельствуют о генетической патологии, выраженной в аномально высокой концентрации иммунных белков группы E.

иммуноглобулин м

Анализ на иммуноглобулин M назначается при выявлении острых и хронических гнойных инфекций, внутриутробной инфекции плода, гепатитов и циррозов, паразитарных заболеваний. Сдавать кровь для анализа количества иммуноглобулинов lgG приходится при обнаружении рецидивирующих респираторных и бактериальных инфекций, хронических вирусных и инфекционных гепатитов, СПИДа.

Анализ на иммуноглобулин A делается при рецидивирующем менингите, отите, синусите, миеломе, лейкозе, лимфоме.

Дефицитное состояние

Дефицит антител любой фракции говорит о присутствии иммунодефицитного состояния. Оно может быть как врожденным, то есть первичным, так и вторичным, приобретенным. Проявляется это в рецидивирующих и хронических бактериальных инфекциях. Наиболее часто встречается дефицит иммуноглобулина lgA. Выражается это в повышенной чувствительности к инфекциям. Причины возникновения вторичных иммунодефицитов могут быть самыми разнообразными – от нарушения питания до воздействия ионизирующего излучения.

Применение человеческого иммуноглобулина

Иммуноглобулин – это не только белковые клетки, выполняющие защитную функцию, но и вещество, активно применяющееся в медицине. Выпускается в двух формах:

Иммуноглобулин человека может быть назначен при заместительном лечении:

• первичных и вторичных иммунодефицитов;
  • тяжелых вирусных и бактериальных инфекций;
  • различных аутоиммунных заболеваний;
  • СПИДа у детей;
  • для профилактики заболеваний у недоношенных детей.

Противоаллергенный иммуноглобулин может значительно улучшить состояние ребенка с постоянно повторяющейся ярко выраженной аллергией. Назначен он может быть только квалифицированным лечащим врачом.

В составе профилактических прививок также можно найти человеческий или животный иммуноглобулин. Сыворотка используются для формирования пассивного иммунитета. Входит в состав прививок от гриппа, краснухи, свинки, кори.

иммуноглобулин цена

Лечение с применением иммуноглобулинов

Лечение с использованием иммунных клеток проводится исключительно в стационаре, так как имеется ряд побочных эффектов:

• повышение температуры, озноб, головные боли;
  • одышка, сухой кашель;
  • рвота, диарея, рези в желудке;
  • сонливость, слабость, чувствительность к свету;
  • тахикардия, дискомфорт в грудной клетке.

При строжайшем наблюдении у врача препарат может быть прописан беременным женщинам и в период кормления грудью.

Где приобретать препараты с иммуноглобулином

Купить лекарственный препарат с иммунными клетками можно в аптеке. К нему прилагается инструкция с подробным описанием, противопоказаниями и дозировкой. Но покупать и принимать препарат без назначения не стоит. Цена внутримышечного иммуноглобулина за 10 ампул в среднем составляет 800-900 рублей. 25-миллиметровая бутыль для внутривенных инъекций стоит в среднем 2600 рублей. В аптеке также можно приобрести препараты для экстренной профилактики, в состав которых входит человеческий иммуноглобулин. Цена его будет значительно выше, но они просто необходимы человеку, попавшему в эпидемический очаг.

иммуноглобулин человека

Иммуноглобулин – это белок глобулярного характера, отсутствие или недостаток которого серьезно сказывается на состоянии организма человека. Выделенный из плазмы крови, он присутствует в большинстве иммуностимулирующих препаратов.

vvvvvvvv